Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -72

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ФС-72
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -72
   Комментарии читателя
  
  Отдельные мыслители, отдельные мистики и отдельные секты могли многое почувствовать и сознать, но речь идет о всемирно-исторических эпохах, и религиозная эпоха Св. Духа не могла еще наступить не только в XIII веке, но и в XIX веке, не настали еще времена и сроки.
  
  Об эпохе Св.Духа можно говорить лишь условно, так как не может быть особенной религии Св. Духа. Полная религия, вмещающая полноту откровения, есть религия Св. Троицы. Третий Завет будет лишь исполнением Завета Христова. И прежде всего раскроется тайна нового брака, мистического соединения, которого нет в порядке природы, не соединяющей две плоти в одну, а рождающей плоть третью. В макрокосме соединяется Христос с Невестой своей Церковью; так в микрокосме муж соединяется с женой. Этот мистический брак существовал лишь на высших ступенях посвящения в тайну любви, но от него пойдет преображение мира.
  
  Современное человечество переживает тяжелый кризис: все противоречия обострились до последнего предела, и ожидание мировой социальной катастрофы на один лишь волосок отделимо от ожидания катастрофы религиозной. Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение личности и сознание неизбежности нового общества, мучительное обострение проблемы пола - все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению. Европейская культура идет быстрыми шагами к пределу человеческого самообоготворения, к новой безбожной религии, к земному богу, который уже всех поработит и которому поклонятся окончательно. Наступают времена такой тоски духа, такого томления по религиозному разрешению противоречий жизни, что неизбежно что-то должно начаться.
   == Случилось противоположное ожиданиям Бердяева. ==
  
  У нас в России долгое время было рабство и варварство, а потом наступил революционно-реакционный хаос, но у нас же, плохих европейцев, нашла себе приют неведомая Европе духовная жажда, неустанная работа лучших наших людей над вопросом религиозным. Дух наш решительно враждебен мещанству, и механический идеал Европы нам чужд и неприятен. Мессианистско-религиозные чаяния давно уже зародились в России, и в религиозное призвание России верит национальный гений нашего народа. В славянофильстве было много роковых ошибок и наивностей, но в нем же была и правда, дальше развиваемая Достоевским, Вл. Соловьевым и др. У нас есть органические задатки пути, противоположного этому судорожному движению к земному богу, к механизму, подменившему организм, к фиктивному бытию.
  
   == Вот одна из пяти -семи величайших проблем философии: как сохранить живой общественный организм от раковой опухоли государственного или церковного механизма... И как создать общественный организм в условиях страны, где 45% населения -воры, и 60% населения дураки которых снова закабалят по 40 тысяч монголов на каждые 20 миллионов населенцев? ==
  
  Это не значит, конечно, что Европа "сгнила"; и там готовятся силы к последнему акту мировой истории. Мировая история разрешится лишь совместными силами Востока и Запада, и каждый великий народ имеет тут свою миссию. Но верим, России и русскому религиозному движению принадлежит роль особая и великая. Только Россия может соединить восточное созерцание Божества и охранение божественной святыни православия с западной человеческой активностью, с исторической динамикой культуры.
  
   == Если бы эта возможность была обеспечена чем-то более существенным, чем устремления государственной верхушки, зажравшейся, пропившейся, проворовавшейся вдрызги... И крушение Российского государства в 1917 году говорит, что подобных возможностей "соединения и охранения" в истории России никогда не было. Эти надежды выросли на болоте нескольких десятилетий мечтаний и надежд в условиях "отстоя перед застоем". ==
  
  На монгольском Востоке есть страшная стихия безличности, как кара за грехи, грозящая европейской цивилизации, изменяющей христианскому откровению о личности. Россия в силах будет отразить восточно-монгольскую опасность, если победит в себе татарщину, охранит себя от американской безличности и укрепит в себе мужественно-христианскую активность личности.
   == Посмотрим на "американскую безличность" через 105 лет... А советский социализм разве был утверждением личности? ==
  
  Вера в миссию России есть вера, она не может быть доказана, это не научная истина. Народ есть реальное, а не номинальное понятие, народ - мистический организм, сверхчеловеческое единство. Народ есть предмет веры, а не предмет чувственного восприятия. Вера в русский народ принуждает нас думать, что Запад не в силах выйти из кризиса без истины, хранящейся на Востоке, в восточном православии, в восточной мистике, в восточном созерцании Божества.
   == Неужели 100 миллионов, говоривших на русском языке в 1911 году, на этом основании уже были "русским народом"? ==
  
  Третий Завет родится от органического соединения мистической истины Востока с утонченными плодами культуры Запада и с западной активностью. Христос на Западе, в католичестве был объектом, к Нему тянулся человек; на Востоке, в православии Христос был субъектом, внутренним фактом.
  
