Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -75

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-75
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 75
  
  А. Всякий физик может разложить музыкальное произведение на составные части, разобрать их математически, превратить в кривые; это называется акустикой, но это не называется музыкой.
  В. Что уж говорить о "научном поиске души в человеке"...
  
  А. Если мы хотим справедливо, умно подойти к проблеме о Боге, надо, с одной стороны, с большой смелостью формулировать эти проблемы, но формулировать их по отношению к "реальной" ситуации, то есть по отношению и к Богу реальному, и к человеку, и к жизни ставить вопросы с предельной остротой и справедливостью...
  
  В. И каким должен быть уровень знаний, развития ума и наличия культуры у человека, который способен ставить вопросы как профессиональный философ после 30 лет трудов? И на каком уровне способны ставить вопросы люди улично-огородного уровня ума, культуры и знания?
  
  А. И одновременно надо быть страшно осторожным, чтобы не воздвигать ложные преграды в этом искании, создавая себе такие образы, которые нам будут мешать и формулировать проблему, и её разрешить, так как формулировка будет невозможна из-за карикатуры, с которой мы начинаем , а анализ проблемы будет невозможен, потому что мы к нему подойдём методами, применимыми к другим предметам, но ни к истории, ни к человеку, ни к духовной жизни, ни к Самому Богу неприменимыми.с.237
  
  В. Мы никуда и никогда двинемся и не придём, если наша умственная жизнь будет идти на уровне более-менее оживленного брожения мыслей в нашей голове... Что остаётся в нашей голове от мыслей, которые в ней двигались неделю назад? Из этого сразу видно, что нам нужна постоянная дисциплина мышления в форме постоянного записывания наших мыслей. А мысли могут нас посетить когда угодно. Значит? Значит мы на этот случай должны иметь с собой везде бумагу и ручку? И мы должны научиться писать стенографически?
  
   Знаете, как мне хочется узнать -из всех авторов, включая безвестных, которые за последние 100 лет где-то опубликовали больше 1500 страниц текстов, сколько было людей, умевших писать стенографически?
   А если бы я сейчас жил в 2115 году -я бы спросил: из всех таких авторов сколько было людей, умевших также печатать на клаве слепым методом?
   И наверняка, что не было бы таких авторов ниже доктора наук, да и там было бы не больше 3 человек за пару столетий...
  
   То есть без стенографии и слепой печати человек в умственной жизни -на уровне каменного века... Подумайте, почему практически все люди, которые способны часами говорить, не способны каждый день писать хотя бы по 5 минут? Являются ли знания таких людей реальными знаниями? Разве отличная способность "трансляции дальше" самоварных мнений со временем делает человека более способным к мышлению?
  
   И если в жизни примерно 70% безбожников явно или тайно желают "разбогатеть" (то есть, им всегда и всего "мало" имеется в доме...), то можем ли мы утверждать, что реальный христианин -это духовный человек, и поэтому у него заметно желание больше знать на духовном уровне -больше прочитать и больше разбогатеть в отношении способности ума "размышлять"?
  
   Может быть в России -и в любой иной стране -подлинные христиане лишь те, кто за 40 лет после школы прочитали больше чем 80 000 страниц духовных книг и написали своих размышлений больше чем 7000 страниц (полстраницы каждый день...)?! И если -предположим -за прошлые 50 лет в мире таких людей было 7-10 тысяч человек только, то разве Бог их уравняет со всеми остальными, которые за эти 40 лет не написали размышлений даже 10 страниц?
  
   Вам не кажется, что эти мои рассуждения -и прочие, какие можно было бы таким образом выстроить -дают наконец нам ясное понимание всех тех мест в Библии, которые говорят на разные лады про "немногих избранных", про "малое стадо" и прочее известное всем и никем вразумительно не разъясненное за 2000 лет? (Тут слово "разъясненный" обозначает "прояснение" в отличие от слова "разъяснённый" которое обозначает "растолкованный, объяснённый"...).
  
   Какое отношение к церкви христианской может иметь любое собрание людей, именующих себя христианами, которые не любят и не понимают вопросов связанных с обстоятельствами христианской жизни человека в масштабе десятилетий его жизни? Какое отношение к церкви христианской могут иметь священнослужители, которые знают лишь дело исполнения богослужебных правил, и в душе враждебно относятся к любому безродному, безсановному, безавторитетному человеку, который постоянно донимает их тучей вопросов по поводу христианства?
   Чему равна вероятность, что любой священнослужитель, начиная с Патриарха, который не знает и знать не хочет, сколько за 50 лет появляется подлинно духовных писателей за пределами церковной знати в рамках церковной организации -это человек сатанинского духа?
  
