отличаются невежеством, суеверием, шарлатанством в образе умозаключений, то витиевато-замысловатые пассажи о душе и духе оказываются на деле самым зловредным элементом в христианских концепциях. Если бы у вас была возможность много дней слушать рассуждения гадалок и колдунов, то вы бы потом с большим изумлением взирали на аналогичные моменты в рассуждениях христианских богословов. Можно уверенно сказать, что половина того, что эти богословы написали за 2000 лет - словесный мусор, мертвые воды. А ведь может быть и так, что все эти труды богословов на 99% - мусор...
"Если наши действия и дела будут находиться в согласии с этим духом..." с.81 Когда на 39м году нашей жизни у нас появляется нечто "в духе" -в какой мере может измениться вся сумма наших действий и дел за последующие 18 месяцев жизни, сравнительно с предшествующими 18 месяцами? Разумеется, если я был карманным вором и это дело оставил, если я был наркоманом и это дело оставил - перемены впечатляющие... А если я был некий среднестатистический человек -то много ли может появиться во мне перемен? Если я отправлюсь учиться на духовного лидера своей конфессии -это, разумеется, будет переменами. Но разве имеется такой вид учебы или самоучебы, которые следует приписать проявлению жизни души и духа? Очень и очень мало людей, которые говорят истинно, когда говорят, что обретение веры многое изменило в их душе и духе. Если я, активный писатель, взявшись за уяснение этой темы, словно попал ночью в лесное болото, то много ли других, которые в самом деле идут по дороге? Очевидно, если в человеке жизнь души и духа действуют свыше 7 лет - перед нами человек, который в общении с нами окажется очень выделившимся среди всех, с кем мы в церкви общались за три прошлых года... А если все мы в церкви какие-то вежливые серые мыши, если мы можем припомнить, что среди безбожников видели людей более живых и приятных в общении - то есть ли у нас жизнь души и духа?
Вы посмотрите, сколько в быту больших любителей выпить в каждом городе встречаются за год на улицах, совершенно незнакомые люди, и как они замечательно для души проводят эти 2-8 часов, пока занимаются распитием... Особенно дамы с мужчинами... И после этого посмотрите, что же вы видите по собраниям церквей, куда ходите больше 20 раз в году... Я ли оскорблю богомолок, если посоветую им подумать о дамах выпивающих?! (Кто побывал на собраниях церкви больше 20 раз -тот знает, чего можно наговорить про богомолок... Что же, есть святая правда с которой следует идти куда-то подальше от богомолок?!...).
Насколько мне известно ( а я знаю всего около 50 трудов Ли из почти 400 и всего около 5 основательных трудов Ни из примерно 150 (все остальное на русский язык пока не переведено...) -эти братья нигде не пытались рассмотреть подробно вопрос о внешних проявлениях жизни души и духа. Пример Ли на эту тему: "дух заставит меня купить наиболее дешевые ботинки" -не выдерживает никакой серьезной критики! Ведь если дух будет во мне действовать - он будет действовать в почти полном объеме всей моей деятельности физической и умственной за все годы жизни "по духу"... Прикиньте количество ваших дел, соображений, мыслей, настроений и впечатлений только за один месяц жизни... И если при этом Ли додумался только до примера с покупкой обуви подешевле - значит вся эта тема осталась ему неясной даже в его 85 лет... И добавим к этому, что диапазон духовной жизни у разных людей разный, от минимума до максимума и никто в мире не знает, как эти минимумы-максимумы высмотреть в другом и оценить их величину... И этот размер духовной жизни у каждого человека дается ему от Господа, своими силами человек себе ничего не добавит, как бы он ни стремился соответствовать ходячим понятиям о праведной жизни (креститься, поститься, отчитывать утром и вечером молитвы, отстаивать в церкви службы...). Как можно таким разным людям предлагать один и тот же набор понятий о праведной жизни?! Чем праведная жизнь отличается от жизни по Законам Ветхого Завета - то есть от смерти и без того мёртвых людей? Есть люди, которые обнаружив регламент праведной жизни наполнятся жаром души. Но много ли их? 3-4 на 1000? Остальные ведут праведную жизнь как-то механически или даже чувствуют себя словно в казарме.
Якобы праведная жизнь без вдохновения души и ума -это даже на самообман, это преднамеренный обман Бога...
"Нам относительно трудно почувствовать сам дух, но нам легко почувствовать подобные ощущения жизни в духе" с.81
Ни одному психически нормальному человеку не дано с утра до вечера, день за днем, месяц за месяцем чувствовать себя "свежим, бодрым, полным силы и т.п."... Даже ощущение "бодрости и силы" более чем на 3 часа, в каких-то случаях вынуждает доставлять человека в психиатрические больницы. И несомненно, что на одного такого человека набирается до 50 человек у которых это же самое состояние к счастью не требует забот психиатра, но по существу относится к заболеванию... Точно так же можно говорить о людях, которые чувствуют себя в пониженном настроении. Избыток бодрости приводит к острому нервному истощению, если продолжается свыше 3х часов. И вот перед нами декларации Ли и повседневная практика наших самочувствий... А если в декларации Ли везде добавить слово "иногда", то они вообще утрачивают всякий смысл -если я за год замечу нечто за собой раз 8 - откуда я узнаю, где тут "от духа", а где - стечение игры сил в моей психике?! Вероятно, про духовное в себе самих имеют основания раздумывать только люди, у которых есть, многими замеченные, основания считать себя в числе 5000 людей с высшим в своей стране уровнем духовности. А какой уровень духовности может быть у людей малограмотных и малокультурных? А среди православия именно такие люди временами ошарашивают окружающих сообщением "я ночью вышла в кухню воды выпить, а там мне явился Ангел Божий... - или Богородица, или Сам Христос..."... И что дальше? Пореяли как туманное пятно на фоне окна и исчезли, ничего не сказав, не сотворив никакого чуда для избранницы? Но если у избранницы ума на полкопейки было всю жизнь - она надорвется, но ничего не придумает, если вздумает придумывать разговор с этим явлением ей... А вы расспросите людей у которых бывали галлюцинации - они очень реально видели то, что видели, пока не имели желания схватить свое видение за шиворот и потрясти посильнее...
