Благодаря "друзьям" в лице Прокоповича (ещё школьный товарищ...) Гоголь на издании своих сочинений потерял под 200 000 рублей... Про роль Плетнева мне ничего не известно кроме того, что Гоголь раза 2-4 обращался к нему с просьбой узнать как дела у Прокоповича (который замолчал на полтора года перед этим... -и ничего не получил в ответ...)... 200 000 чужих рублей которые и в мечтах не виделись Прокоповичу или Плетневу -это не копейки...
Я неделей ранее выложил другое письмо Гоголя по поводу этих денег, тут повторять не буду.
Возможно, в русской литературе нет ни писем, ни рассказов и повестей в которых проблемы с друзьями показаны с такой полнотой и мудростью, как в этом письме Гоголя которое ниже...
Тут я припомнил как в 5 классе у газетного киоска у меня выпросил 40 копеек (цена 3 булок хлеба в том году) некий еврейчик примерно моего возраста, родители которого купили на улице нашей дом полгода назад. И потом этот еврейчик вместе с моим приятелем-соседом по поводу этих денег устроили издевательство тихое "он мне денег не отдал -я ему деньги отдал" -я приятелю поручил забрать у еврейчика 40 копеек...
Я через 45 лет заметил, что не спрашивал приятеля в какой школе и в каком классе он учится и с сентября до июня мы с ним никак не пересекались, хотя за лето раз 40 провели вместе около 80 часов...
Что там такое писали детские писатели о детской дружбе до 1960 года? И сколько в этих писаниях было правды? И могли они тогда писать правду о тупости и подлявости 99% тогдашних детишек -1937 -1947 годов рождения? И много ли было написано книжек о детской дружбе с 1930 по 1970 годы?!
Почему в тогдашних школах не писалось сочинений о мелкой и крупной подлявости советских пионериков и комсомолят? Чем было полезнее на деле писать в школьных сочинениях дребедень якобы патриотическую -да о чём тогда писали? Ваши бабули и дедули помнят разве о чём тогда писали и что именно лично они написали? Дутый патриотизм -это в те времена было единственное общественное явление в советской жизни?
И чем в те времена или сегодня реальный патриотизм отличался от дутого?
Если школярам в 17 лет или студентам до выпуска тогда и сегодня предлагалась конкретная форма патриотизма, то начать надо с уяснения какая форма патриотизма требуется от рассевшихся в Кремле и по канцеляриям губернаторов... Губернатор наворовавший больше 100 000 рублей или вообще бандит местечковый -это такая законная форма патриотизма при господине Путине?
А. О. СМИРНОВОЙ. 1844. Декабря 28 <н. ст. Франкфурт>.
Письмо ваше, добрейшая моя Александра Осиповна, меня несколько огорчило. Плетнев поступил нехорошо и вы поступили нехорошо. Плетнев поступил нехорошо, потому что рассказал то, в чем требовалось тайны во имя дружбы; вы поступили нехорошо, потому что согласились выслушать то, чего вам не следовало, тогда как вам бы следовало в самом начале остановить его такими словами:
"Послушайте, хотя я и близка к этому человеку, но если он скрыл что-нибудь от меня, то неблагородно будет с моей стороны проникнуть в это. Одно только, так бы вы могли прибавить, могу я вам сказать [одно только то могу я вам сказать] в успокоение, что этот человек достоин несколько доверия, он не совсем способен на необдуманные дела, и даже, сколько я могла заметить, он довольно осмотрителен относительно всякого рода добрых дел и не отваживается ни на что без каких-нибудь своих соображений. А потому окажем ему доверие, [и ему также доверие.] особливо когда он опирается на слова: воля друга должна быть свята".
Но вы так не поступили, моя добрая Александра Осиповна. Напротив, вы взяли даже на себя отвагу перерешить всё дело, объявить мне, что я делаю глупость, что делу следует быть вот как, и что вы, не спрашивая даже согласия моего, даете ему другой оборот и приступаете по этому поводу к нужным распоряжениям, позабывши между прочим то, что это дело было послано не на усмотрение, не на совещание, не на скрепление и подписание, но как решенное послано было на исполнение, и во имя всего святого, во имя дружбы молилось его исполнить.
Точно ли вы поступили справедливо и хорошо, [Далее было: Если б положим мое решение] и справедливо ли было с вашей стороны так скоро причислить мой поступок к донкишотским? В обыкновенных, житейских делах [делах мира] призывается по крайней мере в таких случаях доктор с тем, чтобы пощупать пульс и узнать, действительно здрава ли голова и цел ли ум, и уже не прежде решаются отвергнуть решение [его дело или решение] как безумное. А вы, поступили ли таким образом со мной? Упрек ваш и замечания, что у меня есть мать и сестры и что мне о них следует думать, а не о том, чтобы помогать сторонним мне людям, мне показались также несправедливы, отчасти жестоки и горьки для моего сердца.
