замкнутым миром, внутренне представлявшим собою конечный набор
неизменных форм и имевшим четкие внешние очертания. Мир современ-
ной науки - это открытый мир, неограниченный в своих изменениях, не
позволяющий задать пределы своему внутреннему содержанию, мир, про-
стирающийся сверх всяких положенных внешних границ.
Кроме того, мир,
с которым связывали свое бытие самые разумные люди древнейших времен,
был миром неизменным, царством лишь таких перемен, которые имели место
внутри неподвижных границ спокойствия и постоянства, и миром, где фик-
сированное и недвижимое, как мы уже отмечали, превосходило своим ав-
торитетом и качеством подвижное и изменчивое.
И в-третьих, мир, который
люди однажды видели собственными глазами, запечатлевали в своем вооб-
ражении и воспроизводили в планах своих действий, был миром конечного
числа классов, типов, родов и форм, различавшихся по качеству (как и дол-
50
жны различаться типы и роды) и структурированных в иерархическом по-
рядке господства и подчинения.
Довольно непросто воссоздать образ вселенной, лежащий в основе все-
мирной традиции. Несмотря на драматические, в духе Данте*, интерпрета-
ции, несмотря на диалектические разработки Аристотеля и святого Фомы* *
и несмотря на тот факт, что, исключая последние триста лет, эта традиция
владела умами людей, а ее низложение повлекло религиозные сдвиги, се-
годня она туманна, бесцветна и далека от нас.
Не так-то просто воссоздать
ее даже в качестве отдельного и абстрактного элемента теории.
Ввиду того что эта традиция пронизывает, оплетает собою все детали
рефлексии и наблюдения, все планы и правила действия, невозможно вос-
создать ее в памяти в чистом виде.
И все же мы можем добиться наилучше-
го результата, вообразив себе абсолютно замкнутый универсум, нечто зас-
луживающее имени вселенной в буквальном и зримом значении - с Землей
как фиксированным и неизменным центром и фиксированной же перифери-
ей, по которой протянулась небесная арка из неизменных звезд, движущих-
ся в вечном круге божественного эфира, окаймляющего все сущее, содержа
его в единстве и порядке. Земля, хоть и находится в центре, является все же
самой низменной, плотной, наиболее материальной, наименее значимой и
благой (или совершенной) частью закрытого мира.
Это сфера максималь-
ной неустойчивости и непостоянства. Она наименее разумна, а стало быть,
наименее примечательна, или постижима; наше созерцание она вознаграж-
дает минимально, вызывает в нас минимум благоговения и дает минимум
руководства для действия.
Между этим громоздким материальным центром
и нематериальными, духовными вечными небесами простираются конеч-
ные вереницы лунных, планетарных, солнечных и прочих сфер, каждая из
которых обладает тем большим значением, ценностью, разумностью и под-
линностью существования, чем дальше отстоит она от Земли и чем ближе к
божественным небесам.
Каждая из таких сфер содержит свою долю земли,
воды, воздуха и огня в предназначенной ей пропорции - таковы они до
самого небесного свода, который превыше всех этих пропорций и элемен-
тов, поскольку составлен, как я уже говорил, из нематериальной неизмен-
ной энергии, называемой эфиром.
Внутри такой компактной и запертой изнутри вселенной, разумеется,
происходят свои изменения, однако все они сводятся к небольшому числу
неизменных видов и происходят лишь в фиксированных рамках. Каждому
типу вещества в этом универсуме присущ особый характер движения.
Земные сущности по природе своей тяжелы, ибо плотны, следовательно, они
стремятся долу. Огонь и высшие сущности легки и потому устремляются
вверх, как им и надлежит; воздух поднимается только над поверхностью
планет, принимая затем горизонтальное движение, совершенно естествен-
ное для него, о чем свидетельствуют явления ветра и дыхания. Эфиру, кото-
рый является высшей из всех физических сущностей, свойственно исклю-
чительно круговое движение.
Суточное вращение неизменных звезд есть
точнейшее из возможных подобий вечности, а также самопроизвольного
51
оборота сознания вокруг собственной идеальной оси разума.
На Земле вви-
ду достоинств самой земной природы - или, скорее, отсутствия у нее всяких
достоинств - располагается область простейших изменений.
== В земной жизни людей отсутствуют какие-либо достоинства... За исключением святых церкви. Которые умерли 5-20 поколений назад...
В жизни населенцев России после убийства бывшего Царя, его детей, включая несовершеннолетнего сына, даже врача и доктора, после убийства десятков тысяч священников, что было достойного?
Давайте обсудим этот вопрос на примере примерно 50 миллионов человек состоявших в партии коммунистов.