   Вам не кажется, что если подобного типа духовных писателей появляется всего 5-12 человек за 50 лет, а в России -фактически не появляется -все епископы церкви обязаны прочитать его труд и провести научную конференцию для укоренения в церкви новых откровений, если там подобные имеются?
  
   Христианство это бурный поток с высоты, который размывает свои берега, или это стоячее болото, усеянное сотнями цитат? Если Сатана приходит в церковь, то он, приходит и с людьми движения, и с людьми застоя. И что же, среди людей застоя людей от сатаны -каждый десятый, а среди людей движения подосланцев от сатаны все кроме одного из целой сотни?
  
  А. Слишком часто, когда нам ставят вопрос о Боге, мы сразу стараемся каким-то образом на человеческом языке, причём на языке падшего человечества, дать очертания и описания Его, и вместо Бога получается карикатура. Святой Григорий Богослов (Назианзин) в одном из своих произведений говорит, что если бы собрали бы все свидетельства Священного Писания и весь опыт церковный, святых и грешников, и из всего этого создали как бы полную картину, что такое Бог и Каков Он, мы создали бы идол, но не создали бы Бога, потому что всё нами познанное и всё нами постижимое бесконечно мало по сравнению с тем, Кто Он и Каков Он.
  
   Все наши богословские описания, всё то, что говорится святыми и богословами о Боге, можно сравнить с звёздным небом. Звёзды дают нам возможность в глубокой тьме Космоса различить какие-то очертания, но эти звёзды, эти созвёздия, эти комбинации света имеют смысл, только поскольку они разделены огромным пространством, где ничего нет. И когда мы говорим о Боге, мы должны помнить, что каждое наше слово, самое значительное, пусть оно будет сказано величайшими богословами или святыми, это только одна зажегшаяся свечка, одна звёздочка, которая нам даёт возможность глубже познать небесные глубины и благоговеть перед тайной. с.241-242.
  
  
   В ходе Божественной литургии, после возгласа "Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще" священник говорит: ... "Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...". Я не знаю, обратили ли вы внимание -даже служащие, даже совершающие литургию (меня это задело после многих лет служения) == "я это заметил..." -он бы сказал яснее, а то можно подумать, что его задело массовое не понимание у других... -В.В. == -на это маленькое, короткое слово "Ты". "Ты" без прилагательного, "Ты" без всяких описательных слов, как "всемогущий, премудрый" -только это слово "Ты". с.243
  
   Сказать человеку "ты" -значит признать его личное существование, вне себя самого. Признать, что этот человек существует помимо меня, вне меня, признать, что он существует не потому, что я существую, не потому, что я его воспринимаю, а он "есть" в себе. Мы так друг ко другу редко относимся, это правда; очень часто мы относимся друг ко другу -или к одиночкам, или к коллективам, -будто окружающие нас люди существуют, только поскольку они имеют какое-то отношение ко мне; а пастырский подход к человеку заключается именно в том, чтобы его увидеть как особь, как лицо, которое существует, которое есть и которое не зависит от того, что я существую, или от того, как я к нему отношусь. с.243
  
  А. Мы говорим о Боге, что Он наш Творец; и часто не продумывая, что это значит, мы себе представляем, что в какой-то момент Господь велел нам быть, призвал из небытия всё, что есть. И это на самом деле так. Но чем является этот творческий акт? Актом Его силы, или актом Его любви? В этом вся разница... с.244
  
   Бог нас призывает к жизни, создал целый мир для того только, чтобы Себя нам дать, чтобы мы приобщились Ему, чтобы мы стали с Ним едины, чтобы мы стали богами по приобщению, по образу Христа, Который, будучи Богом, приобщился нашей природе. с.245
   В. Эта концепция разработана в Китае после 1930 года братом Вочманом Ни и его сподвижником Витнессом Ли. Примечательно, что отец Антоний тут её повторяет, хотя, едва ли слышал об этих провозвестниках христианства на новом уровне. А вернее на истинном древнем уровне, поставленном на базу современной образованности и коммуникативности человека. "На собраниях не один всегда говорит, а все слушают и молчат всегда, но каждый должен научиться говорить".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"