т -158
Д.Дьюи Реконструкция в философии.
Проблемы человека -158
Не думаю, что
замешательство, которое мне пришлось испытать, читая господина Уайтхеда,
вызвано его фундаментальной концепцией опыта. Напротив, данная кон-
цепция, свидетельствующая о разумной степени свободы его философского
воображения от влияния философской традиции и ее языка, кажется мне
чрезвычайно ясной, равно как и продуктивной.
Полагаю, что этим замеша-
тельством я обязан промежуточному механизму, необходимому для сплете-
ния всех элементов; сплетение же их требуется лишь вследствие допущения
449
об изначальной независимости, но оно не потребуется, если
признать, что они появляются, чтобы своими функциями
способствовать достижению целей, которые поставил сам опыт.
В силу того что философия Уайтхеда чревата подобного рода
возможностями для дальнейшего философствования любого из нас, я и поднял
вопрос о фундаментальном методе, а не стал ограничиваться, возможно,
более подходящей к случаю задачей выбрать какую-то одну из множества его
богатых следствиями разработок и посвятить комментарии только ей.
Судя по
ходу развития философских течений в настоящее время, непосредственно-
му влиянию этого метода скорее всего будет подвержена та часть филосо-
фии Уайтхеда, которую я назвал математической моделью. Это мощное
влияние во имя законченного натурализма, которому так предан Уайтхед,
на мой взгляд, требует иного истолкования.
Вне всякого сомнения, в
придании мысли Уайтхеда математической интерпретации есть некоторая
доля иронии, ибо это вообще-то подразумевает приоритет статики над
процессом, причем последний, согласно подобной интерпретации, должен
быть ограничен рамками непосредственных явлений и их вторичных
обратных реакций на то, что по природе своей совершенно незыблемо,-
примером таких реакций являются изменения первоначального образа Бога.
Следовательно, призыв к альтернативному направлению в разработке его
идей по существу является призывом к признанию неограниченной
плодотворности актуальных явлений во всей полноте их актуальности.
** Публикация оборвана издателем. Опущены примечания и указатель имён. Пропущено около 50 страниц.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
Джон Дьюи
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ.
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
На переплете помещена репродукция с картины
Макса Эрнста "Пир богов" (1948)
Во внутреннем оформлении книги использована
графика М. Эрнста
Заведующий редакцией М. М. Беляев
Ведущий редактор А. Н. Голубев
Редактор Ж. П. Крючкова
Художественный редактор Е А. Андрусенко
Технический редактор А. Ю. Ефимова
Корректоры Т.И. Андрианова, Т.Ю.Коновалова