Ход обсуждения показал, что далеко не все отвечающие понимают задачи, стоящие перед многоотраслевой метанаукой. Её путают, то с чем то межнаучным, то с комплексом знания, необходимым для подготовки спеца по той или иной профессии.
== Путают по той причине, что даже те, кто пытается что-то понять, остаются болванами из толпы по стилю их жизни за прошлые 10 лет и такими должны остаться до конца жизни на следующие 30-50 лет.
Специалистам по шпалам и рельсовым болтам от Бога не дано уразуметь что такое "интеллигентность и культурность" применительно к инженеру как существу, отличному не только от философа, но даже от публициста (полемиста), которому в России хватило мозгов за 10 лет написать не меньше 700 страниц публицистики.
Лично я не уверен что в России имеются хотя бы 15 публицистов такого уровня среди людей моложе 35 лет.
Никому не кажется что в любом смысле выдающийся человек начинается в интервале от 14 до 18 лет, замечательный человек может начаться в интервале от 16 до 20 лет, а за пределами этих рамок возраста могут начинаться только особенно обширно информированные болваны? Да и таких на всю Россию с 30 до 45 лет появляется не больше 15-30 человек?... ==
Путают, скорее всего, потому, что ещё не успели прочитать мои работы в полном объёме. Это вполне естественно при таком объёме работ. Так что есть смысл сразу внести ясность.
Каждая отрасль многоотраслевой метанауки призвана обеспечивать разумное развитие той или иной науки или отрасли техники. Подчёркиваю - разумное. Методом проб и ошибок науки развиваются и без метанаук. Только слишком долго и слишком затратно.
В системе Знания многоотраслевая метанаука выполняет функции посредника между философией и иными науками, отраслями техники и прочими фондами опыта. Необходимость в таком посреднике была не всегда. Античным философам она была совершенно неведома. И Гегелю тоже.
== Между прочим "фонд опыта" прямо зависит от того, чем занимается носитель того или иного опыта -чем-то ценным или многолетними уже прополками грядок на огородике куда из городе ехать надо километров 70 по жуткой дороге... Уходит человек -испаряется некая часть из "наличного фонда опыта"... ==
Но с тех пор много воды утекло. Науки резко усложнились. А человеческие возможности по обретению энциклопедических познаний остались прежними... В том числе и возможности современных философов.
== Не помню где и когда, может даже у Шпенглера, мимоходом упомянута возможность что движение "к науке и образованию" заметное примерно с 11 века, в принципе может замениться движением к одичанию. Когда в науку будут зазывать на каждом углу, а населенцы будут с кривой ухмылкой ковылять из трактира в другой трактир... ==
Они ведь в университетах получают в лучшем случае приличное гуманитарное образование. Но не научное. И не техническое. Не могут они справиться с разумным развитием наук и отраслей техники при таком образовании.
Метанаучных работников разумнее готовить путём дополнительного обучения опытных специалистов (научных работником и технарей). Философского и гуманитарного. И к тому же основам ТРИЗ. Вот Вам и ещё одно прекрасное поприще для работы философов.
Вести здесь полемику по проблематике развития ТРИЗ едва ли уместно. Скоро выйдет в свет моя новая книга. Её рабочее название "Феномен ТРИЗ: движение, тусовка, наука". Почитаете. Тогда и обсудим...
А пока я старюсь всего лишь привлечь внимание философов к ТРИЗ, где для них найдётся достойная работа. К тому же отсутствие многоотраслевой метанауки в системе Знания блокирует и развитие философии. Так что эта работа во имя развития философии, хотя чисто философской её не назовёшь...
Почему же Институт философии до сих пор не взялся за эту работу? Полагаю, что это отчасти объясняется изжившими себя традициями отраслевого деления философии. Так называемой философией науки и техники философы занимались весьма охотно. Она и занимала место многоотраслевой метанауки. Прямо скажу - чужое место. Но изгнать эту псевдофилософию с насиженного чужого места без борьбы невозможно...
Философия естествознания и многоотраслевая метанаука
Меня опять просят пояснить суть многоотраслевой метанауки. Это нормально. Ещё во времена Гегеля в систему Знания пытались произвольно вводить некие новые науки и искусства, которые в неё явно не вмещались...
Искусство садовника, искусство повара и так далее.
Гегель с юмором прокомментировал этот факт, но не взялся за серьёзный анализ проблемы прописки кандидата на роль новой базисной науки или искусства в систему Знания.
Возможно, что именно поэтому в наши дни появляется бездна новых "...софий", явно не имеющих отношение к философии и к тому же не являющихся независимыми базисными науками.
