Сегодня у меня "Под прицелом" оказался необычный человек с необычной судьбой - Леонид Фридман. Родился он в Ленинграде, получил высшее строительное образование, работал по специальности. В конце 80-х эмигрировал, жил в Германии, Греции, Израиле, а в Россию вернулся в конце 90-х. Ранее также занимался коммерческой деятельностью, ныне вот уже пять лет является директором культового рок-магазина "Castle Rock", расположенном на Лиговский проспекте.
- Какой праздник Вы больше всего любили в детстве, а какой сейчас? - Когда был ребёнком или в юности? - Да в принципе, можно обо всём... по чуть-чуть. - В детстве больше всего любил Новый Год, а в юности - 1 мая и 7 ноября, потому что в эти праздники были демонстрации, можно было с друзьями встретиться и там лихо выпить и покричать безнаказанно пьяненьким (смеётся). А сегодня, пожалуй, это Новый Год. - Какие изменения претерпели детские ощущения? - Раньше это был просто бездумный праздник. Сегодня же каждый Новый Год, впрочем, как и День рождения, это не праздник, а какое-то подведение итогов. Мне уже... страшно сказать, сколько лет. Думаю, чего я добился, чего не добился, что дал мне этот год, что я от него ожидал... вот таким образом... ну, в бухгалтерском плане (улыбается). - Где Вы больше всего любите отдыхать? - Сложно сказать. Я не умею отдыхать. Не знаю, очень давно разучился. Нет, я серьёзно. - А когда умели, то где у Вас получалось? - Везде! - Известно, что творческие люди очень капризны. Как Вам удаётся с ними договариваться? Легко ли с ними дружить? - Ну, во-первых, ты сразу поставила меня в жёсткие рамки: "Известно, что творческие люди очень капризны". Они совершенно не капризны, начнём с этого. Они абсолютно вменяемые люди, те, с кем я знаком, дружу, или с кем просто хорошие приятельские отношения. Важно, когда для человека на первом месте остается именно творчество. Есть такой замечательный, лучший в городе кожаный мастер Ник Беллинсон. Он известен тем, на самом деле ничего не делает. Вообще. НИ-ЧЕ-ГО не делает. Просто творческий человек. Он нищенствует. Люди менее творческие, но более трудогольные уже построили себе по особняку. Возвращаемся к музыкальным делам. Представь себе, долгие годы идти к известности и славе. Быть, скажем, как "Король и Шут". Десять лет тупо заниматься своим делом: репетировать, пропихивать свои диски, и т.д. Тут особо не покапризничаешь. Потом, когда наступает слава, а слава для любого человека - испытание, всем вдруг начинает казаться, что для известности делать ничего не надо. Но возникают уже следующие этапы сложности. "А вот вы слышали, что некий Вася вчера отчебучил?" - это одно. Да, Вася мог отчебучить, и всем это понравилось, а, скажем, Илюша Чёрт уже должен не просто "отчебучить". Каждый его следующий альбом по уровню должен быть выше, чем предыдущий. В музыке как в жизни. В юности каждая девушка просто очаровательна своей юной красотой, а женщине более зрелой, если она хочет привлечь к себе внимание, нужно быть неординарной, ведь рядом есть такие же конкурентки. Повторюсь, музыканты очень НЕкапризные люди, и как люди, добившиеся успеха, доказывают, что они неординарные. Не знаю, что их во мне привлекает, но мне с ними интересно. - А то, чем Вы занимаетесь сейчас, это - осознанный выбор или спонтанное решение? Что Вас подтолкнуло? - Совокупность: это и некая случайность, и, начав этим заниматься, я понял, что это - моё. В той или иной степени я занимался этим всю жизнь. В советские времена это, правда, называлось мелкой спекуляцией, было незаконным. А сейчас запреты сняты, но всё это по-прежнему очень интересно. Я этим живу. - И ненаказуемо... - (Улыбается) И ненаказуемо! - С кем из музыкантов Вы дружите и чаще всего контактируете? Слушаете ли Вы их музыку? - Ну, тут надо разделять слово "дружу" - оно очень ответственное. На самом деле, если с высокими мерками подходить, то дружба - это как любовь, друзей не может быть много. Хорошо приятельствую с очень многими: с "Королём и Шутом" в полном составе, но с Горшком и Князем - в большей степени. Гулял на свадьбе у Горшка, у Князя. Когда у Андрюхи (Князя - ред.) родилась дочка, он мне одному из первых позвонил. Дружу с Илюхой Чёртом из группы "Пилот", с Лёшей Горшенёвым из "Кукрыниксов", то есть с нашими питерскими музыкантами. Очень люблю группу "Декабрь". Слушать... (пауза) слышал практически всех, но дело в том, что у каждого есть свой какой-то "якорь", особенно у человека в возрасте. Он становится очень консервативным. Я вот вырос на тяжёлой музыке и продолжаю её слушать. Вживую. Тут надо ещё сделать разделение - вживую или на диске. Вживую я с большим удовольствием слушаю "Пилот", потому что у Ильи помимо текстов идёт очень мощный драйв и театрализованное представление (он всё больше тяготеет к этому). Просто как действо интересно смотреть. Очень нравятся "Кукрыниксы", в большей степени даже акустические вещи. "ДДТ" и слушал, и слушаю, и буду слушать. - Какую музыку предпочитают Ваши дети? - Не надо о грустном (смеётся). Дети... да у них нет устоявшихся каких-то вкусов. Они, к сожалению, подвержены веяниям моды. Попсовой. Но какие-то зачатки надежды у меня всё-таки есть, потому что им нравятся и "Beatles", и что-то редкое из того, что слушаю я. - То, чем Вы занимаетесь сейчас - это ребячество, дань юношеским увлечениям или чистый бизнес? - Нет, я вообще не понимаю, что такое "дань юношеским увлечениям". Человек с возрастом (я как человек в возрасте уже могу это сказать) совершенно не стареет. Внешние признаки появляются, а всё остальное остаётся точно таким же. Я помню, Хвоста спросили: "На сколько лет вы себя ощущаете?", он ответил: "Мне сложно сказать, я не проживал несколько жизней. Мне первый раз 63 года, а раз мне 63 года, то я, наверное, и ощущаю себя на 63 года. Я абсолютно не изменился по сравнению с тридцатилетним самим собой". Поэтому я не знаю, что ответить тебе на этот вопрос. Это бизнес, безусловно, и в первую очередь - это бизнес. Если бы я занимался этим один, я бы мог себе позволить, что угодно. А у меня большой коллектив, которому надо пить, есть, и вообще существовать. Все члены этого коллектива делают своё дело с большим удовольствием, и я получаю от этого колоссальное удовольствие. - Бизнес с душой? - На мой взгляд, любая работа, выполняемая любым человеком, должна нравиться. Иначе очень трудно жить в ладу с собой. Представь, даже если брать чисто формально, работа - это треть жизни, а то и больше. Треть жизни тебя кто-то заставляет заниматься нелюбимым делом. Ну, это же невозможно, это очень тяжело. И неважно, кем ты работаешь - учителем, врачом... Если тебе нравится - это кайф. Я говорю это не с поучительной целью, вот, мол, сидит мэтр, поучает... Я тащусь от этой работы. Я не знаю, занимался бы я ею, если бы это не приносило денег, но я знаю чётко: если бы у меня было много денег, и мне не приходилось бы думать о хлебе насущном, то я бы занимался этим ради удовольствия. Но я не имею права заниматься этим ради удовольствия, потому что у меня есть дети, и я их должен кормить. Ну, и сам иногда перекусывать. - Приходится ли Вам жертвовать личной жизнью ради дела или, наоборот, делом ради личной жизни? - Нет, у меня всё это очень органично. Я трудоголик, практически всё время работаю. Я уже говорил о том, что не умею отдыхать - и не отдыхаю. Это, в принципе, и есть моя личная жизнь. Когда старые друзья звонят, спрашивают: "Жить-то когда?", отвечаю: "А я и живу...". - Вы оптимист или пессимист? - Реалист. (Пауза) Какое понятие ты вкладываешь в оптимизм или пессимизм? - Ну, видение действительности. Оно больше удручает или всё-таки преобладают яркие тона? У человека-оптимиста тенденция выискивать позитив и жизни вообще, и из любого события. - Словеса. Запомни эту фразу, пожалуйста, Черчилль сказал очень ёмко и однозначно, после этого и не надо ничего придумывать к оптимизму или пессимизму: "Оптимист - это человек, который в каждой проблеме видит новые возможности, а пессимист - в каждой возможности - новые проблемы". Всё. Я реалист. То есть я вижу и в новых проблемах новые возможности, и в новых возможностях новые проблемы. Поскольку я руководитель достаточно серьёзного дела, плюс человек, имеющий четырёх