Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -86

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -86
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -86
  
  
  Что касается явлений
  второго рода, то полная свобода человеческого духа и свобода личности
  достижимы только при условии эффективных возможностей для участия
  человека в освоении и создании культурных ресурсов цивилизации.
   == Если на территории данной области 6 миллионов населения, то сколько есть людей имеющих "свободу духа" и занятых "созданием культурных ресурсов цивилизации"?
   Если в районном городе 40 тыс. жителей и там только дворник Иванов за год в социальной сети разместил 5 постов, всего 100 строчек, вполне содержательных, то можно его отнести к "созданию культурных ресурсов цивилизации"? Или что должен сделать дворник чтобы попать в число этих создателей? Написать текст в 5 страниц? Написать за 5 лет 5 текстов, всего в 30 страниц? Написать 50 текстов, всего 300 страниц? ==
  
  Ни одно экономическое состояние дел не является чисто экономическим. От
  него колоссальным образом зависит наличие или отсутствие культурной
  свободы. Всякий либерализм, который не ставит во главу угла полную культурную
  свободу и не видит связи между ней и подлинной свободой производства
  как способом существования, есть либерализм вырождающийся и лицемерный.
  235
  
  Часть II
   ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И УЧЕНОСТЬ
  
   1. Вызов либеральному мышлению
  Вероятно, нет лучшего пути понять, в чем заключается содержание фи-
  лософии -живой, а не антикварной,-чем задаться вопросом о критериях и целях,
  которыми должны руководствоваться наши программы и мероприятия в области
  образования. Подобный вопрос, если поставить его во всей полноте, прольет свет
  на нравственно и интеллектуально основополагающие аспекты в ориентации
  человеческих действий. Он вскроет различия и конфликты, являющиеся базисными
  для общества в его нынешнем состоянии. Он придаст конкретное и определенное
  значение проблемам и принципам, которые, будучи выражены в понятиях
  философских систем, отвлеченных от нужд и борьбы человека, представляются нам
  далекими и абстрактными.
  
  По этой причине нынешнюю кампанию обвинений
  в адрес всего нового и современного в образовании следует приветствовать даже тем,
  кто убежден в ее абсолютно реакционной направленности. Ее надо встречать
  открыто, и такая встреча прольет свет на те убеждения, относительно которых
  мы слишком долго пребывали в неведении, поскольку в образовании, как и
  повсюду, действует принцип, согласно которому самая большая ошибка есть
  смешение вещей противоположных и несовместных.
  
  Определение их границ,
  уже начавшееся сегодня, не только поспособствует прояснению спорных
  моментов в положении с нашим образованием, но и будет нацелено на то, чтобы
  вдохнуть новую жизнь в мертвые мощи философии.
   == "Мёртвые мощи философии..." -великолепно! Советская философия, если иметь в виду все кроме примерно 15 книг написанных в 1950 -2010 годы, это вероятно "смердящий труп падали"... Там вероятно под 500 книг (где больше 150 страниц) и 1500 книжонок (где от 50 до 145 страниц)? Даже в журнале "Вопросы философии" до 1992 года в среднем за год публиковали 2-3 научно ценные статьи, а остальное было "словесными испражнениями"? ==
  
  Нам говорят, что научные объекты притязают на тот же статус, который присущ
  объектам литературы, а они только и являются поистине гуманистическими. Как
  нам говорят, тяга к практическому и утилитарному обернулась тем, что либеральное
  образование было вытеснено чисто профессиональным образованием, которое
  нивелирует всего человека до некой ущербной субстанции, озабоченной только
  средствами к существованию.
  
  Нам говорят, что эта тенденция означает путь
  подальше от гуманного и поближе к материалистическому, от неизбывно разумного
  к временно полезному и так далее. Тогда отчего же получается, что некоторые из
  нас, будучи радикально несогласными с теми доводами, на которые опираются
  критики современной нам системы, и столь же радикально несогласными со
  средствами лечения, на которых они настаивают, в то же самое время признают за
  236
  нынешней системой (если ее вообще можно назвать системой) такую недо-
  статочность единства цели, материала и метода, которая делает ее похожей
  на лоскутное одеяло.
  
  Мы согласны с тем, что перегруженная и переполнен-
  ная учебная программа нуждается в упрощении. Мы согласны считать, что
  мы не уверены в том, куда мы идем и куда хотели бы идти, а также в том,
  почему мы делаем то, что мы делаем.
  
   == Никому не кажется, что если цель гуманитарного образования в выпуске хоть каких-то, но мыслителей, то прежде всего за "мыслителя" нужно признать человека способного каждый год писать гуманитарных текстов хотя бы по 100 страниц формата А4 (приблизительно 290 000 знаков, или как принято в журнале Самиздат сайта Библиотека Максима Мошкова -290 килобайт?)
   А для решения этой задачи нужно на гуманитарных факультетах на 70% сократить "информационные лекции" -после 1 курса обучаемые должны сами за счёт свободного времени искать и читать нужные книги.
  