Именно поэтому я основательно прописал многоотраслевую метанауку в систему Знания в трилогии "Невидимые миры...". Но для очень занятых философов можно объяснить суть этой прописки и короче.
Исходно в представление о философии включалось всё богатство системы Знания. Оно было не велико и образованные люди той эпохи с ним вполне справлялись...
Потом началось выделение из философии множества ныне самостоятельных наук. Позднее Гегель изгнал из философии всю восточную мудрость, положив начало для разделения работы философа и работы мыслителя.
Но затем началось уже дробление самой философии и её смешение чёрт знает с чем ради приготовления некой философской окрошки. Появились и попытки создания великого множества философий, следы которых есть в любом философском словаре. С тем же успехом можно было предлагать великое множество физик или математик...
Тем не менее, в философию всё же удалось протащить так называемую философию естествознания во всём её отраслевом многообразии.
Каждая наука якобы имеет право иметь свою философию. "Ведь Вы этого достойны?"
На этом основании и строилась так называемая философия естествознания. А фактически каждая наука для обеспечения своего разумного развития нуждается лишь в соответствующей отрасли многоотраслевой метанауки!
Дело тут не в словах. Простое переименование философии естествознания в многоотраслевую метанауку проблему не решает. В развитой системе современного Знания назрела необходимость выделения философии естествознания в нечто самостоятельное, способное выполнять в ней функции, выходящие за рамки традиционных функций философии.
Это Нечто я и назвал многоотраслевой метанаукой. Определил её функции в системе Знания. Определил и взаимоотношения многоотраслевой метанауки и философии в системе Знания. В этом нет ничего субъективного. Объективная необходимость вынуждает именно к такому делению. Игнорировать её просто глупо.
Претензии ТРИЗ на эксклюзивное владение многоотраслевой метанаукой являются вздорными. Она ведь не только разумное развитие ТРИЗ призвана обеспечивать! С таким же успехом ТРИЗ могла бы претендовать на монопольное владение философией... Вопросы есть?
Профессия - любовь к мудрости
Упорные сторонники ветхозаветной расширительной трактовки философии как любви к мудрости ставят её в дурацкое положение (той самой лисы, застрявшей меж двух берёз). Ведь это (уже давно!) профессиональная любовь!
Поэтому невольно возникает в умах поток забавнейших ассоциаций...
Более того. Даже в области профессиональной любви давно существует узкая специализация. Например, в Японии сформировались женские группы профессиональной любви, (состоящие из жён, гейш и проституток). О чисто мужских группах профессиональной любви я уже не говорю...
Возникают и иные издержки расширительной трактовки профессиональной любви к мудрости, очевидные уже не всем.
== Любовь к философии выражается исключительно в том, что у человека старше 17 лет с каждым годом всё полнее и острее звучит в душе комплекс многих мыслей и чувств проистекающих из принципа "я не быдяк и не баран в этой толпе живших в нашем городе за 100 прошлых лет 120 тысяч обывателей".
Ну и как вы себе представляете этот тип само и миро сознания у человека который учится на факультете философии? Он что, должен хотя бы со 2 курса всех остальных считать будущими ровнями Бердяеву, Мамардашвили или Ф.Гиренок?!
В глаза им говорить что ини -будущее интеллектуальное болото?!
В наше время разных "революций" за прошлые 120 лет (чем обе мировые войны не вытягивают на определение "такая форма революции"?!) философ может быть или офанатевшим революционером или проповедником эволюционизма который такой же офанатевший. И поэтому оба без проблем за 30 лет понапишут по 3-4 тысячи страниц по теме революции или эволюции.
А не ограничатся вялыми словесными конструкциями на 15-45 страниц в стиле "с одной стороны... с другой стороны....". ==
Начнём их рассмотрение со стороны мнимой свободы философского творчества. То есть, так сказать, со стороны свободной профессиональной любви.
Даже простые рабочие, (знакомые с технической версией ТРИЗ образца минувшего века), понимают, что свободного профессионального технического творчества не бывает.
Есть множество объективных ограничений на такую свободу. О них и сам Альтшуллер писал. Да и я в "Невидимых мирах ..." кое-что добавил уже и по части мнимой свободы профессионального научного творчества.
Так что современным философам сам бог велел перенести этот опыт в свою профессию. Может быть, ещё не успели? Странно... Ведь об этом писали ещё Фихте и Гегель!
И даже в данной рассылке не раз говорилось о том, что философия призвана заниматься априорными формами Знания. От этой печки и следовало бы по уму начинать танцевать.