Если общество под каким-либо предлогом выгораживает и церемонится со своими чиновниками давно чужими народу, то это общество тем самым проституирует само понятие о народе. Нет никакой последовательности у общества которое говорит о народе и деликатничает с людьми бесполезными народу по существу, но формально выполняющими производственные планы.
Важно не то, делает ли человек народу подлости и гадости. Важнее то, сколько и чего хорошего он делает из той суммы хорошего, которое он мог бы сделать, и почему он не делает все, что принципиально может делать. Народ вправе предъявлять счет тем, кто не старается делать хорошее.
Если политики и общественные чиновники много говорят, что вот нужны народу люди большие, то они должны сперва перестроить отношение к людям посредственным. Как можно достигнуть результатов если желая лучшего еще больше, принимать настоящее? При таком отношении к такому делу не будет политикам и общественным чиновникам людей больших. Всегда будут только люди посредственные.
Не может быть более лучшего там, где признают за хорошее существующее.
Человека оценивают в определенных системах координат. Существуют две системы координат -человеческая и общественная. Человеческая система координат оценки человека утверждается нами на протяжении всего "Манифеста". Общественная система координат оценивает человека следующим образом; кто делает для общества подлости (спекулянт, бюрократ, хулиган и т. п.) -тот человек отрицательный. Кто делает для общества что-то хорошее (все остальные люди) -те все люди передовые, сознательные, замечательные, прекрасные, современные и пр. и пр. и т. д. и т. п. Особенно наглядно применение подобной системы координат оценки человека можно наблюдать на работе прессы. Передовицы наших газет сплошь и рядом воняют такой вот системой оценки.
Что можно сказать по поводу такой системы оценки человека?
Существующий мир разделен общественной наукой или на плохое, или на хорошее. Убого, да зато удобно. "Ученым" - "общественникам" из тех, которые конкретно человека не видят, а оперируют общими словами и логикой.
"Если человек не негодяй, то он хороший человек, хотя может иметь недостатки более-менее крупные" -такова мудрость современной общественной науки. Другими словами, недостатки считаются столь несущественными явлениями в человеке, человек столь независим от своих "более -менее крупных" недостатков, что все недостатки можно рассматривать как нечто внешнее по отношению к человеку.
Из жизненного опыта мы все хорошо знаем, что недостатки в человеке имеют весьма значительное влияние на человека... Но общественная наука в большей своей части существует для логических операций над понятиями, а не для отражения многосложной картины реального мира. Значение недостатков человека мы испытываем на себе, у общественников же нет людей, есть общие категории и они могут потому объявлять недостатки человека чем-то чисто внешними, наносным и неглубоким.
Вот оно стремление к знаменитой куче!
В жизни, наверное, никогда и не бывает так, как хочется человеку. Но у человека есть труд. Жизнь это ведь тоже труд. Человек, который умеет и любит трудиться в жизни, не знает разочарования.
Люди же которые в жизни трудиться не умеют и не любят вообще, не стоят внимания. Огромное большинство из них никогда не знает настоящих разочарований. Они не живут. Они мертвы.
Людей глубоко разочарованных мало. Среди молодежи, правда, больше, но немногие переживают разочарование и уходят вперед, большинство рано или поздно умирают как люди, делаются в этом отношении мертвы, т. е. делаются существователями. И лишь очень немногие проносят разочарованность сквозь всю жизнь.
Вернее всё-таки будет сказать, что люди или встают над разочарованиями, остаются живыми, или умирают как люди. В природе не существует чего-то среднего между живым и покойником. Почему же среди людей должно существовать нечто такое?
Неудачники -люди фальшивые, искусственные. Когда они всю жизнь переваривают свою неудачу. Переваривать неудачу по настоящему можно только в первое время. Но всю жизнь... Это несогласно ни с какими законами природы и человека... И если это есть -значит есть фальшивое.
Можно сочувствовать человеку которого постигла неудача. Но человек, который из-за этой неудачи застревает на всю жизнь достоин презрения -он пуст и фальшив. И его правильно постигла неудача. Удачи не для тех у кого пустая душа, пустое сердце, несерьезный ум.
Особенно много неудавшихся писателей и артистов. И как раз то, что они всю жизнь ходят в неудавшихся доказывает, что они никогда не имели никаких шансов на удачу. Удача приходит к тем, кто может умереть без данного дела.
Неудачники по натуре с самого начала мертвые люди. Поэтому к ним и приходит неудачничество -официальная и полная смерть. Те же у кого в душе есть капля жизни, те могут терпеть сильные неудачи, но всегда будут оставаться жить.