   == Если Третий Завет уже где-то рождается в истории, если он будет рождаться лет 500, если Вочман Ни и Витнесс Ли не провозвестники Третьего Завета, то где же другие, столь же наглядные (примерно на 95 000 страниц силами всего двух человек...) предпосылки этого события?
   И куда пошлёт Бог всех, кто этого события не искал при своей жизни, а яростно отвергал любые предположения типа "вот начало Третьего Завета"? И какое счастье тем, кто почувствовал масштаб явления? ==
  
  Спасение мира есть устранение противоположности между Христом и миром - двумя детьми Бога, проникновение Христа во все клетки мира, свободное принятие Христа всеми частями мира. Соборное слияние Христа и мира, Логоса и мировой души совершается Св. Духом, Третьим Лицом Св. Троицы, завершающим процесс возвращения творения к Творцу. Христос есть абсолютный Сын Божий, мир есть становящееся абсолютное.
  
  Мировая душа оплодотворяется Логосом, принимает в себя Христа, мир должен встретиться в конце истории с Христом, как невеста с женихом своим. Антагонизм между миром и Христом есть историческая аберрация, которую призвана рассеять соединяющая эпоха Св. Духа.
   == Эта эпоха придёт в мир в дружном ликующем рёве армии католических или православных попов? Или она как-то по-другому придёт и в первые 200 лет будет идти под градом камней и проклятий? ==
  
  Спаситель мира не может быть врагом мира. Христос был не от того мира, который отпал от Бога и истлел, Он был от того мира, который есть космос и безмерно богаче мира этого. Христос учил искать Царства Божьего и не искать того, что в мире, но потому, что Царство Божие и есть подлинный мир, полнота бытия, а то, что в мире, есть призрак и бедность. Мир имеет два смысла: мир как творение, отпавшее от Творца и обоготворившее себя, призрачный и бедный, и мир как творение, соединенное с Творцом, реальный и богатый.
  
   == И достоверность принадлежности к Христову миру доказывается плодотворностью деятельности его проповедников. Вочман Ни и Витнесс Ли оставили после себя под 95 000 страниц текстов. Давайте, составим список всех благовестников христианства за последние 200 лет, которые оставили после себя больше 10 000 страниц текстов (примерно 20 томов по 500 страниц -по 45 печатных листов в томе) -и подумаем о значении автора в связи с его плодовитостью? ==
  
  Все, что есть ценного в нашем мире, принадлежит к миру реальному и богатому, который Христос пришел не уничтожить, а утвердить навеки. Таков мир творчества. Спасение мира есть вытеснение зла в сферу небытия, утверждение мира истинного и уничтожение мира ложного. Лживый, призрачный мир есть зло и небытие; он не должен иметь защиты, он достоин лишь огня. Но весь истинный, реальный мир спасется, ничто в нем не погибнет. Идея всеобщего спасения, очень притягательная и заключающая в себе долю истины, легко превращается в злой соблазн, когда она понимается в смысле спасения не только полноты бытия, но и самого зла, которое есть небытие. Мир спасется во всей полноте своего бытия, но то, что есть небытие в мире, но мир лживо-призрачный спастись не может и не должен, может лишь сгореть.
  
   == А нам надо выявить признаки отличающие бытие мира реального и богатого от мира лживо-призрачного. Неужели это так трудно, если посмотреть, сколько "авторитетных деятелей" сдулись как болотные пузыри всего за неделю после смерти?Сравним, какая волна идёт по православному миру от имени Антония Сурожского, и какая "волна" шла по миру через неделю после кончины очередного Московского Патриарха... Насквозь фальшивые и чиновные были эти "патриархи"? Мы, конечно, должны отдавать предписанный почёт живым носителям этого сана, но значит ли это, что мы и трупам каких-то червяков канцелярских должны отдавать этот предписанный почёт?
  
   Вы скажете, что раз мёртвые не могут нам ответить, мы должны молчать. А что, разве Патриархи, пока они были живые, старались ответить нам?! Так что их смерть является для них дополнительным обвинением. Тут дело конечно в том, что отвечать за мёртвых могут и должны те, кто были их приспешниками по 15-50 лет, а им отвечать нечего, они во всех отношениях подлежали извержению из священнического сана примерно на 7м году их служения... ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"