Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -83

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -83
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -83
  
  
  Всякий человек, всякое движение, ис-
  кренне заинтересованные в данных целях и не прикрывающие ими стремле-
  ние к личной выгоде и власти, в мыслях и поступках обязаны делать глав-
  ный акцент на средствах их достижения.
   == Возьмём конкретный город или деревню на 5, 15, 150 дворов. Если житель не собирается отсюда уехать, то составим для него перечень возможных целей его деятельности. Условно будем считать за цель лишь то, исполнение чего потребует от гражданина затрат не меньше 4, 8, 24 часов, не меньше 2, 5, 15 (баньку на огороде построить...) дней.
   Составим перечень возможных целей в данной деревне или городе.
   Без проблем перечислим то, что займёт не больше 15 дней. А найдём мы в этом конкретном поселении цели которые займут не меньше 150 дней? А не меньше 5 лет?
  
   И составив этот перечень мы начнём к каждому пункту перечислять "возможные средства достижения данной цели". И если нам хватит сил ума вписать в перечень хотя бы 20 позиций - сколько там окажется позиций позволяющих достичь цели 2, 3, 5 средствами (способами)?
   Стало быть по этим причинам весь этот тезис превращается в теоретический туман без содержания и смысла?
  
   А если мы вздумаем этот список составить для поселившегося в Нью-Йорке, сколько позиций туда попадёт применительно к 18-летнему, месяц назад закончившему учёбу, и к 30 летнему, который уже 10 лет работает шофером такси и вдруг пожелает ... ну, не пожелает же он устроиться на работу в мэрию клерком?! ==
  
  В настоящее время эти средства надо искать на пути, ведущем к разви-
  тому общественному контролю и крепнущему коллективизму стремлений.
  Гуманный либерализм ради собственного спасения должен перестать иметь
  дело с симптомами и обратиться к причинам, по отношению к которым не-
  равенство и угнетение являются не более чем симптомами.
   == В самом ли деле все известные "причины" неблагополучия десятков или тысяч людей проистекают из "причин" которые устранить ничего не стоит?
   А может почти все "причины" которые мешают нам в жизни можно уподобить очередной горе на нашем пути длиной в 500 километров? ==
  
  Чтобы выжить в
  современных условиях, либерализму следует стать радикальным в том смыс-
  ле, что вместо использования общественной власти для ослабления непри-
  ятных последствий существующей системы ему надлежит применить об-
  щественную власть для изменения самой системы.
   == Система складывалась лет 15 или 120. Можно её изменить за 10 дней или 15 месяцев?
   Смена системы аналогична бесконечной возне самоучки который пожелал сначала своими руками из кусков железа изготовить все детали для моторчика на мопед, -по своим чертежам "из воображения"... Затем наш самоучка из подручных средств и по своему чертежу начнёт делать все остальные детали мопеда...
   А если он сразу размахнётся делать автомобиль?!
  
   Стало быть если нам известны примеры быстрой и успешной "смены системы" -или мы сменой системы называем нечто другое, или на деле никакой смены не было. А что тогда было?
   Надо бы найти примеры "смены системы" в мастерской на 5, на 45 работников и на заводе где перед началом "смены системы" было 2000 работников...
   Насколько вероятно, что подобный поиск заставит нас признать что "смена системы" крайне редкое событие?
  
   Разобравшись со "сменой системы" надо разбираться со сменой только одного звена в системе? Или именно со звена в системе надо начать уяснение подобной проблемы? ==
  
  Однако радикализм в сознании многих представителей как его откры-
  тых сторонников, так и злейших врагов ассоциируется со специфическим
  методом изменения системы. Для них он равнозначен изменению наличной
  системы путем ее насильственного низвержения. Радикализм такого рода
  противостоит либерализму, а либерализм противостоит ему, поскольку ли-
  берализму и исторически, и в силу собственной природы присущи демок-
  ратические методы вызова общественных перемен.
  
  Идея о том, чтобы заставить людей быть свободными, довольно стара,
  но она противоречит свободе по существу.
  
  Свобода не есть нечто, что мо-
  жет быть передано, подарено людям со стороны, каков бы ни был этот
  даритель: старомодный династический благотворительный деспотизм или
  новомодная диктатура, пролетарский порядок или порядок фашистский.
  Свобода есть нечто такое, что может принадлежать только индивидам, уча-
  ствующим в борьбе за нее, и скорее именно этот факт, чем какой-то особен-
  ный политический механизм, и является сущностью демократического либерализма.
  
  Неприятие демократических методов достижения общественного конт-
  роля частично вытекает из очевидной нетерпеливости и романтического
  пристрастия людей к кратким путям, которые, если мы им последуем, загу-
  229
  бят саму цель пути. В чем-то это есть следствие Русской революции, но при
  этом нельзя забывать тот факт, что Россия никогда на протяжении всей сво-
  ей собственной истории не знала демократических традиций, и для нее при-
  вычно диктаторское руководство в форме, абсолютно чуждой духу любой
  западной страны.
  
