ма, которая потребует и общественного, и специально-научного рассмотре-
ния; но за ней стоит другая, более глубокая проблема-проблема будуще-
го демократии, гарантий политической демократии в условиях экономической нестабильности и экономической зависимости огромных масс населения если не непосредственно от воли других его представителей, то, во всяком случае, от тех условий, в которых находятся трудящиеся слои общества.
Сейчас я затронул один из моментов, в связи с которыми отношения
демократии и образования принимают сегодня форму совершенно иную,
нежели в те времена, когда названные нами мужи считали, что "если бы у
нас было достаточно школ и были бы школьные здания, хорошее школьное
оборудование и квалифицированные учителя, то это уже гарантировало бы
уровень просвещения, необходимый для поддержки республиканских ин-
ститутов".
== То есть благодушно считалось что больше половины школьников после обучения не станут через 5-15 лет законченными болванами, совершенно не отличимыми от людей с минимальным образованием... ==
Сегодня проблема образования более глубока, более остра и бесконечно
более сложна, потому что она оказалась в гуще всех проблем современного
мира. Совсем недавно мы наблюдали действия вооруженной коалиции де-
мократических стран, созданной для оппозиции и отпора претензиям фа-
162
шистских, тоталитарных, авторитарных государств.
Я не собираюсь обсуждать эту
тему, но хотел бы поставить несколько вопросов.
Что мы имеем в виду полагая, будто наше государство наряду с другими известными государствами является подлинно демократическим и будто мы уже так полно
реализовали все идеалы и цели демократии, что осталось только встать и
заслонить страну от посягательств антидемократических государств?
К сожалению, мы знаем, какой расовой нетерпимостью еще недавно
отличались Германия и Италия. Полностью ли мы сами свободны от этой
расовой нетерпимости и можем ли, следовательно, гордиться тем, что дос-
тигли абсолютной демократии? Наше отношение к неграм, антисемитизм,
растущая (по крайней мере я боюсь, что она растет) нешуточная враждеб-
ность по отношению к чужакам-иммигрантам в нашу страну, на мой взгляд,
и есть достаточный ответ на вопрос.
Эта проблема касается и образования.
Что делают наши школы-но не для того, чтобы просто культивировать
пассивную терпимость по отношению к людям иного расового происхожде-
ния или иного цвета кожи,-что положительного, решительного, конструк-
тивного они делают для того, чтобы культивировать понимание и добрую
волю, столь существенные для демократического общества?
Мы противимся, и очень правильно делаем, что противимся, непрерыв-
ному потоку лживой пропаганды, которая исходит от государств, стремя-
щихся подавлять всякое свободное исследование и свободу вообще, - но
опять-таки, как мы этому противостоим?
Я знаю, что во многих школах
существует такой чудесный ученический обет, когда дети шестилетнего и
более старшего возраста, по-видимому стоя, присягают флагу и всему тому,
что он символизирует,-единой и неделимой нации, справедливости и сво-
боде. До какой же степени мы позволяем символу подменить собой дей-
ствительность?
Насколько успешно наши граждане, законодатели и педаго-
га умудряются тешить свою совесть, полагая, что идея подлинного патрио-
тизма поселяется в этих детишках уже только потому, что они произносят
слова своей клятвы?
Знают ли они, что такое верность и преданность?
И что они подразумевают под неделимой нацией, если наша нация такова, что ее
до сих пор мало-помалу разрывают на части фракционная борьба и классо-
вая рознь? Неделимая ли это нация и служит ли зачитывание текста школь-
ной присяги гарантией того, что неделимая нация существует?
То же самое я могу сказать о свободе и справедливости.
Что мы делаем для того, чтобы эти великие идеи-свободы и справедливости-перестали быть элементами формального и чопорного жаргона и воплотились в ре-
альность, ждущую понимания, интуиции и истинной лояльности мальчиков
и девочек в наших школах?
Мы говорим, что нам противен - и это весьма понятно - тот разду-
тый, односторонний национализм, который нам навязывают под именем
верности родине, но, пока наши школы сами для себя не определят, что та-
кое народнический дух и праведное гражданство и как они проявляются в
различных аспектах жизни, молодежь не сможет нести бремя огромной от-
ветственности, возлагаемой на нее.
== Какому проценту молодёжи в 17, тем более в 21 год мечтается взять на себя некую ответственность которая будет над их головами... каждый день? Раз в году? Только когда об этой их "ответственности" зачем-то вспомнит губернатор?
Автор рассуждает как благодушный пенсионер который в прошлой жизни никогда ни о чём не пытался рассуждать обстоятельно...
Реальная "ответственность" за тот или иной параметр в государстве находится в конкретной конторе этого государства.
За пределами примерно 5 высших лиц в 30 высших конторах государства (всего 150 человек...) никто никакой ответственности ни за что не несёт. Когда дело дойдёт до реальной ответственности -все дружно покажут пальцами наверх. А наверху окажется, что Володька Распутинский, который прошлые 35 лет был наглеющим гадом в своей конторе -откинул копыта 70 дней назад и все его заместители при всех условиях ни в чём не виноваты... ==
163
Мы резонно, и также вполне справедливо, порицаем тот факт, что ста-
бильность всех этих европейских авторитарных государств держится на при-
менении силы. Но что мы предпринимаем для распространения идеи о при
оритете разума, понимания, доброй воли и взаимной симпатии над силой?
== И кто же мешал господину Дьюи как частному лицу по этим темам написать "меморандум" страниц на 200 и послать прямо в Кремль?! ==
Я знаю, наши государственные школы свою в основном добрую репутацию
завоевали всем тем, что они сделали для ликвидации классовой розни, для
усиления нашего чувства человечности и принадлежности к единой семье;
но мне не верится, что мы уже совершили все возможное и все необходимое
для победы над заурядным снобизмом и предрассудками, которые противо-
поставляют людей друг другу, и что наши школы уже сделали все, что могут
и что должны сделать в этом направлении.
И когда дело доходит до применения силы как метода решения соци-
альных проблем, нам, к несчастью, остается только наблюдать, как это про-
исходит на внутренней или международной арене. Очевидно, что в услови-
ях современного мира существует огромное и все растущее множество лю-
дей, которые полагают, что единственный путь укрепить свою безопасность
-это наращивать национальную армию и флот и поддерживать промыш-
ленность в состоянии готовности к переходу на производство вооружений.
Иными словами, мы сами так или иначе убеждены в том, что только сила,
физическая, грубая сила, и есть в конце концов наша последняя опора.
Я считаю, что если при нашем столь удачном географическом располо-
жении мы еще задействуем все свои ресурсы, включая финансовые, ради
того, чтобы выстроить у себя истинное, справедливое и эффективное де-
мократическое общество, то вскоре поймем, что мы обладаем более проч-
ной, более выносливой и более мощной защитой демократических завоева-
ний и от внутренних, и от внешних угроз, чем в те времена, когда мы упова-
ли на силу, давление и войну.