Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -34

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -34
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -34
  
  
  В свете подобного рода соображе-
  ний более отчетливыми становятся те черты мышления, которые существен-
  ным образом характеризуют его как способ реакции на затруднение. Скорые
  "решения", о которых шла речь, не освобождают человека от конфликтов и
  проблем; они освобождают его только от ощущения их. Они прячут его со-
  знание от этих проблем. Из-за того, что в действительности конфликт оста-
  ется, а в мыслях он избегается, и возникают ментальные неполадки.
  
  Поэтому первая отличительная характеристика мышления заключается
  в том, что оно исходит из фактов, является исследованием, быстрым и ши-
  роким "охватом" реальности, наблюдением. Ничто не причинило больше-
  го вреда успешному ходу такого смелого начинания, как мышление (и логи-
  ке, которая отражает и формулирует ход этого начинания), чем привычка
  считать наблюдение чем-то внешним и первичным по отношению к мышле-
  нию, а мышление - чем-то способным идти впереди и не включать в себя
  наблюдение новых фактов как неотъемлемую часть.
  
  Всякое приближение к
  такому "мышлению" на самом деле приближает нас к только что описанно-
  му способу ухода от реальности и самообману. Оно подменяет исследова-
  ние тех черт ситуации, которые порождают проблему, эмоционально прием-
  лемой и рационально согласованной цепью значений. Оно ведет к тому типу
  идеализма, который метко называют интеллектуальным сомнамбулизмом.
  
  Оно создает класс "мыслителей", далеких от практики и, стало быть, от того,
  чтобы испытывать собственные идеи на предмет их реальных последствий,
  -социально самонадеянный и безответственный класс.
  
  Таковы условия,
  при которых возникает трагическое разделение теории и практики и кото-
  рые ведут к непомерному возвеличению теории в глазах одних и непомер-
  ному презрению к ней со стороны других людей. В этих условиях закрепля-
  ется понимание практики как сферы дремуче-звериного и безнадежно-ру-
  тинного именно потому, что мышлению и теории при этом отводится осо-
  бая, благородная область.
  
  Идеалист, таким образом, присоединяется к мате-
  риалисту - в его тайном замысле законсервировать современную жизнь в
  состоянии нищеты и несправедливости.
  
  Изоляция мышления от контакта с фактами играет на руку такому спо-
  собу наблюдения, который состоит в простом накоплении зримых фактов,
  старательно погружается только в детали, но никогда не исследует их значе-
  ния и последствий, то есть является довольно безопасным занятием, посколь-
  ку в ходе его никогда не становится виден тот вклад, который могли бы вне-
  сти обозреваемые факты в планы по изменению ситуации.
  
  Мышление, являющееся методом реконструкции опыта, напротив, основывается на наблюдении фактов как неотъемлемой ступени в определении проблем, выяв-
  лении трудностей, форсировании определенного - взамен простого безот-
  четно-интуитивного - понимания существа проблем и их средоточия. На-
  блюдение не бесцельно, не беспорядочно, не хаотично, а целенаправленно,
  94
  специфично и ограничено характером исследуемой проблемы.
  
  Цель его состоит в таком прояснении хаотичной и запутанной ситуации, за которым
  могло бы последовать предложение разумных способов ее разрешения. Бы-
  вает, что человек науки наблюдает за чем-то без всякой цели, но это лишь
  потому, что он настолько обожает проблемы как источник и ведущую силу
  исследования, что старается откопать проблему даже там, где на первый
  взгляд никакого затруднения не оказывается; он, можно сказать, охотится за
  проблемой ради того удовольствия, которое испытает, когда справится с ней.
  
  Поэтому особое и полное наблюдение за конкретными фактами всегда
  есть взаимодействие не только со смыслом проблемы или затруднения, но и
  с неким неясным смыслом последствий трудности, то есть того, что она
  несет в себе или означает для дальнейшего опыта.
  
  Это своего рода предвос-
  хищение или прогноз того, что еще только будет происходить. Мы вполне
  обоснованно толкуем порой о неминуемых неприятностях и, наблюдая зна-
  ки того, что представляют собой эти неприятности, мы одновременно пред-
  чувствуем, предсказываем, короче говоря, формируем понятие, идею о них,
  все четче осознаем, что они значат.
  
  Если неприятность не только неизбежна,
  но уже абсолютно актуальна, действительна, то мы пребываем в полнейшем
  унынии. Нам тогда не до размышлений, и мы отдаемся на волю депрессии.
  
  Проблемы, заставляющие думать, - это проблемы из числа нереализован-
  ных и становящихся, в данном случае то, что мы уже застаем существую-
  щим и что может использоваться только как знак, по которому мы вольны
  определять, что именно нам угрожает.
  
  В процессе осмысленного наблюде-
  ния мы в одно и то же время, скажем так, стремимся понимать и понимаем.
  Мы на страже того, что все еще только может случиться.
  
  Любопытство, ис-
  следование, узнавание поистине в равной степени направлены и на то, что
  уже произошло, и на то, что собирается произойти в свою очередь. Осмыс-
  ленный интерес к первому связан с возможностью получить свидетельства,
  индикаторы, симптомы приближения второго.
  
