ПРЕДИСЛОВИЕ.
В этой заметке продолжается разговор о поэме Пушкина «Граф Нулин», начатый здесь.
В своих заметках, я читаю «Графа Нулина» по порядку и, по ходу чтения, комментриую.
В прошлой заметке я остановился на фрагменте:
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкой снег,
Да вой волков; но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.
Движемся дальше.
СУПРУГА ОХОТНИКА.
Итак, он — уехал, а она — осталась.
А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга?
Замечательный вопрос! И ведь не боится Пушкин рифмовать "супруга" с "супругой"!
Занятий мало ль есть у ней:
Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В анбар и в погреб заглянуть,
Хозяйки глаз повсюду нужен;
Он вмиг заметит что-нибудь.
Хороши занятия. Занятия — хозяйки дома. Сравним с описанием хозяйственных забот Лариной в «Евгении Онегине» (вторая глава, строфа XXXII ):
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
Как мастерски Пушкин вплетает в канву «Графа Нулина» аллюзию на самого себя! Вот так изначально посмотришь на
"Занятий мало ль есть у ней: грибы солить, кормить гусей". И что здесь такого? Ничего. Обычная проза жизни. Грибы солить. Разве интересно?
Так нет же! Пушкин всё в дело пускает! Любое прозаическое дело он превращает — в непрозаическое.
Хозяйки глаз повсюду нужен;
Он вмиг заметит что-нибудь.
Как к месту! Для того, чтобы что-то заметить, нужен — взгляд хозяйки. Взгляд хозяйки позволяет замечать то, что пропускают служанки.
И Пушкин, как никто, обладал этим удвивительным хозяйским взглядом, обладал способностью подмечать то, что ускользает от других.
Ранее я говорил, что Пушкин — это охотник, который отправился на охоту. Который не мог дождаться момента, чтобы вырваться на волю.
Охотник, собаки которого рвались от нетерпения. И это — справедливо!
Но одновременно с этим Пушкин — и это удивительно — ещё и рачительная хозяйка, которая заглядывает в анбар и в погреб, солит грибы и кормит гусей,
несмотря на всю прозаичность этих непоэтических занятий.
То есть — он и уехал в поле. Охотником. Он и остался дома. Хозяйкой. Смотреть за хозяйством. Одновременно.
ЗАСОХШИЙ ЦВЕТОК.
Отвлекусь немного от «Нулина» и приведу удивительное стихотворение Пушкина «Цветок», как пример его способности замечать то, что забыто другими:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Столько вопросов! Целая жизнь (и не одна) пронеслась перед ним. Благодаря засохшему листочку.
Вот, что значит — хозяйский взгляд. В общем, хозяйка как раз и следит за тем, чтобы цветы не засыхали.
Возвращаемся к «Нулину», к нашей героине.
БЕЗЫМЯННАЯ ГЕРОИНЯ.
И что же узнаём?
К несчастью, героиня наша...
(Ах! я забыл ей имя дать.
Муж просто звал ее: Наташа,
Но мы — мы будем называть:
Наталья Павловна) к несчастью,
Наталья Павловна совсем
Своей хозяйственною частью
Не занималася; затем,
Что не в отеческом законе
Она воспитана была,
А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала.
Вот это поворот! Оказывается, хозяйка совсем не занимается — своим хозяйством.
Этот момент — интересный. И его нужно рассмотреть подробнее.
К несчастью, героиня наша...
(Ах! я забыл ей имя дать.
Муж просто звал ее: Наташа,
Но мы — мы будем называть:
Наталья Павловна)
Ранее я уже цитировал этот фрагмент и отмечал, что здесь автор использует приём показной ложной забывчивости. Это так.
Но есть ещё одно значение! Опять у Пушкина закладывает не один, а — несколько смыслов.
Другой смысл этого фрагмента, в котором автор забывает назвать свою героиню, можно обнаружить при внимательном размышлении.
Сейчас поясню, что я имею в виду.
Оказывается, автор не лукавит. Оказывается, автор — серьёзен и здесь. Он и шутлив и серьёзен — одновременно. За шутливой подачей есть серьезный смысл.
Оказывается, героиня и впрям — безымянная. Кто же она? О ком говорится?
Эта героиня — душа поэта. Он — охотник. Он — увлечён своим замыслом. Он — отправился на охоту в поле. Он — вышел из дому и вознёсся мыслями к небу.
А она осталась. Она сидит у окошка и наблюдает. Она — пока что даже без имени. Она для него — незнакомка. Он думает, что то, что он ищет, находится там, за порогом его дома.
А она — уже с ним. Она уже — его жена.
У всех людей — разное мировосприятие. Говорят, что "чужая душа потёмки". Но наверное, есть и такое, что для кого-то и "своя душа потёмки".
Для тех, кто не знает о себе, что представляет собой его душа, душа является безымянной.
Тот, кто не знает о своей душе, не может назвать её по имени. Образно говоря.
Видимо, есть и другие. Те, кто нашёл свою душу. Познал себя. Установил со своей душой доверительные отношения. Видимо, есть те, кто может назвать свою душу по имени.
Кто знает о свойствах своей души. Кто живёт интересами своей души.
Видимо, есть те, кто установил со своей душой доверительные, дружеские отношения. Такие люди могут называть свою душу как-то просто. Например, Наташа.
Но, очевидно, что есть и те, кто не дошли до доверительного союза. Душа еще не Наташа. Но уже и не безымянная. Вот для таких людей душа будет называться, например, Натальей Павловной.
|