Друг мой, Александра Осиповна, я не почитаю себя сыном, исполнившим все свои обязанности относительно родителей, но рассмотрите сами, не сделал ли я, [не всё ли я сделал] что по возможности мне можно было сделать: мне следовала половина имения (и при том лучшая [лучшая из] 100 душ кр<естьян> и земли). Я их отдал матери и сестрам в то время, когда я сам не имел верного пропитанья. Этот поступок называли в свое время также донкишотским многие добрые люди.
Кроме того, мне удалось кое-что присылать им иногда в помощь из Петербурга, добытое собственными трудами; кроме того я поместил сестер моих в институт и платил за них из своего кармана до времени, пока добрая государыня не взяла их на свой счет.
Это конечно небольшое дело. Лучшим делом с своей стороны я считаю то, что пожертвовал им своим временем и провел с ними год по выходе их из института, для того, чтобы хотя сколько-нибудь воспитать их для того места и круга, среди которого будет обращаться их жизнь, чему, как известно, не учат в институтах.
== Институт благородных девиц... В России в 2017 году кроме институтов обнаглевших блядин простонародных ничего подобного создать невозможно... (Я работал на обувных фабриках, например, на Кыштымской, -я про бабский пол знаю побольше тех, кто не работал среди них никогда? Кто-то думает, что если он много лет работает в конторе, то видит то же среди баб, что увидел бы работая в цехе или в школе? ) ==
Словом, с теми средствами, которые я им доставил, можно было вести безбедную жизнь; но встретилось одно мешающее обстоятельство. Мать моя добрейшая женщина, с ней мы друзья [друзьями] и чем далее, тем более становимся друзьями, но хозяйка она довольно плохая. Сестры мои умные и добрые девушки, любимые всеми в околодке за радушие, простоту в обращении и готовность помогать всякому, но к хозяйству и экономическим оборотам по имению имеют естественное отвращение, и немудрено, это дело мужа, а не женщины. С ними случается то же самое, что со многими: они отказывают себе во всем иногда самом необходимом, и этим однако ж ничуть не помогают хозяйству, потому что в самом хозяйстве [Далее было: распоряжения] хозяйствуют невпопад, воздерживают и ограничивают себя невпопад, издерживают и тратят в отношении к потребностям экономическим невпопад. [тоже невпопад]
Оказавши не один раз вспомоществованье им деньгами, даже и в последующее время (я не оставлял их до сих пор, сколько могли мне содействовать слабые мои средства), я увидел ясней, что [увидел, что] не в деньгах сила и что они будут бросаемы как в сосуд, в котором нет дна и которого вечно не наполнишь. Я почел это знаком и определеньем божиим, что мне следует наконец заняться самому тем, чем доселе гнушался, и взял теперь на свои руки их хозяйство. И хотя это отняло у меня много времени, но бог милостив, он помогает мне и здесь, как помогал мне во многом, и я больше ничего, как смиренно рассматриваю отчеты, распоряжения и проделки, вижу, что многое можно поправить простыми средствами, и есть надежда, что дело пойдет на лад, хотя слишком горьки, трудны и скучны для меня с первого раза эти занятия.
Итак, рассудите сами, друг мой, справедливы ли были ваши упреки, и не жестоко ли было для моего сердца услышать их от вас? Еще скажу вам, что мне показалась слишком резкою уверенность ваша в авторитет слов своих, особливо, когда вы твердо называете желание [намере<ние>] мое помочь бедным студентам безрассудным. Не бедным студентам хочу помочь я, но бедным талантам, не чужим, но родным и кровным. Я сам терпел и знаю некоторые те страдания, которых не знают другие и о которых даже и не догадываются, а потому и помочь не в состоянии.
Талантам дается слишком нежная, слишком чуткая и тонкая природа. Много, много их можно оскорбить грубым прикосновением, как нежное растение, принесенное с юга в суровый климат, может погибнуть от неуместного с ним обхождения не приобвыкшего к нему садовника.
Не стыдно ли вам взглянуть на меня глазами Плетнева? Вы сами сказали в одном из прежних ваших писем, что у Плетнева недовольно ума для того, чтобы понять меня, а теперь сами разделяете его заблуждения и обвиняете меня в том же, в чем и он. Неужели вы до сих пор не можете почувствовать, что мы стоим с ним на двух разных полюсах и что мне гораздо с ним труднее изъясняться, чем вам с Н<иколаем> М<ихайловичем>? Требуя от меня простоты и откровенности, он сам не знает, чего он хочет, я пробовал с ним говорить всеми возможными способами и всё было равно неудачно.
Поверьте, что говорить с тем человеком, который чувствует недоверчивость к каждому слову и подозрительность ко всякому нашему поступку, сомневаясь в искренности всякого нашего движенья, - совершенно напрасный труд, потерянное время, себе страдание, ему тоже огорчение.