Из этого следует только истина о человеке. Но из этого не следует, что если человек стал стараться быть настоящим в солидном возрасте -из него ничего не выйдет и он навсегда останется фальшив в своей человечности. Нужно видеть, что очень немногие в солидном возрасте вспоминают, что человек может быть человеком. И хотя в первое время их человечность фальшива, но зато искренни мотивы, которые заставляют их быть людьми. Мотивы, раз они искренни, прощают все.
Но и самые искренние мотивы не изменят закона - тот, кто стремится быть человеком с самого начала пробуждения в себе человека как человек более богат и последователен нежели тот, кто пришел к человечности уже в солидном возрасте.
Общественное положение бывает двух родов. Либо материальное, либо именно общественное. Занять определенное общественное положение как таковое в наши дни мало кто старается. Но занять материальное общественное положение стремятся многие.
Достижение материального общественного положения -дел нелегкое. Существуют сотни обстоятельства которые мешают этому. Конкурс в ВУЗ, трудность учебы, жизненные случайности, болезни и т. д. Человек вынужден ставить задачу -любой ценой добиться своего.
Вдумаемся в эти слова -любой ценой. Или по-другому -любыми средствами. И прежде всего требуется определенное отношение к другим людям. Среди студенток, например, немало таких, которые боятся выйти замуж. Как они ведут себя в жизни? Они очень грубо относятся к людям. Они заранее считают, что все, кто им встретится -все очень плохи. (Зато когда они получат диплом -тогда у иных тоже все сплошь очень хороши и очень достойны чтобы дать согласие выйти замуж). Им нет дела до следствий их поступков. Им главное -они сами. Они заранее смотрят на мир как на мир людей таких же скотских, как они, как на мир, в котором любые поступки не имеют и иметь не могут серьезных последствий в судьбе другого человека. То же можно сказать и про студентов.
Но в таком случае принцип "все хорошо, что мне хорошо" становится принципом проституирующим душу. По существу многие студенты в большей или меньшей мере духовно и нравственно проституированные люди.
Принцип "все хорошо" не приводит к душевно-нравственной проституции человека только в единственном случае -когда для человека важно не то, что он станет инженером, врачом, учителем, а важно то, что он сможет работать тогда с максимальной пользой для народа. Великая цель убережет человека от духовно-нравственной проституции.
Посмотрим же на людей, которые имеют вузовские дипломы и которых нам предлагают именовать "интеллигенцией". Что они делают? Подлостей они не делают. А что хорошего они делают? Кое-что хорошее они все-таки делают. Но это неверный принцип "кое-что". Кто делает кое-что хорошее, тот еще не стоит уважения. Уважения стоит тот, кто старается делать всегда побольше хорошего.
Много ли таких людей среди нашей нынешней интеллигенции? Масса интеллигенции делает во всяком случае только "кое-что", а не все. Сколько примеров беспринципности, бессилия, безволия видим мы в среде этих людей добившихся определенного материального общественного положения!
Как они проституированы душевно и нравственно! Это ли не красноречивое подтверждение что самое страшное для желающего стать человеком это погнаться только за материальным положением в обществе.
Выше мы привели как иллюстрацию пример с девушками, которые боятся замужества. Нам вполне резонно возразят, что не все такие. Мы это знаем и сами. Главное не в том, какие другие. Главное в том, что и те и эти если после ВУЗа и делают хорошее, то только "кое-что". А специально деланьем хорошего не занимаются ни те, ни эти. Дело не в примерах, дело в явлениях на которые призваны указать эти примеры. Выбранный пример есть пример самого яркого проституирования души. У других это же выражается в другом и менее ярко, только и всего. Так что любой так называемый "интеллигент" который делает только "кое-что" из хорошего вместо того, чтобы делать все хорошее что он мог бы сделать -был морально-нравственно проституирован в ВУЗе в процессе превращения во врача, инженера, учителя.
Стоит ли подобных людей ругать, это еще, конечно вопрос. Но эту правду про таких людей знать необходимо. Подобные люди уже своим существованием выступают как враги настоящей человечности. Настоящие люди должны хорошо знать своих врагов. Иначе невозможно за что-либо бороться, и прежде всего невозможно бороться за утверждение идеала настоящего человека. Куча -не слишком подходящая принципиальная платформа для борьбы.
Советская общественная наука имеет своим исходным принципом кучу. И мы видим -развитие общесловия и пустословия, развитие сухого академизма, распространение в общественно-научных трудах академического тумана и отсутствие ученых-общественников признанных народом. Народ не знает из них почти никого. И такие вот люди считаются "понимающими народ"!!
А все прежде всего потому, что общественная наука исходит из кучи, из некоего абстрактного понятия некоего "общества".