детей, не имеющий права, очертя голову, бросаться в какие-то авантюры, то мне надо выжимать по максимуму всё, что предоставляется возможным, лавировать. Не могу сказать - всегда правильно или всегда неправильно. - Чем дорожите в жизни? - Прежде всего, детьми. - А если дальше, по убывающей, какие приоритеты? - Своей репутацией. Но это очень ёмко: я себя уже зарекомендовал, скажем, как честный бизнесмен или как хороший надёжный товарищ в мужском понимании этого слова. - Ваш жизненный девиз? - Нету. - На Ваш взгляд - кто фанатичнее: девушки или молодые люди? - Девушки. - Как Вам кажется, почему? - Ну, это особенности женской психологии, преимущественно в нашей стране. Наше общество построено для мужчин. Возьми литературу, все главные герои - мужчины. Женщины как сопутствующая какая-то часть, как интерьер. И некоторые девушки, вырастая, свыкаются с ролью того, что они спутницы. Не ведомые, а именно спутницы. Им нужен кумир. Для девушки, например, органично закричать: "ААА!!! Илюха Чёрт пошёл!!!" Но если перевернуть ситуацию и представить себе группу молодых людей, бегающих так за Мадонной или за Арбениной... Ладно, про Арбенину не будем... - (Смеюсь) Ну да, это вообще нонсенс... - Да. Парни, бегающие за Мадонной и годами ее ждущие - это явная патология. - Можно уже диагноз ставить... - Да. А девушки в этом плане смотрятся более органично, что ли. - Любимый город? Страна? Место на земном шаре, более всего поразившее Вас? - Любимый город - Санкт-Петербург, страна, естественно - Россия. Ну, и поразившее место - тоже, наверное, Петербург. Чем больше живу в нём, тем больше влюбляюсь в него. - Что вас раздражает в женщинах? - Всё (смеётся). - Так категорично... Неужели, ничем не порадуете? - Ну, это же интервью не для "PlayBoy" (улыбается). А с женщинами невозможно вести какой-то логичный диалог, строить какие-то деловые отношения, потому что они мыслят иначе. Я не говорю правильно или не правильно. Хотя мы-то с вами понимаем, что неправильно (улыбается). Диалог со всеми получается до определённого уровня. Я, конечно, сейчас не о том говорю, что любой женщине, спросившей на улице: "А вы не скажете, который час?", приходится потом объяснять, как доехать до Гатчины. Они просто другие. Я уже прожил почти 50 лет, но так и не научился в них разбираться. Пользоваться - да, а разбираться - нет. - Свойственна ли Вам ностальгия? Если да, что хотели бы перенести из прошлого в настоящее? - Перенести ничего не хотелось бы. Свойственна - да, но она такая, спокойная ностальгия, без соплей. - Неужели ничего? А свою юность, какие-то ощущения беззаботности и безнаказанности? - Что такое "ощущения беззаботности и безнаказанности"? Обоссаться, и чтобы за это не наказали? Убить кого-нибудь, пока тебе нет 14 лет, чтобы тебя не посадили? Что за "безнаказанность", объясни мне. - Я о том времени, когда не надо думать, что последует за твоими поступками. - Ааа! Нет, я человек очень ответственный по жизни сейчас стал. И мне это очень нравится. Ответственность что предполагает? Возможность принимать решения и возможность за них отвечать. Вот и всё. В юности есть свои плюсы, да и я, повторюсь, ощущаю себя юным, полноценным. Почему люди в возрасте говорят, что нет ничего лучше музыки их молодости? Ты вырастешь и будешь своим детям говорить: "Вот мы слушали Илюху Чёрта!", а они послушают и не поймут, что ж так маму-то цепляет. А маму цепляют не только слова этой песни, но целая цепь вещей, происходивших в то время. Может, под эту музыку произошёл первый поцелуй. И с музыкой возникают все эти ощущения "первости", но их нет у маминых детей, у которых эти первые вещи произошли под другого исполнителя. Поэтому ностальгия, в той или иной мере, возвращается к нам различными, порой даже неосознанными намёками со стороны: запах какой-то... Бумс! - и нахлынуло! Целая цепь приятных ощущений. Это не анализируется, но что-то такое... Ах! (вздыхает). Я ответил? - Да, достаточно полно. Ваш любимый вид спорта? - Боксом занимаюсь, а смотреть люблю хоккей. - Женский рок - насколько абсурдно для Вас это понятие? - Ну, его не существует в