Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-155

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -155
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -155
  
  
  Этот взгляд, возможно, является зарождением его последующей теории
  "нейтральных целостностей". Прямой эмпирический смысл нейтрального
  в этой связи, по-видимому, будет состоять в нашей индифферентности к раз-
  личию между субъективным и объективным, различию, которое возникает,
  когда в целях верного выбора поведения мы должны четко уметь отличить,
  на что указывает данный звук или цвет,-на объект из нашего окружения
  или на некие процессы внутри организма.
  
  К сожалению, его дальнейшие
  произведения временами производят такое впечатление, будто эти целост-
  ности представляют собой однотипное вещество, из которого состоят и
  субъективное, и объективное, хотя вообще-то различие должно быть, и оно
  должно быть связано с типом объекта, к которому мы относим определен-
  ное качество.
  
  Если восторжествует эта последняя позиция, то одна из про-
  блем психолога будет заключаться в выявлении тех условий, при которых
  подобное отнесение оказывается возможным, причем вопрос о правильнос-
  ти отнесения будет вопросом такого же типа, на который мы отвечаем в том
  случае, когда, например, вычисляем, каков источник данного звука-ру-
  жейный выстрел или звук запускаемого двигателя автомобиля.
  
  И снова Джеймс говорит, что "опыт изначально представляет нам сли-
  тые между собою объекты, неуловимо и непрерывно связанные со всем ос-
  тальным миром, который заключает их в границы пространства и времени,
  и потенциально делимые на свои внутренние элементы и части" 4.
   4 Ibid. P. 487.
  
  Сказанное в данном фрагменте равно применимо и к простейшему, и к высокораз-
  витому опыту объектов, так как в том же контексте он говорит о "чувствен-
  ных тотальностях... которые дробит избирательное внимание" 5.
   5 Ibidem.
  
  В другом
  месте он пишет: "Никто никогда не испытывал так называемого простого
  439
  ощущения. Сознание (опыт) с первых дней нашей жизни кишит изобилием
  объектов и отношений, и то, что мы именуем простыми ощущениями (каче-
  ствами), есть результат избирательного внимания, зачастую в высшей сте-
  пени настойчивого" 1.
   1 Principles of Psychology. Vol. I. P. 224.
  
  Подобные фрагменты, несомненно, показывают нам,
  что он имел в виду, когда говорил, будто первое ощущение (опыт) ребенка
  для него есть целая вселенная, и что "вселенная, которую он узнает впос-
  ледствии, представляет собой не что иное, как расширение и импликацию
  этого первого простого зачаточного образа" 2.
   2 Ibid.Vol.II.P.8.
  
  Считать, что в такой момент
  имеет место внутреннее дублирование мира в мысли или ощущении,-зна-
  чит впадать в то, что Джеймс где-то в другом месте назвал психологическим
  софизмом,-это когда в первозданный опыт вкладывают инференциаль-
  ное, выводное заключение, к которому психологи пришли в своих специ-
  альных исследованиях, в данном случае-заключение ложное.
  
  Теперь я перехожу к основному моменту, к гвоздю программы-толко-
  ванию Джеймсом природы эго и осознания ее нами, в котором исчезает
  субъект дуалистической психологии и на его место встает эмпирическое и
  поведенческое эго. Говоря о природе "себялюбия", или эгоизма, он писал:
   "Итак, поскольку слова "я" и "эго" вызывают у нас определенное чув-
  ство и представляют своего рода эмоциональную ценность, они обладают
  объективным значением, ибо под ними подразумеваются все те вещи, бла-
  годаря которым в потоке сознания рождается проявление определенного,
  особого свойства".
   3 Ibid. Vol. I. P. 319. Вербально здесь сохранен дуализм-в упоминании "потока
  сознания". Но в данном случае, если мы заменим его словами "непрерывный поток данных в опыте вещей", ничего не изменится, а кроме того, эго или личность здесь открыто выражены как объективные; уменьшенные заглавные буквы воспроизводятся по оригиналу.
  
  Он подробно развивает данную позицию в связи с вопросом о телесной,
  или материальной, и социальной ипостасях эго, которые упоминал ранее.
  Общая или теоретическая позиция его по данному вопросу такова:
   "Чтобы я обрел эго, которое мог бы лелеять в себе, природа сперва дол-
  жна предоставить мне некий объект, достаточно интересный для того, что-
  бы я инстинктивно пожелал оценить в нем его собственное достоинство.
  То, что случается с ними (с нашими телами), пробуждает в нас эмоции и
  склонности к действию более энергичному и естественному, чем любые дей-
  ствия, вызываемые иными частями доступной наблюдению области".
  
