(Выборка из книги "Вера"; 2е издание; 2013; Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского". Плюс мои комментарии выделенные так: ==.... ==.)
Вопрос: Для родителей всегда острый момент: как способствовать сохранению в детях веры, как общаться?
== Да какую веру вы сможете передать детям, если общаетесь с ними на уровне свиней, и никогда не поймёте, что я имею в виду, когда говорю, что общаться с детьми нужно как с очень вами уважаемыми людьми?! Для многих из вас дети только потому радость, что на них вы можете выплеснуть всё ваше хамство, которое за пределами дома прячете поглубже...==
Ответ: Я думаю, что одна из проблем, которая встаёт перед подростком, в том, что его обучают чему-то, когда он ещё маленький, а потом, когда он на десять или на пятнадцать лет старше, вдруг обнаруживают, что у него и сомнения, и вопросы, и непонимание. Он перерос всё то, чему его учили в детстве, а в интервале мы ничему его не научили, потому что нам в голову не приходило следить за тем, какие вопросы в нём рождаются, и обращать внимание на эти вопросы, относиться к ним всерьёз, не просто "как же так ты это ставишь под вопрос?". == Если это не доказательство вашего хамства, то что же это?! == Когда-то я привёл к одному священнику в Париже студентку медицинского факультета, учившуюся вместо со мной, умную, живую девушку. Она мне говорила, что ни во что не верит, и я решил её привести к священнику, потому что я тогда не дерзал вообще говорить о вере ни с кем (я обнаглел с тех пор). Она ему сказала: "Батюшка, я не верю в существование Бога". Он ответил: "Как же ты можешь не верить в существование Бога, раз Он тебя сотворил!". Она возразила: "То, что вы мне говорите, -сплошное идиотство!". Он глянул на неё и приказал: "Вон!". Это, конечно, крайний пример, но часто бывает, что, когда подрастающий ребёнок нам ставит вопрос, мы на него не отвечаем. И не отвечаем, к сожалению, очень часто не потому, что мы невнимательны к нему, а потому, что нам нечего отвечать, мы сами никогда не думали.
Как-то я собрал группу родителей и детей, подростков. Взрослые ожидали, что я проведу беседу, буду обращать внимание на детей, а родители будут павами сидеть: они-де всё знают. А я предложил детям: "Вот у вас есть вопросы -ставьте их своим родителям, и посмотрим, что они ответят". И родители ничего не смогли ответить. После чего реакция родителей была: "Как вы могли так с нами поступить! Вы нас осрамили перед нашими детьми!". А со стороны детей другая реакция: "Как было замечательно! Теперь мы знаем, что наши родители такие же, как мы!". Это же трагично. Если бы родители следили за вопросами ребёнка и прислушивались, не считали их "детским лепетом", вопросом, который ребёнок, конечно, перерастёт когда-то, то не оказывалось бы внезапно: "Ой, что я могу ответить из моего опыта?!". А если вдруг обнаружишь, что тебе нечего отвечать, то, может быть, кто-нибудь другой может ответить? Может быть, кто-то другой об этом уже думал? И я уверен, что тут у родителей огромная ответственность. Они и сами заглушили эти вопросы (или жизнь им не давала времени думать, это тоже бывает), и не следили за детьми в тот промежуточный период, когда можно было шаг за шагом с ребёнком идти. Мы часто так делаем: ребёнок учится в школе, мы вместе с ним учимся, чтобы ему помогать попутно. Но мы этого не делаем по отношению к вере. К Закону Божию -да: вот тебе катехизис, вот тебе Новый Завет, Ветхий Завет, всё что хочешь; мы и сами, может быть, даже что-то знаем об этом. Но не в знаниях дело, а в том, какие вопросы у него встают, откуда они берутся. Некоторые вопросы берутся извне: товарищ сказал, или школа, или время такое, атмосфера общая, а другие вопросы встают вполне добросовестно: как это может быть? Я больше не могу в это верить! И часто нужно было бы сказать: хорошо, что ты больше не можешь верить в такого Бога, в Которого ты верил, когда тебе пять лет было. Потому что такого Бога и тогда не было и не надо было тебе такого Бога как бы "подсовывать" -для удобства родителей, конечно.