Источник бед человечества -невежество человека.
Материальные трудности жизни дело, конечно, печальное,но они не источник бед. Они только двигатель невежества.
Природа причиняет человеку гораздо меньше бед, чем человек же. Природа может спустить на человека болезнь, на любимого -смерть. Это не так уж много -только два вида бед. Человек же человеку делает неисчислимое число больших и малых бед.
Природа делает только большие беды. Легкий грипп или двухдневная простуда -это даже не беда. Но среди людей -отколотит ли его хулиган или кто-то скажет грубое слово -это беды для человека одинаково большие.
Существо беды в несоответствии людей. Причем выигрывает всегда тот, кто как человек дряннее.
Невежество многообразно -духовное, сердечное, эстетическое и т. д.
Лучшее оружие против невежества - образование и самовоспитание.
Невежество ведет к фальши. Фальшивые души, фальшивые чувства, неискренние и фальшивые люди -кто не видел этого?
Мертвые люди чаще всего люди невежественные, глубоко фальшивые. Что -бы они ни делали, и какую бы хорошую оценку ни давало общество их делам -их дела фальшивы.
Обществу нет дела до фальши в человеке. Общество интересует продукт, который вырабатывает человек. Куцее это общество! Никчемное, бесполезное и само насквозь пропахшее мертвечиной.
Неудивительно, что в таком обществе не рождаются гениальные люди.
Обыкновенно здоровье общества выискивают в том, что оно выполняет планы. Доказательство!! Еще надо разобраться, "как" и "почему" оно выполняет планы. А делать так, как это делает наша пресса -выловит на потолке редакции словечко "патриотизм", скомбинирует со словечком "план" и печатает передовую -так делать -для невеж делать. На голый патриотизм даже пресса не решается все списывать, но в тех мероприятиях, которые проводят для плановыполнения пресса ничего не изучает и не анализирует, а "обобщает" - патриотизм. В расчете на совершенных дураков? Похоже...
Могут спросить: могут ли в мертвом обществе мертвых людей выживать люди живые? Вполне могут! Не так трудно научиться видеть мертвечину. Еще легче избегать тесного соприкосновения с ней. На омертвение в мире мертвых обречены лишь те, которые "ждут" живых. Те, кто "ищет" не омертвеют. Даже если никогда не встретят живого человека.
Есть у нас общественные дворняжки. При каждом удобном случае они начинают лай, что нужно ценить то человечество, которое существует сейчас, а не ругаться от его недостатков, недостатки, мол, имеют уважительные причины.
Эти дворняжки и все из их лагеря революцию во всяком случае сделать не могут. Не из таких. А из таких, которые вечно собираются, но никогда не решаются, т. е. идут на поводу у событий. "Человечество" члены которого тоже идут на поводу у событий, достойно иронического презрения. Его ценить не за что. Нужно ценить тех, кто идет впереди.
Жить значит действовать. Любое чувство должно приводить к действию. От чувств самих по себе толку мало.
Посмотрите на жизнь, товарищи из лагеря хранителей общественного авторитета. Много в жизни людей которые, во-первых, очень многое чувствуют, т. е. к очень многому относятся заинтересованно, во-вторых, на каждое разумное чувство -а все чувства идущие из заинтересованности -разумны, отвечают действием?
И вы еще посмеете продолжать утверждать "все общество хорошее, а плохих -незначительное число"?
Любителям общественного авторитета следовало бы знать, что подлецы достойны большего уважения, чем люди безвредные. Люди полезные и подлецы -живые люди. Люди безвредные же ничего особо полезного не делают, никакой инициативы и активности не проявляют и только зря занимают место в жизни и потребляют общественные блага.
Нужно придумать такое -называть полезными людей только за то, что они хоть подлостей не делают. Подлостей они не делают -согласны, но саму жизнь они убивают сильнее и больше, чем самые отпетые подлецы.
Но известные лица из лагеря "общественников" предпочитают "не знать" таких вещей. Им нужна такая "истина" "про общество и человека" с которой всего легче будет жить, которая всего более подходит для помпезных политических парадов в передовицах газет.
"хорошие люди" -это люди, которые делают максимум хорошего, что они могут делать, которые умны, культурны и душевно богаты.
"плохие люди" -это люди, которые делают как правило плохое и антиобщественное. Но они тоже люди!
"подлецы" -это все люди независимо от их образования, заслуг, места в обществе, которые делают или "кое-что" или совсем ничего в жизни и ровно ничего для того, чтобы стать хорошими т.е. обыватели.