  Отчасти это результат сосредоточения механизма демок-
  ратического законотворчества и управления в руках господствующей эконо-
  мической силы, коротко известной как плутократия, или "интересы".
  
  Недовольство демократией, действующей в таких условиях, когда даже
  ее эксплуатируют особые "интересы", вполне оправданно. Но идея лекар-
  ства, состоящего в насилии и гражданской войне между классами, звучит
  как совет, на который способно только отчаяние.
  
   == В гражданской войне всегда виновато правительство, тупое, наглое и бездарнейшее?
   Были в истории примеры, когда гражданская война утверждала власть людей сколько-нибудь умных? ==
  
  Если принять метод насилия и гражданской войны, то результатом его
  будет либо фашизм, открытый и невыносимый, либо полная гибель обеих
  партий на руинах этой борьбы. Демократическим путем социальные пере-
  мены совершаются медленно; ему приходится следовать под гнетом мно-
  гих и серьезных ограничений, обусловленных отнюдь не демократичес-
  ким характером того, что выдает себя за демократию.
  
  Но это-метод либе-
  рализма и неразрывно связанная с ним вера в то, что свобода есть средство,
  равно как и цель, и что только в условиях развития индивидов в их добро-
  вольном сотрудничестве друг с другом развитие личности может стать ста-
  бильным и прочным.
  
   == Насколько разумным будет прописать в Конституции любого государства что любые перемены, в которые будет вовлечено свыше 10 миллионов граждан должны быть сразу рассчитаны по схеме -10 лет на каждые 20 миллионов населения?
   Например, если в России 140 миллионов населения -срок для перемен 70 лет.
  
   Но как реагировать на неизбежные срывы даже таких медлительных сроков? Из расчёта, что если сроки вышли за рамки 36 месяцев, все кто в государстве отвечал за это дело в прошлые 10 лет отвечают либо свободой либо жизнями?
  
   Только беспощадная ответственность для руководивших в прошлые 10 лет способна оградить государственный аппарат от наплыва негодяев и негодяек.
   Для баб ответственность должна быть ещё более тяжелой чем для мужчин.
   В условиях России фактически в 8 случаях из 10 за спиной руководящей бабы -дуры, набитой соломой, стоит группа преступников мужского пола... ==
  
   II
  Акцент прежнего либерализма на индивидуальности и свободе опреде-
  ляет центральные положения для дискуссии о философии либерализма сегодня.
  
  Собственно тот ранний либерализм тоже вырос в конце XVIII и в
  XIX веке из предшествовавших ему форм протеста против олигархической
  власти, кульминацией которого стала "Славная революция" 1688 года*.
  
  Этот протест в основном заключался в призыве освободить налогоплательщика
  от непредсказуемости действий правительства, а также в требовании свобо-
  ды для религиозных конфессий, исходившем от протестантской церкви.
  
  В либерализме, то есть в течении уже именно с данным названием, требова-
  ние свободы вообще и личной свободы действий в первую очередь исходи-
  ло от класса промышленников и торговцев и было направлено против огра-
  ничений свободы экономической инициативы, которые чинились правитель-
  ством, содержались в законодательстве, общественных нормах и юриди-
  ческих актах, а также в других институтах, обусловленных политическим
  государством.
   == Если прошло уже свыше 100 лет после выхода из данной ситуации, то где подробное описание экономических потерь, особенно с прогнозом этих потерь, если бы тогдашнее правительство не легло под шустрых предпринимателей...
   Пока нет этого описания, все эти утверждения о непригодности старых порядков являются мифологией.
  
   Вполне может оказаться, что когда правительство начало менять порядки под интересы торгашей и промышленников -оно совершило государственный переворот... ==
  
  Но в обоих случаях действия властей и вожделенная свобода
  ставились в противоположность друг другу. Подобный способ понимания
  свободы стал доминирующим; в нашей стране его подкрепляли колониаль-
  ные восстания и условия, созданные для предприимчивых первопроходцев.
  
  Философский либерализм XIX века - в той или иной мере благодаря
  направлявшему его экономическому интересу - вдобавок к понятию "есте-
  ственных прав", присущему движению вигов**, ввел в обращение понятие
  230
  "естественного закона". Согласно либерализму, в социальной сфере, как и в
  физической, существуют естественные законы, и эти естественные законы
  носят экономический характер.
  
  Политические законы, в отличие от них, со-
  зданы человеком, и с данной точки зрения они являются искусственными.
  Вмешательство власти в производство и товарообмен на таком основании
  трактовалось как посягательство не только на внутреннюю свободу
  личности, но и на сами естественные законы, примером которых служат
  законы спроса и предложения.
  Истинная же задача властного действия заключается в том, чтобы предотвращать и неукоснительно компенсировать нарушения одним свободно действующим лицом подобной или равной свободы действия других лиц.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"