В этом спасительный смысл альтруизма и филантропии, которые при отсутствии данного фактора деградируют в моральное снисхождение и грубое нравственное
вмешательство, принимая форму попыток улаживать дела других людей,
руководствуясь собственным пониманием того, что для них будет благом,
или предоставляя им какие-либо права так, словно это благотворительный дар.
Отсюда следует, что организация никогда не является целью в себе. Она
лишь средство обеспечения связи, умножения полезных точек соприкосно-
вения людей, наставления их взаимоотношений на путь величайшей результативности.
Тенденция интерпретировать организацию как самоцель ответственна
за появление всех напыщенных теорий, согласно которым индивиды подчи-
нены некоему институту, удостоенному благородного имени общества.
Общество есть такой процесс ассоциирования, при котором опыт, идеи, эмо-
ции, ценности передаются и становятся общими. И индивидуума, и инсти-
туциональные формы организации поистине можно считать подчиненны-
ми этому активному процессу. Индивид подчинен ему потому, что только в
общении и посредством передачи опыта от других и другим он может не
быть бессловесным, просто воспринимающим, примитивным животным.
Только в ассоциации с себе подобными он становится сознательным субъектом опыта.
Организация, как она в целом подразумевалась в традиционной
теории под понятиями общества или государства, также подчинена этому
процессу, поскольку она становится статичной, жесткой и застывшей в ин-
ститутах во всех тех случаях, когда не служит облегчению и обогащению
контактов между человеческими созданиями.
== Что именно в России за прошлые 70 лет пытались сделать на каком-либо уровне для " облегчения и обогащения контактов между человеческими созданиями "?
И нуждаются ли в "общении с другими" скотины из стада толпы, особенно лица с якобы высшим якобы образованием?! Выросло уже 4 поколения потомков разных начальников. Сколько их может быть? Предположим, что их не меньше 9 миллионов.
Где доказательства что в их лице перед нами особо примечательный культурно социальный слой, а не толпа социальных животных? ==
Долго царившее противоречие прав и обязанностей, закона и свободы
представляет собой другой вариант борьбы между индивидом и обществом
как незыблемыми понятиями. Свобода для индивида означает его развитие,
129
готовность к изменению там, где это необходимо. Она понимается как ак-
тивный процесс - процесс освобождения способностей от всего, что пре-
пятствует их проявлению.
Однако, поскольку общество может развиваться
только благодаря тому, что в его распоряжение поступают все новые ресур-
сы, нелепо предполагать, будто свобода имеет позитивное значение для лич-
ности, но при этом негативное для общественных интересов.
Общество является крепким, могучим, устойчивым к игре случая только при том условии, что все его члены могут функционировать, максимально используя
собственные способности.
Такого функционирования нельзя добиться, если
не предоставить опыту некоторую свободу выходить за пределы официаль-
но дозволенного. Известная степень явного замешательства и беспорядка,
по-видимому, неизбежно будет сопутствовать отведению дополнительного
поля для проявлений свободы, без которой способности человека не найдут
себе применения.
== Если в некоей стране Запада за прошлые 70 лет возникли и увяли 8700 общественных организаций разного рода, считая за признак организации "не меньше 15 человек за год собрались вместе не меньше 20 раз...", а в России не было и 10 таких организаций, то о чём это говорит?
Разве тогдашние "литературные объединения", разные "кооперативы" или сборища "садоводов" с их уймой микроскандалов и крупных махинаций -уже "общественные организации"?! ==
Но в социальном, как и в научном, плане самым главным
является не избежание ошибок, а возможность делать их в таких условиях,
которые позволят обратить их на пользу и более разумно действовать в будущем.
Если британская либеральная школа социальной философии* была склон-
на в присущем ей духе атомистического эмпиризма представлять свободу и
реализацию прав как цели в себе, то это не значит, что за противоядием нам
следует обращаться к философии фиксированных обязательств и авторитет-
ных законов, характерной для немецкой политической мысли.
Последняя, как это подтвердили реальные события, опасна тем, что несет в себе угрозу для свободного самоопределения некоторой части общественных групп. Но
она еще и внутренне слаба, о чем говорят ее конечные следствия.
Питая враждебное отношение к свободному экспериментированию и власти и воле
индивидуума в определении общественной ситуации, она стремится огра-
ничить способности многих, если не большинства, индивидов к эффектив-
ному взаимодействию в социальных процессах и, таким образом, не позво-
ляет обществу получить полноценный вклад со всех его членов.
Лучшей гарантией коллективной работоспособности и могущества является свобо-
да и участие всего разнообразия индивидуальных способностей в проявле-
нии инициативы, планировании, предвидении, энергичном действии и тер-
пении в реальном деле.