  Мое социальное себялюбие, интерес к представлениям, которые сложи-
  лись обо мне у других людей, является в то же время интересом к ряду объек-
  тов, внешних по отношению к моему мышлению 4 .
   4 Ibid. Р. 319--321. Ср. со следующим: "...остается фактом... что некоторые особые виды вещей способны вызывать этот интерес сильнее и прежде, чем другие, и что они составляют меня естественного. Но все эти вещи - объекты (р.325). Обсуждение частного вопроса об эгоизме есть импликация предшествующего суждения Джеймса о том, что человеческое эго представляет собой "общую сумму всего, что он может назвать своим", всех объектов, которые он ценит, о чем свидетельствует его позитивный к ним интерес (vol. I. Р. 291).
  440
  Однако в дополнение к материальному и социальному эго Джеймс по-
  стулировал еще одно эго, которое он назвал "духовным". Поэтому вполне
  можно подумать, будто это психическое эго, состоящее в актах выбора, одобрения,
  отрицания и эмоциях вроде страха, надежды и прочего, остается тем самым
  внутренним эго - неприступным для прямого наблюдателя объектом.
  
  На самом же деле в анализе именно данного аспекта эго Джеймс при-
  ступает к самой отчетливой и подробной биологической интерпретации, по-
  скольку он говорит, что все непосредственно и эмпирически наблюдаемое
  указывает на то, что "эго или многие эго, при тщательном исследовании
  оказывается в основном сводимым к набору этих особых движений в голове
  или между головой и гортанью" 1.
   1 Principles of Psychology. Vol. I. P. 301.
  
  В его тексте "эти особые движения"
  описываются как "переменчивая игра давлений, конвергенции,
  отклонений и аккомодаций моих глазных яблок" и "открывание и
  смыкание голосовой щели", а также "сокращения челюстных мышц" и
  мышц грудной клетки. Подобные телесные движения, то есть все, что
  непосредственно ощущается в опыте как его глубочайшее средоточие,
  "святая святых" эго, представляют собой выражения "постоянной игры с
  помехами и поддержками, освобождением и арестом, тенденциями,
  отвечающими нашим желаниям и отвечающими чему-то иному".
  
  Теоретическая же интерпретация четко выражена в следующих словах:
   "Ядро эго... по-видимому, представляет собой совокупность активностей, в
  физиологическом плане существенно не отличающихся от непосредственно
  наблюдаемых действий. Если мы разделим все возможные физиологические акты
  на приспособлениям реализации, то ядро эго будет представлено совокупно
  взятыми приспособлениями, подстройками; а менее сокровенное и более подвижное
  эго, поскольку оно активней, будет представлено действиями-реализациями" 2.
   2 Ibid. P. 302.
  
  Затем он говорит, что, поскольку деятельность по приспособлению "со-
  вершенно неважна и неинтересна сама по себе; что важным является только то, как
  она будет использована в форсировании либо предотвращении разнообразных
  вещей и действий", то неудивительно, что ее, как правило, обделяют вниманием.
  Но тот факт, что приспособительная активность входит во все наши
  взаимодействия с окружающими условиями, кроме актов, носящих самый
  рутинный и "автоматический" характер, придает ей некую особую роль, так как
  "она является неизменной осью наших движений к вещам и движений прочь от
  них, желаний сдаться на их волю или воздержаться от этого, которая естественно
  представляется нам центральной и находящейся глубоко внутри" 3.
   3 Ibidem.
  
  Все, что он далее говорит о личном тождестве, вполне согласуется с дан-
  ной поведенческой трактовкой. Мимолетное мышление имеет отношение
  "к самому себе в меньшей степени, чем к некой наиболее сокровенно ощу-
  тимой части его настоящего объекта, телу и основным приспособлениям,
  441
  что совершаются в голове и сопутствуют акту мышления" 1.
   1 Principles of Psychology. P. 341.
  
  К тому же убеж-
  дение в постоянстве эго возникает на эмпирических основаниях - точно
  так же, как убеждение в тождественности любого объекта, -. и "наше соб-
  ственное ощущение персонального тождества" "совершенно такое же,
  как всякое другое наше ощущение постоянства в мире явлений".
  
  Тем не менее
  дуализм возникает здесь снова, ибо он по-прежнему допускает, что "мыш-
  ление мимоходом" необходимо здесь в качестве знающего субъекта. И по-
  этому, опять прибегнув к своей идее о том, что "ускользающие пульсы мыс-
  ли" есть знающие субъекты, он совершает то, что на первый взгляд кажется
  выдающимся компромиссом между "пульсом мысли", составляющим актив-
  ное Я(1), и "эмпирической личностью", составляющей пассивное "Меня"(Ме).
  
  Если бы это имело значение, мы привели бы еще кое-какие отрывки из
  его текста, свидетельствующие о наличии двух несовместимых направле-
  ний в психологии Джеймса, а также о том, что наиболее бурный конфликт
  между ними происходит в сосуде под названием "эго". Но так же очевидно
  и то, что одно из этих направлений-эмпирическое-несет в себе элемен-
  ты, которых требует поведенческая теория эго.
  
  То, что он в конце концов
  высказал в 1904 году, когда уже отказался от своего знающего мышления в
  пользу сознания как простого эха отжившей души, в итоге явилось не более
  чем выражением тех же самых идей, которые он выдвигал в своей "Психо-
  логии", но уже свободным от двусмысленностей и сомнений. Есть "элемен-
  тарная деятельность, предполагаемая в каждом простом это нашего опыта...
  и дальнейшее разложение данного нечто на два что-деятельность, ощу- щаемая нами как "наша", и деятельность, относимая на счет "объектов".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"