ПРЕДИСЛОВИЕ.
В этой заметке продолжается разговор о поэме Пушкина «Граф Нулин», начатый здесь.
В своих заметках, я читаю «Графа Нулина» по порядку и, по ходу чтения, комментирую.
В прошлой заметке я остановился на фрагменте:
Погода становилась хуже —
Казалось, снег идти хотел...
Вдруг колокольчик зазвенел.
СЛЫШЕН ЗВОН БУБЕНЦОВ ИЗДАЛЁКА.
Итак, ранее я говорил о том, что поэма «Граф Нулин» представляет собой — аллегорию, иносказание.
Поэма «Граф Нулин» начинается с того, что муж отправляется на охоту, а его жена остаётся дома.
Я говорил, что муж — представляет собой аллегорию сознания, увлечённого неким замыслом. И также я говорил о том, что жена — представляет собой аллегорию сознания,
наблюдающего за собой самим.
Таким образом, в «Графе Нулине» аллегорически изображается процесс творчества, при котором сознание, будто бы, расщепляется на две части:
одна часть сознания увлечена замыслом (и ничего больше не замечает), другая часть сознания занимается обычными делами (и превращается в наблюдателя).
Нужно пояснить, каким образом возможна ситуация одновременного увлечения каким-то замыслом (и не замечания ничего другого) вместе с отстранённым наблюдением за реализацией замысла.
Дело в том, что происходит — вытеснение процесса наблюдения на уровень подсознания. Происходит так, будто оба мыслительных процесса (и тот, который увлечён творчеством, и тот, который наблюдает)
оказываются будто бы в разных мирах.
Видимо, у Пушкина — было очень образное мышление. Пушкин не только почувствовал, что в сознании происходит подобное расщепление, не только сам понаблюдал за этим процессом,
не только осознал то, что происходит (и это показалось ему забавным), Пушкин пошёл ещё дальше: он придумал образы для этого процесса.
Одну часть сознания (активного реализатора) — он соотнёс с мужем-охотником, а другую часть сознания — соотнёс с женой-наблюдательницей.
Однако, это ещё цветочки. Самое интересное в этой образной затее — это появление третьего персонажа, Нулина.
Кто такой Нулин? Нулин — это новая идея, пришедшая в голову. Нулин — это реализация замысла того, кто отправился на охоту. Зачем муж отправился на охоту?
Чтобы воплотить в жизнь свой замысел. Что-то охотника очень сильно увлекло и он отправился на охоту за своей добычей. И вот, в результате этой охоты, появляется — некий персонаж.
Персонаж, доселе невиданный и неслыханный. Персонаж — придуманный только что. Буквально вот. Свежий. Его прежде не было.
Кто он? Он — нуль. Он — новорождённый. Он только начал свой путь (от нуля в бесконечность). Он нём — никто ещё не знает (кроме того, кто его придумал; кроме творца, который его создал).
И вот об этом Нулине узнаёт жена! Об этом вновь возникшем персонаже узнаёт — подсознание. Узнаёт, услышав звук колокольчика.
Вдруг колокольчик зазвенел.
Читаем дальше.
ЗВУК, ВОЛНУЮЩИЙ СЕРДЦЕ.
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
Уж не она ли?.. Боже мой!
Вот ближе, ближе... сердце бьется...
Но мимо, мимо звук несется,
Слабей.... и смолкнул за горой.
Видимо, Пушкин, живя в глуши, в ссылке, в Михайловском, очень тосковал (по друзьям и обществу) и, находясь в одиночестве,
придумал своих героев: мужа, жену и Нулина (которые, собственно, представляют собой части одного единого сознания).
Пушкин придумал маски своим героям. Можно надеть маску персонажа и разыгрывать между ними спектакль так, как будто они являются отдельными лицами с собственной историей и с собственными характерами.
Конечно, это может показаться забавным. Но если вдуматься в то, отчего это произошло и каким образом возникло (возникло из-за одиночества и от чувства оторванности от мира),
это совсем не забавно. А где-то даже и печально.
Хорошо, что Пушкин смог преодолеть свою боль одиночества и, в конечном итоге, отобразить её, как весёлую, искромётную игру. И это — здорово.
Однако, пойдём дальше. И проанализируем приведённый фрагмент.
Итак, что же произошло?
Наталья Павловна услышала колокольчик. Что это значит? Это значит, что до слуха наблюдательницы каким-то образом дошёл звук, сигнал от охотника, который устремился на охоту за добычей.
И этот звук — взволновал её! Она одобрила его. Она потянулась к нему. Она не захотела, чтобы он затих. Чтобы смолк за горою.
Таким образом, Наталья Павловна из наблюдательницы за творческим процессом — превращается в соавтора.
Кто такая Наталья Павловна? Это — наша душа. Да, я говорил о том, что она не совсем душа. Что душа это рачительная хозяйка. А Наталья Павловна — не занимается хозяйством.
И тем не менее, Наталья Павловна — это всё равно душа, только душа в той мере, в которой мы её осознаём.
Наталья Павловна — это осознаваемая душа. И услышав колокольчик, услышав звук, сигнал, который подаёт сознание, находящееся на охоте, увлечённое реализацией своего замысла,
Наталья Павловна пришла в волнение. У неё отозвалось сердце. Она одобрила сердцем тот замысел, который возник у её мужа, охотника, даже ещё не зная, в чём он состоит,
услышав только звук колокольчика от его повозки.
Опять напомню слова стихотворения Пушкина «Поэт». Их можно применить не только к сознанию поэта (к охотнику), но и к душе поэта (к Наталье Павловне):
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Пока она, Наталья Павловна, не слышала колокольчика, она словно пребывала во сне. Она смотрела из окна. И что видела? Уток, барахтающихся в луже. Индеек, выступающих за мокрым петухом.
Драку козла и собаки. Словом, какую-то ничтожность. Но как только божественный глагол коснулся её слуха (она услышала колокольчик), так всё изменилось. Душа встрепенулась и пробудилась.
Так происходит процесс творчества: сознание, реализуя то, чем оно увлечено, — рождает образы. И эти образы — находят отклик в душе.
И кстати, анализируя текст стихотворения «Поэт», можно предложить ещё одну версию имени Нулин. Кто такой Нулин? Это — самый ничтожный из ничтожных детей мира
(но тот, кто может пробудиться орлом).
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В следующей заметке коснусь образа Графа Нулина подробнее.
|