Вот изречение, висевшее чуть ли не в каждом административном помещении партии коммунистов: "Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
Итак, отправимся в деревню, где за 70 лет жили 5 или 35 коммунистов (после 1960 года чтобы в деревне работать трактористом, шофером, "механизатором" -уже нужно было "вступить в партию"...). Чем эти деревенские болваны "обогатили свою память"? Они хотя бы относились к числу таких же умнейших людей деревни, как тамошние учителя?! Которые вообще-то были жалкие и ничтожные люди...
Если же мы отправимся разглядывать 45 или даже 270 коммунистов в райцентре на 50 тысяч населения -опять окажется, что какие-то школьные учителя намного умнее местных коммунистов... ==
Простой поток, лишенный цели и значения, не имеет ни начальной точки, ни
конечно го пункта и ни к чему не ведет. Чистые количественные изменения, все про-
стые механические сдвиги относятся к этому роду преобразований. Они
подобны перемещениям песчинок под действием морских волн. Их можно
почувствовать, но нельзя "отследить" или понять; они лишены неизменных
границ, к которым направлялись бы их движения. Они достойны презрения.
Это непроизвольные движения, игрушка случая.
Лишь изменения, ведущие к каким-то определенным или фиксирован-
ным последствиям для формы, имеют известную ценность или могут быть
наделены известной ценностью - известным логосом или смыслом. Рост
растений и животных служит примером изменений самого высшего типа,
который возможен в подлунной или земной сфере.
Эти изменения происхо-
дят от одной постоянной формы к другой. От дубов рождаются только дубы,
от устриц только устрицы, от человека только человек. Здесь работает и ма-
териальный фактор механического производства изменений, но его участие
носит эпизодический характер и способствует предотвращению полного ис-
чезновения какого-то биологического вида и внесению незначительных от-
клонений, благодаря которым разнообразные дубы или устрицы становятся
отличными друг от друга; либо он действует в экстремальных ситуациях,
производя уродцев, несуразных существ, монстров, трехруких либо четы-
рехпалых людей.
Помимо случайных и нежелательных отклонений разли-
чия между индивидами проявляются и в том, что каждый из них строит
себе определенную карьеру, избирает определенные траектории для своих
путешествий. Понятия, которые звучат вполне современно, подобно таким
словам, как потенциал и развитие, изобиловали в учении Аристотеля, и кто-
то ошибочно усмотрел в его идеях современные значения.
Но значение этих
слов в классическом и средневековом мышлении строго определялось кон-
текстом. Так, считалось, что развитие состоит исключительно в ряде изме-
нений, происходящих в пределах отдельного элемента рода. Это лишь имя
предопределенного движения от желудя к дубу как дереву. Оно имеет место
не в вещах вообще, а только в каком-нибудь отдельно взятом скромном эле-
менте из бесчисленного рода дубов.
В отличие от контекста современной
науки развитие, эволюция означает здесь вовсе не зарождение новых форм,
отклонение от старого вида, а монотонное воспроизводство уже сложивше-
гося цикла перемен.
Поэтому здесь, в отличие от контекста современной
жизни, в понятии потенциала заключена отнюдь не вероятность новизны,
изобретения, радикального отклонения, а только тот самый принцип, по-
средством которого желудь становится дубом. Выражаясь формально, это
способность движения от противоположности к противоположности.
Только холодное может стать горячим, только сухое может стать влажным, толь-
ко ребенок может стать человеком, семя - стать полноценным злаком и так
далее. Вместо того чтобы подразумевать под потенциалом возникновение
52
чего-либо нового, в данном случае под ним имеют в виду лишь такую спо-
собность, благодаря которой в отдельной вещи возобновляется присущий
ей регулярный процесс, что делает ее, таким образом, особым случаем веч-
ных форм, в которых и посредством которых творятся все вещи.
Несмотря на фактически бесконечное число различий среди индивиду-
умов, существует лишь ограниченное количество родов, видов и типов.
Мир по сути своей является миром, подразделяющимся на виды; он изначально
разбит на различные классы. Более того, подобно тому как мы, повинуясь
естественным принципам, делим растения и животных по родам, ранжи-
рам и степеням от низшего к высшему, точно так же мы поступаем и со
всеми другими сущностями во вселенной. Различные классы, к которым
вещи принадлежат по самой своей природе, образуют иерархическую орга-
низацию. В природе существуют своеобразные касты.
Вселенная создана
по аристократическому - воистину говоря, феодальному - плану. Роды, виды
не перемешиваются и не перекрывают друг друга, исключения здесь редки
и обязаны случаю или хаосу. Иначе говоря, все заранее отнесено к опреде-
ленному классу, а этот класс занимает свои фиксированные позиции в иерархии бытия.
Вселенная, таким образом, представляет собой безупречный
уголок, чья чистота нарушается только теми нерегулярными переменами в
индивидуумах, которые связаны с наличием какой-то упрямой субстанции,
мешающей им всецело подчиниться закону и форме. Другими словами, это
вселенная, в которой всему отведено постоянное место и где все знает свое
место, положение и класс и придерживается их.