   И в это же время это освободившееся учебное время обучаемые должны сидеть в аудиториях и писать... назовём "мыслительные упражнения". Вниманию обучаемых предлагается на их выбор 20 или 50 вопросов вроде "что такое смысл жизни" или "что такое сексуальная полноценность человека в возрасте до 27 лет", или "что такое искусство общения с окружающими", или "система признаков, которыми сопровождается процесс гниения среди 50 000 высших лиц власти в России", или "система признаков что в России суд и прокуратура -сборища бандитов"...
  
   Обучаемые должны каждый день сидеть и что-то писать. Из расчёта "за 3600 секунд (1 час...) написать текст не короче 2800 знаков на первом курсе, 3000 знаков на втором курсе, 3300 знаков с 3 курса.
   Соответственно, на 1 курсе они пишут по 90 минут в день, на 2 по 120 минут, с третьего по 180 минут в день.
   Оценки им не ставятся (берегут их нервы). Но всё написанное со второго курса учитывается по объему.
   И при выпуске из университета 10 человек написавших текстов больше всего, получают специальность "мыслитель 1 категории", 20 человек написавших текстов меньше этих10, получают специальность "мыслитель 2 категории", все остальные получают специальность "информаторщик". ==
  
  Многие детали нашего анализа современной ситуации в образовании
  не слишком отличаются от положений критиков, чьи основные предпосыл-
  ки и цели разительно противоположны нашим. Однако точки зрения, от ко-
  торых отталкиваются разные типы критиков, и направления реформ, на-
  стойчиво ждущих осуществления, образуют два разрозненных мира.
  
  Наш вопрос вырисовывается все отчетливее. Мы согласны с ними относительно
  отсутствия единства в системе. Но мы стоим на позициях, разительно от-
  личных от убеждения в том, что беды и дефекты нашей системы проистека-
  ют из чрезмерного внимания к новейшим явлениям человеческой цивилиза-
  ции - науке, технологии, современным социальным вопросам и проблемам.
  
  Наши критические оценки нынешнего положения в образовании ско-
  рее основываются на представлении, что факторы, определяющие жизнь
  современного общества, факторы, создающие образ новейшей культуры, либо
  все скопом задавлены непомерным вниманием к старине, либо переведены
  в такие русла, где у них развиваются технические, менее гуманитарные черты
  по сравнению с теми, которые развивались бы в случае предоставления им
  самых центральных позиций.
  
  Поэтому я начну с того факта, что, как нам теперь толкуют, подлинно
  гуманитарное образование потребует от нас вернуться к моделям, образцам
  и стандартам, которые были заложены в Греции лет эдак две с половиной
  тысячи назад, а затем обновлены и введены в практику в золотую пору фео-
  дального Средневековья, уже шесть-семь столетий как миновавшую.
  
  Действительно, теория образования, в которой использовалось понятие "либе-
  ральный", в применении к образованию не имевшее тогда ничего общего
  со словом "практический", была сформулирована в Древней Греции. Имен-
  но из Греции к нам перешла традиция, состоящая в резком противопостав-
  лении "либерального" и "механического" образования, а также-это сле-
  дует отметить особо - в отнесении к сфере механического любых навы-
  ков, связанных с производством и полезными приобретениями и услугами.
  
  Эта философия была верна тем обстоятельствам общественной жизни,
  в которых она родилась. Она излагала в интеллектуальных понятиях суще-
  ство институтов, обычаев и нравственных предпочтений, культивируемых в
  жизни Афин. Тот факт, что либеральное, или свободное, образование было
  образованием свободного человека, в афинском сообществе считался нормальным.
  
  Но его нельзя отделять от другого факта, совершенно ненормаль-
  ного с позиций современной демократической общности, а именно - от
  того, что свободные граждане были невелики числом и что их свободе в
  качестве основы требовался большой класс прислужников.
  
  Класс, пользую-
  щийся правом на свободу и либеральное образование, опирался на те са-
  237
  мые основания, с которыми неустанно стремится покончить современное
  освободительное движение, поскольку статус, полученный человеком и зак-
  репленный за ним от рождения, в демократических обществах считается
  ограничительным.
  
  Греческий философ находил в подобных различиях не-
  обходимость, полагая, что они неизменны "по природе". Они были так проч-
  но освящены социальными институтами, что любой иной взгляд показался
  бы неразумным даже мудрейшим представителям того времени.
  
  Данное обстоятельство вполне может заставить нас с некоторым сомне-
  нием посмотреть на образовательную философию, которая в наши дни оп-
  ределяет либеральное образование в понятиях, противоположных тому, что
  относится к истинно либеральному.
  
  Профессиональное и практическое об-
  разование в Греции было признано нелиберальным, ограниченным, посколь-
  ку состояло в натаскивании класса прислуживающих. Гуманитарное же об-
  разование считалось либеральным в Греции в силу того, что оно представ-
  ляло собой образ жизни, которым довольствовалась малая группа людей,
  свободных для посвящения себя чему-то возвышенному. Они были свобод- ны для этого, так как жили, пользуясь плодами труда порабощенного класса.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"