Личность должна быть образованной, но она не мо-
жет быть образованной, если ее функции ограничены чем-то техническим и
специальным либо какой-то малозначительной для жизни формой отноше-
ний. Полноценная образованность находит место только в том случае, когда
каждая личность принимает ответственное, сообразное своим способнос-
тям участие в формировании целей и политики социальной группы, к кото-
рой она принадлежит.
== Ну-ка, составим перечень социальных групп в России и оценим их права, а главное их практическую не паскудность в России за прошлые 70 лет...
Если разные местные "группы" поголовно руководились разными бывшими офицерами в отставке, то насколько вероятно, что этих офицеров к этим кормушкам пристроили органы госбезопасности? ==
В этом факте зафиксировано все значение демократии.
Демократию нельзя воспринимать как явление сектантское или расо-
вое, а также как освящение некоторой формы правления, законность кото-
рой уже подтверждена конституцией.
Демократия есть не более чем имя для
того факта, что человеческая природа способна к развитию только тогда,
когда ее элементы задействованы в работе над вещами общественного
130
значения, ради которых мужчины и женщины объединяются в группы: се-
мьи, производственные компании, правительства, церкви, научные обще-
ства и так далее.
Принцип демократии действует в рамках не более чем од-
ной конкретной формы ассоциации, - скажем, промышленной и торговой,
равно как и организации правительственной.
Отождествление демократии с
политическим демократическим режимом, с чем связана большая часть ее
поражений, обязано, впрочем, традиционным идеям, превращающим ин-
дивида и государство в готовые, неизменные сущности-в-себе.
Найдя адекватное воплощение в общественной жизни, идеи вольются в
некий моральный фундамент, вследствие чего идеи и верования станут бо-
лее глубокими, начнут передаваться и поддерживаться бессознательно. Они
обогатят воображение, но умерят желания и аффекты. Они не составят ком-
плекс идей, которые следует разъяснять, оправдывать и доказательно отста
ивать, а будут представлять собой непринужденный способ видения жизни.
Впоследствии они станут своего рода религиозными ценностями.
Возродится дух религиозных верований, так как теперь он придет в гармонию
с неоспоримой верой людей в научные положения и их обычной, повсе-
дневной социальной активностью.
Будет отнюдь не обязательным вести ти-
хую, почти незаметную и как бы смиренную жизнь, непрерывно вгрызаясь
и углубляясь с анализом в толщу научных идей и убеждений. Идеи и верова-
ния станут глубже и интенсивнее, но не таким путем, а вследствие того, что
их будут питать человеческие эмоции и преломлять образное видение и
возвышенное искусство, в то время как сейчас они держатся только на бо-
лее или менее сознательном усилии, целенаправленной рефлексии и осмыслении.
Они узкоспециальны и абстрактны, потому что пока еще не стали
привычным объектом чувств и воображения.
Мы начали с указания на то, что европейская философия возникла в тот
момент, когда интеллектуальные методы и научные результаты отмежева-
лись от социальных традиций, закреплявших и воплощавших в себе плоды
спонтанных желаний и представлений. Мы отметили, что с тех пор перед
философией всегда стояла проблема примирения сухого, скудного и пост-
ного научного мировоззрения с упрямо напоминавшим о себе горячим и щед-
рым потоком образных верований.
Понятия возможности, прогресса, сво-
бодного движения и бесконечно богатого выбора ввела в обиход современ-
ная наука. Но до тех пор, пока они изолированы от воображения, наследие
неизменных, раз и навсегда упорядоченных и систематизированных идей о
веществе и механизме будет, словно мертвый груз, давить на эмоции, па-
рализуя религию и извращая искусство.
Как только освобождение челове-
ческих способностей перестанет казаться угрозой для организации и сло-
жившихся институтов, чем-то практически неотвратимым и к тому же мо-
гущим нарушить консервацию самых дорогих ценностей прошлого, как толь-
ко оно начнет действовать в качестве творческого социального фактора, ис-
кусство больше не будет казаться роскошью, чем-то чуждым в море повсед-
невных забот о добыче насущного хлеба. Если перевести это на язык эконо-
мики, добыча средств к существованию окажется заодно с достижением та-
131
кой жизни, которая стоит того, чтобы жить.
== Нет никаких оснований думать что хотя бы 10% населения действительно имеют способность "жить". У них нет ничего кроме способности к трудовой деятельности невысокого интеллектуального уровня. ==
И как только мы сможем не-
принужденно ощутить всю эмоциональную, а кто-то, возможно, скажет "ми-
стическую", силу общения - этого зеркала совместного существования и
совместного опыта, - то всю тяжесть и грубость современной жизни иску-
пит такой благодатный свет, который еще никогда не сиял над землей или
морем.
== Трепозвонство человека которому в 1922 году было уже под 70 лет... Старческое искажение личности... ==