== Но если допустить, что всеобщее безверие -это тоже форма веры, хотя и не в Бога, то понимаете ли вы масштабы катастрофы? Вы всерьёз думаете, что всё "знание", которое у окружающих не имеет отношения к Богу -это у них сплошное знание истинное? Может быть знающих людей среди вас по одному на 45 тысяч -только те, кто читают научные журналы и не меньше 4 научно-популярных книг каждый год, а все остальные -тупые болваны, и за знание считают тысячи примеров пустого суеверия по поводу фактов окружающего быта (не путать с дурацкими суевериями в приметы!!...) ?! ==
Когда родители признают, что дети их верят в какого-то непонятного им Бога, это очень мало похвального говорит о родителях. Родителям, знающим своих детей, следовало бы попробовать понять, в какого Бога те верят. Это первое. Раньше чем давать ответы, надо было бы задуматься над вопросом. Часто -да, дети подрастают и начинают верить или, вернее, выражать свою веру, описывать свою веру в таких категориях, которые нам чужды. Но нам-то надо их понимать, мы потому и взрослые. Вернее, будучи взрослыми, мы должны были бы быть в состоянии понять ребёнка, продумать "его" вопрос, продумать, что за ним стоит, и "себя" спросить: вот мой сын, моя дочь верит в Бога такого-то. Каким образом под влиянием моего воспитания и сторонних влияний мог вырасти такой образ Божий? Что я могу на это возразить? Сказать: это ересь, неправда, ложь -очень легко, но это не ответ. У меня своих детей нет, но я, слава Богу, сорок первый год на этом приходе, и детей много повидал. И я думаю, что каждый раз, когда тебе дают картину: "Вот каким я представляю Бога", нельзя говорить: "Ой, нет! Он не такой!", а надо поставить вопрос: "Как ты до этого дошел? Как интересно! Объясни". Но мы не ставим вопрос так: "Ты мне объясни, потому что я не понимаю", мы сразу говорим: "Я тебе объясню, что ты не прав". А когда человеку говоришь, что он не прав, он сразу жестеет, конечно. Кому охота быть неправым всегда -потому что он маленький, а ты большой. И я думаю, что одна из задач нашего времени, когда всё ставится под вопрос, именно вдуматься, вчувствоваться, вглядеться в вопросы, которые вырастают вокруг нас, и попробовать понять: откуда они берутся, как могло вырасти такое уродство? Или наоборот: может быть, он прав?
Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог. А если ребёнок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли живой интерес: как ты мне интересен! Каждая твоя мысль интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю... Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь... А если родители говорили бы (что просто правда): "Я не понимаю, ты мне объясни, -очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают что их тут же посадят и докажут, что они не правы.
А когда человеку говорят: "Всё, что ты говоришь, вздор" или: "Нечего мне от тебя узнавать", конечно, он закрывается. И я думаю, что часто с детьми так бывает. Я видел очень многих детей, которых именно так осаживали: "какую белиберду ты несешь!". Ребёнок никогда не несёт белиберду, ребёнок всегда очень серьёзен. Но родители думают большей частью, что если он не говорит их языком, не выражает их взглядов, то это вздор. Я не говорю, что ребёнок всегда прав, -конечно, нет. Я говорю о том, что часто его вопрос или несовершенное представление, или то, как он видит вещи, - это дверь куда-то, а не запертая дверь.
==О мере умственного ничтожества родителей можно судить по их абсолютному не пониманию, что 90% окружающих людей безнадежно глупы и что 99% того что они и их дети наслушаются за неделю -полная чушь, "мудрое свинство стада шкурников", а не мнения элементарно порядочных людей. ==
Я уверен, что, если бы мы говорили с детьми или с подростками, просто рассказывали бы им -слушают, не слушают -вещи, которые того стоят, делились бы с ними самым сокровенным, драгоценным нам опытом, это куда-то ушло бы в них. Когда это вернётся -неизвестно, но это неважно. Времена и сроки не нам знать, но давать возможность всему этому отложиться в душе человека мы можем. Я мог бы издать целую книжку своих проповедей под названием "Собака лает -ветер носит", но дело-то в том, что собака лает -и это где-то застревает.