чистом виде, мне кажется. Женский рок настолько редок, что о нём трудно говорить как о явлении. Не знаю. - То есть Вы не видите ничего такого, о чём можно было бы поговорить? - Так спонтанно я не могу ответить на этот вопрос. Даже сам термин - "женский рок", я не говорю, что абсурден, но он мне и в голову не приходил. Русский рок - да, это есть как явление. Вот пытаются русский рок разложить и приписать его к какому-то движению - "Мы, там, в стиле арт-рока", "Мы - глэм-рок". Нет! Есть явление "русский рок". - Хорошо, а ближе всех кто-нибудь из женщин подобрался к этому понятию? - Подожди, подожди. Что значит "ближе всех подобрался"? К року невозможно подобраться, то есть либо ты в нём, либо ты не в нём. Это не "шоколадный заяц". Есть плохой рок и хороший рок - это первое. Есть рок, который близок именно тебе. Если говорить о женщинах, кто мне нравится, то в русском роке это, пожалуй, Настя Полева, а в зарубежном, без сомнения, Сюзи Кватро. Мне они нравятся не потому, что обладают какими-то вторичными половыми признаками, которых нету, опять же, у Ильи Чёрта, а просто они достигли каких-то высот. - Вам наверняка приходилось контактировать с чиновниками. Ваши впечатления и пожелания будущим государственным служащим? - Чтоб все сдохли! Чтоб все долго болели, а потом сдохли! (смеётся). Потому что те чиновники, с которыми мне приходилось общаться в России... Такое ощущение, что не они созданы для нас, а мы для них. - Раз Вы подчеркнули, что именно в России, значит, Вам приходилось встречать чиновничество "с человеческим лицом"? - Конечно. Нормальные чиновники есть в той или иной степени везде. - Относитесь ли Вы всерьёз к политике? Если да, то не захочется ли вам со временем стать депутатом какого-нибудь уровня? - К политике я отношусь так же, как и все остальные. Складывается впечатление, что мы, обычные люди, наверняка найдём какие-то более разумные решения, чем те, что принимают депутаты. Такое впечатление, что, вступив в политику, человек вдруг тупеет, абсолютно теряет связь с реальностью и начинает принимать решения, которые в здравом уме и трезвой памяти обычный человек бы не принял. Есть ли у меня желание заняться политикой? Нет. Совершенно нет. Для того, чтобы быть наверху мало соображать хорошо и видеть перспективы того или другого дела, нужна обширная надёжная команда, которая все эти вещи будет претворять в жизнь. А человек без административного опыта или, как говорят, ресурса, не в состоянии этого сделать. Скажем, если будут выборы, и я представлю свою кандидатуру на пост президента, а народ после длительных новогодних праздников спьяну за меня проголосует, то он достаточно скоро об этом пожалеет. Я буду очень гламурен, со всеми подружусь, буду красиво ходить, кататься на горных лыжах, заниматься борьбой дзю-до, но всё об этом БУДУТ ЖАЛЕТЬ!!! - Остались ли несбывшиеся мечты? - Думаю, что нет. Не то, чтобы они все реализовались, просто свойство человеческой психики таково, что мы помним позитив. Мы стараемся забыть о собственных неудачах и помнить о собственных успехах. Это заставляет двигаться. Не забывать полностью о неудачах, как урок это должно оставаться, но всё время это муссировать в себе - это самоубийство. Твой вопрос для меня неожиданным оказался, представил такую неосуществимую мечту: инопланетяне спустились ко мне: "Ну, чё, лысый? Ты ярчайший представитель человечества, давай дружить! Времени у нас мало, поэтому мы передаём тебе все технологии передовые, можешь заниматься телекинезом, телепортацией, телесексом...". И вот остаюсь я самый могущественный со всем этим богатством и начинаю им во благо народа и себя любимого пользоваться... Ну, это разве мечты? Это так, чтоб быстрей заснуть. - Какой из вопросов оказался самым неожиданным для Вас? - Насчёт женского рока, пожалуй. Тут действительно есть над чем задуматься. Надо серьезно проанализировать творчество всех исполнительниц и понять вообще, существует ли такое явление "женский рок". А все остальные вопросы были очень весёлые, хорошие и интересные, на которые я с удовольствием ответил. - Спасибо Вам большое. - И Вам.