  Наблюдение-это диагнос-
  тика, а диагностика предполагает заинтересованность в предвидении и под-
  готовке. Оно заранее мобилизует нашу способность реагирования, чтобы
  ничто не застигло нас врасплох.
  
  То, чего еще нет в наличии, то, что только предвидится и может после-
  довать из другого, наблюдению недоступно. Его статус-это не статус фак-
  та, чего-то данного, исходного, а статус значения, идеи. Если идеи не явля-
  ются фантазиями, созданными эмоциональной памятью и помогающими
  нам бежать и прятаться от реальности, то они определенно служат предпо-
  ложениями о чем-то грядущем и возникают при рассмотрении обстоятельств
  развития ситуации.
  
  Кузнец следит за своим железом, его цветом и структу-
  рой, чтобы уловить в них признаки того состояния, в которое это железо
  готовится перейти; врач наблюдает пациента с целью выявить симптомы
  изменений его здоровья в каком-нибудь определенном направлении; внима-
  ние ученого постоянно приковано к лабораторным данным в надежде, что
  они дадут ему ключ к пониманию того, что будет происходить при опреде-
  ленных условиях.
  
  То обстоятельство, что наблюдение является не само-
  95
  целью, а поиском свидетельств и знаков, говорит о его тесной связи с заклю-
  чением, или предупредительным прогнозом, - короче говоря, с идеей, МЫСЛЬЮ или концепцией.
  
  В более специальном контексте не мешало бы рассмотреть, как эта
  логическая сопряженность наблюдаемых фактов и прогностических идей
  или значений может повлиять на понимание традиционных философских
  проблем и загадок, включая проблему субъекта и предиката в суждении,
  объекта и субъекта в познании, "реального" и "идеального" в целом.
  
  Но в настоящий момент мы вынуждены ограничиться подчеркиванием того, что
  данное понятие о соотносительности происхождения и роли наблюдаемого
  факта и идеи-прогноза обязывает нас к кое-каким чрезвычайно значимым
  выводам, касающимся природы идей, значений, концепций и всего прочего,
  что используется в качестве понятия об исключительно психической функции.
  
  Являясь предположениями о чем-то, что может случиться или воз-
  никнуть, эти выводы, как мы убедились на примере идеалов вообще, слу-
  жат основанием для нашей реакции на происходящее. Человеку, понимаю-
  щему, что причина его проблемы есть автомобиль, несущийся прямо на него,
  сохранность уже не гарантирована; видимо, он слишком запоздал с этим
  наблюдением-прогнозом.
  
  Но если его предвидение-понимание рождается
  вовремя, то у него есть основание для того, чтобы что-нибудь предпринять
  и отвести угрозу катастрофы. Благодаря предвидению неотвратимого по-
  следствия он способен сделать нечто такое, что заставит ситуацию разре-
  шиться каким-то иным образом.
  
  Всякое понимающее мышление ведет к
  возрастанию свободы действия, освобождению от власти случайного и фа-
  тального. "Мысль" заключает в себе предложение совсем иного типа реак-
  ции, нежели тот, который последовал бы в том случае, если осмысленное
  наблюдение не привело бы нас ни к какому выводу относительно будущего.
  
  Таким образом, способ действия, модель реакции, направленные на до-
  стижение определенного результата, - то есть позволяющие кузнецу придать
  определенную форму расплавленному металлу, врачу - лечить пациента так,
  чтоб обеспечить его выздоровление, ученому-экспериментатору-делать вы-
  воды о том, что будет происходить во всех подобных ситуациях, - ввиду
  специфики обстоятельств, остаются пробными и неокончательными до тех
  пор, пока не будут проверены своими последствиями.
  
  Далее мы рассмотрим, каково значение данного факта для теории истины.
  
  А пока достаточно
  отметить, что понятия, теории, системы, вне зависимости от того, насколько
  хорошо они проработаны и внутренне согласованы, должны считаться не
  более чем гипотезами. В них следует видеть основания для действий, в ходе
  которых они будут опробованы, но отнюдь не нечто самодостаточное. Осоз-
  нав справедливость данного положения, мы изгоним из нашего мира строгие догмы.
  
  Мы тем самым признаем, что понятия, теории и мыслительные
  системы всегда открыты развитию, которое стимулируется их применени-
  ем. Мы тогда прочнее усвоим урок, состоящий в необходимости столь же
  неустанно быть готовыми к тому, чтобы увидеть приметы грядущих собы-
  тий, на основании которых можно будет менять эти события, сколь и к воз-
  96
  можности принять их такими, как есть.
  
  Понятия, теории, системы - это инструменты. Их ценность, как ценность любых инструментов, заключена не в них самих, а в их способности к работе, выявляемой в последствиях их применения.
  
  Тем не менее исследование протекает свободно только в том случае, когда
  познавательный интерес настолько высоко развит, что он несет в себе и не-
  что стоящее для самого мышления, нечто вроде его собственного эстетичес- кого и морального интереса.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"