Нужна ли общественная наука народу? Когда общественная наука отвечает определенным условиям она способна быть белее действенной чем даже идеологическая работа. Когда широкие массы интересуются общественной наукой и знакомы с ее последним словом -тогда общественная наука оказывается огромной силой.
Коммунизм невозможно построить не сделав марксизм знакомым всем. При коммунизме не будет счастливой жизни, если его члены не будут знать общественной науки о человеке.
Общественная наука про общество у нас есть -марксизм. А где общественная наука про человека?
Истинная общественная наука про человека должна быть простой, хорошо понятной и интересной. Необходимо ещё заметить, что схоластика беда всякой науки, а общественной особенно. Самая серьезная беда в том, что схоластика многообразна.
Душевная проституированность в большей или меньшей степени свойственна всем слабым душевно людям. Слов нет, эти люди бывают иногда достаточно сильны чтобы достигнуть определенного места в обществе и даже определенного общественного признания. Но душевно они проституированы.
Да, люди душевно бедные нередко становятся видными, известными. На это у них хватает силы. Но каковы они с точки зрения индивида? Они за всю свою жизнь ни одного настоящего человека не смогут сделать счастливым. Личная и душевная жизнь в них приглушена. Это неважно? Важно что они делают для общества?
Но общество существует не для себя самого. Оно существует для человека и пользуется поддержкой человека в той степени, в какой что-то делает для хорошей жизни человека. Общество, которое выдвигает "заслуженных людей", но мало что делает чтобы в нем человек жил для человека не стоит ни черта. Не трудно сказать, что ваше дело полезно для некоего абстрактного человека и человечества. Попробуйте быть по настоящему нужны и полезны хотя бы одному конкретному человеку "заслуженные люди" общества всех величин! Многие из вас только слетят с копыт, а такого сделать не сумеют.
В мире душевно бедных людей должны были бы бушевать убийственные последствия их бедности. Но на деле в их мире не заметно особых трагедий. Только потому, что они бедны и слабы душевно. Они не из тех, для кого существуют душевные трагедии. Их удел -человеческая и душевная пассивность, скорое примирение с обстоятельствами душевной жизни.
В их мире благополучие и покой. Не верьте! Под ними пустота, плесень, а то и гниль.
Нет ничего удивительного, что люди душевно бедные могут получать широкую общественную известность, или, как говорят, "признание" народа. Они живут в мире, где действуют прежде всего и больше всего материальные силы и обстоятельства. В подобном мире от человека требуется прежде всего тоже материальная сила (сила кулака, как мы уже говорили). По какой же причине человек бедный душевно не может быть сильным материально? Таких причин нет, не было и не будет.
У жизни людей очень много таких явлений, которые своими следствиями имеют плохое. И человеку нужно учиться сопротивляться этому. Не так трудно научиться бороться с плохим в жизни. Важнее научиться бороться с плохим в себе.
Человек испытывает разочарование в жизни только тогда, когда он ничего как человек в жизни не делает. Есть такой мудрый закон: кто работает честно, тому от работы хорошо, тот не знает уныния в работе и легче переносит неприятности в другом. И наоборот, кто работать не любит... Также и в жизни. Жизнь это тот же труд, но только душевный. Разочарование в жизни происходит из того, что человек не находит в жизни для себя какого-то конкретного содержания. Разочарование тем сильнее, что человек полагает, что некое конкретное содержание в жизни существует само собой. И тем разрушительнее, что ему нечего противопоставить разочарованию.
Труд же ценен сам по себе. Пусть даже труд не приведет к неким заданным результатам -сила человека не в потреблении результатов труда (потребление может быть духовное, эмоциональное, нравственное, моральное, не только материально -физическое вроде еды или покупки брюк), сила человека в самом труде.
В жизни разочаровываются те, кто сам жить не умеет и не способен. Жить как человек. Эти разочарованные ожидали, что в жизни все выйдет само. А если был они не ждали чего-то, а стремились сами устроить жизнь себе так, как им хочется -они бы не разочаровывались. Кроме горечи неудач у них бы оставалась радость жизни.
Существователи, душевные бедняки в жизни не разочаровываются. Точнее -в людях. Им люди как таковые не слишком важны. В жизни разочаровываются люди душевно богатые -если понимать богатство как простую сумму идей к которым стремится человек. На самом- то деле душевное богатство не просто некоторая сумма идей, но об этом позднее. Эти люди душевно богаты, но они не сильны. Сильные не разочаровываются. Сильные трудятся над жизнью. Сильные не ждут и не ищут жизни -они стараются делать жизнь. Сильные активны. Слабые пассивны.