Отменная бытовая обходительность некоторых верующих ничего не говорит о факте жизни духа в них. Мы на них смотрим в собрании церкви, но мы никогда не узнаем, сколько таких же отменно обходительных можно найти среди безбожников. Обходительность украшает человека пока он моложе 40 лет. У тех, кто старше 60 лет обходительность уже ничего не говорит. Нужно быть законченным идиотом, чтобы и в 60 лет отличаться тупой грубостью, каким ты был в 25 или в 45 лет. Потому что 95% людей в этом возрасте начинают впадать в тот особый идиотизм, которым они страдали всю прошлую жизнь, но в скрытой форме. Этот идиотизм человека проявляется в его патологической неспособности читать много книг и хоть что-то запоминать из того дельного, что можно прямо или косвенно найти во всякой книге. Кто в 59 лет не может вам сказать, что после школы он успел прочитать 400 книг или больше, смотрите на того как на старого идиотика. И любой психиатр обходительных стариков почти всегда может поставить в соответствие с немалой компанией обходительных обитателей дурдома... Не по мере его обходительности, а по чахлости всех остальных признаков человека в человеке... Подлинное знание окружающих вас людей вы приобретете лишь после 18 месяцев работы санитаром в психбольнице... И если духовная жизнь доступна лишь 40-90 человек за столетие, если почти все эти люди оказываются к тому же и заметными духовными писателями, то чего ради говорить о духовной жизни всем прочим верующим?! Если у верующего есть духовная жизнь по вашему мнению, но он не сможет за всю жизнь с интересом прочитать хотя бы одну книгу о духовной жизни -пусть и не соглашаясь с нею- как такое может быть? Гораздо вероятнее, что духовная жизнь становится возможной для человека лишь после того, как он по своей воле и с живым интересом прочитает хотя бы 5 книг о духовной жизни... Разве большие объёмы чтения книг не признак способности человека к духовной жизни? У множества начитанных людей нет за душой ничего -давно замечено. Но практически все люди, которые оказались примечательными в духовной жизни церкви или мира -были очень начитанными людьми...
Обрядовая жизнь - "моё выражение почтительного отношения к Господу" -к духовной жизни никакого отношения не имеет в принципе. Достаточно посмотреть на отсутствие сердечной теплоты у поголовно всех обрядистов, но особенно на хамство и враждебность у психопаток обрядоверия. Только вдумайтесь: они называют себя христианами, а вам, начитанному в христианских книгах, с ними невозможно поговорить о христианстве за пределами взаимного обмена цитатами из Библии!...
"Поскольку дух, в котором находится жизнь духа жизни, является слиянием Духа Божьего с нашим духом, то все ощущения, которые дает нам чувство жизни, связаны с тем, что делает Дух Божий в нашем духе. Дух Божий в нашем духе открывает нам Христа, вкладывает в нас Бога в Христе..." с.82
А может точнее и понятнее было бы сказать "вкладывает в нас Бога через духовное присутствие и духовное влияние Христа в нашем духе"?
"... и побуждает нас переживать Христа и соприкасаться с Богом в духе."с.82 -неужели тут что-либо можно понять человеку, не утратившему четкое мышление?! Если я в данные 2 часа Христа не переживаю, а в прошлые 15 минут переживал Его - как конкретно я эту разницу могу объяснить вам?! Возможно, кто-то переживает Христа с утра до ночи и даже во сне! 100 человек на всю Россию, что-ли? А остальные - когда как, и кое как Его "переживают"?
Я не стану разбирать вопрос, а что это такое "переживать Христа", тем более с учетом, что к этому переживанию нужно приклеить все наши "бодрые, свежие и разнообразные ощущения".
"Следовательно, благодаря чувству жизни мы переживаем Христа, то есть переживаем Бога, как свою жизнь; кроме того, мы переживаем жизнь, то есть переживаем Божью жизнь в своём духе." с. 82. Понятно тут лишь то, что проповеднику нечего сказать более понятного... "Переживаем Бога как свою жизнь"... А куда девается та сторона нашей жизни, которая упирается в окружающих людей и суеты текущего дня? Как обе стороны влияют друг на друга? Поразительно, что Ли эти вопросы даже и не упоминает. Насколько вероятно, что его словесные формулы являются тем же самым явлением, каким была самая заумная схоластика богословов в 11-17 веках?