Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -17

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -17
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -17
  
  
  Беспрерывная и повсеместная взаимосвязь научного откры-
  тия и его промышленного использования принесла свои плоды и в науке, и в
  производстве, подтолкнув современные умы к признанию того факта, что
  смыслом научного знания является контроль над естественными энергия-
  ми. Эти четыре силы-естествознание, экспериментирование, контроль и
  прогресс-оказались неразрывно связаны воедино.
  
  То, что до сегодняшне-
  го дня применение новых методов и результатов научной деятельности вли-
  яло главным образом на средства, а не на цели существования или, точнее
  сказать, то, что человеческие цели до сих пор подвергались скорее случай-
  ным, нежели разумно направленным воздействиям, означает, что все проис-
  ходившие изменения носили больше технический, чем гуманный и нрав-
  ственный характер, что они имели в основном экономическое, а не подлин-
  но социальное свойство.
  
  Выражаясь языком Бэкона, это значит, что, хотя мы
  и добились ощутимых успехов в завоевании контроля над природой посред-
  ством науки, сама наша наука еще не готова к тому, чтобы подобный конт-
  роль мог систематически и преимущественно использоваться для облегче-
  ния человеческого существования. Такое применение конечно же имеет ме-
  сто и в огромном множестве ситуаций, но оно носит случайный, отрывоч-
  ный и внешний характер.
  
  И этот недостаток определяет в настоящее время
  специфическую проблему философской реконструкции, поскольку он ста-
  вит акцент на основных социальных несовершенствах, требующих вдумчи-
  вой диагностики и характеристики целей и методов.
  
  Вряд ли, однако, стоит напоминать, что указанные политические пере-
  мены произошли уже вслед за приходом новой науки и ее промышленного
  применения и что поэтому некоторые тенденции социального развития для
  них уже были по крайней мере намечены. Появление новых навыков произ-
  водства повсеместно влекло за собой падение феодальных институтов, со-
  циальные модели которых формировались под влиянием преимущественно
  сельскохозяйственной деятельности и военных целей.
  
  Повсюду, где стал
  развиваться бизнес в современном понимании этого слова, начался переход
  власти и влияния от землевладения к финансовому капиталу, от деревни к
  городу, от фермы к заводу, от общественного права, основанного на личной
  зависимости, трудовой повинности и покровительстве, к правам, основан-
  44
  ным на собственности на труд и товарообмене.
  
  Перенос политического цен-
  тра тяжести способствовал освобождению индивида от уз принадлежности
  к классу и традиции и формированию такой политической организации, ко-
  торая все меньше определялась верховным авторитетом и все больше-доб-
  ровольным выбором. Иными словами, современные государства в меньшей
  степени принято считать божественными и в большей степени человечески-
  ми творениями, чем раньше; в них все меньше видят неотвратимые прояв-
  ления неких высших и всеподавляющих принципов и все больше - замы-
  сел мужчин и женщин, который поможет им осуществить свои желания.
  
  Теория происхождения государства как общественного договора-из
  разряда тех, чью ошибочность можно легко доказать и философски, и исто-
  рически. Тем не менее данная теория имела широчайшее хождение и огром-
  ное влияние. Формально в ней утверждалось, что в прошлом люди добро-
  вольно объединились друг с другом, согласившись блюсти определенные
  законы и подчиняться известному авторитету и таким образом построив го-
  сударство и отношения господства и подчинения.
  
  Как это свойственно мно-
  гим явлениям в философии, теория, никчемная с точки зрения фактической
  достоверности, может быть тем не менее полной смысла, поскольку она го-
  ворит о векторе человеческих стремлений. Данная теория свидетельствова-
  ла о крепнущей вере в то, что государство призвано удовлетворять челове-
  ческие потребности и может менять свою форму по желанию и воле людей.
  
  Теория Аристотеля, согласно которой государство существует от природы,
  не подходила к образу мыслей людей XVII века, поскольку трактовка госу-
  дарства как продукта природы, по-видимому, исключала, что оно может быть
  сформировано по человеческому усмотрению.
  
  Не менее существенным в
  рамках теории договора было и допущение того, что индивиды, принимая
  самостоятельное решение, как бы реализуют свои собственные желания дать
  государству жизнь.
  
  Быстрота, с которой эта теория завладела умами во всей
  Западной Европе, говорит о том, до какой степени в ту пору ослабились
  путы традиционных установлений. Как свидетельствует такая быстрота,
  люди были уже столь далеки от растворения в больших группах, что в дос-
  таточной степени осознавали себя в качестве личностей, имеющих право на
  собственную позицию, а не просто принадлежащих к тому или иному клас-
  су, гильдии или социальному слою.
   == Сначала сократилось "растворение в больших группах", а что должно стать продолжением этого процесса? И как подобное растворение распространено среди людей возрастом до 17, до 27, до 45, до 60 и после 65 лет? ==
  
  Бок о бок с подобным политическим индивидуализмом шел индивиду-
  ализм религиозный и нравственный. Философской поддержкой политичес-
  кой и духовной догматики являлось метафизическое учение о приоритете
  рода над индивидом и незыблемого всеобщего над изменчивым частным.
  
  Вселенская церковь служила основой, целью и пределом всех убеждений и
  действий личности в духовной сфере, подобно тому как феодальная иерар-
  хическая система была фундаментом, законом и жесткими рамками поведе-
  ния в миру. Северным варварам не пришлось в полной мере испытать на
  себе влияние классических идей и устоев. Тевтонская Европа позаимствова-
  ла и в той или иной степени присоединила к себе извне то, что больше было
  свойственно жизни, изначально определенной римскими корнями. Конец
  45
  господства римско-католических идей формально обозначил протестантизм.
  
  Он ускорил эмансипацию индивидуального сознания и склонности от конт-
  роля со стороны официальных институтов, притязающих на вечность и уни-
  версальность. Ошибочно предполагать, что новое религиозное движение с
  самого начала достигло чего-то существенного в обеспечении свободы мыс-
  ли и суждения или в отказе от понятия некоего верховного авторитета, на
  абсолютную связь с которым был обречен индивидуальный разум.
  
  В первое
  время оно не слишком далеко зашло и в стимулировании терпимости и ува-
  жения к различиям моральных и религиозных взглядов. Но оно действи-
  тельно способствовало дезинтеграции одиозных устоев. Умножая число сект
  и церквей, оно вело хоть и к неодобрительному, но все же смирению с пра-
  вом индивидов самостоятельно судить об абсолютных сущностях. Порой у
  людей рождались и отчетливые убеждения в сакральности личностного со-
  знания и праве на свободу мнения, веры и культа.
  
  Нет необходимости останавливаться на том, как распространение по-
  добных убеждений повлияло на рост политического индивидуализма или
  ускорило стремление людей поставить под вопрос уже известные идеи на-
  уки и философии - обдумать, рассмотреть и самостоятельно поэкспери-
  ментировать с ними.
  
  Религиозный индивидуализм служил необходимой под-
  держкой для инициативы и независимости мышления в любой сфере, даже
  там, где религиозные движения официально встали против такой свободы,
  превысившей допустимый предел. Однако величайшим следствием протес-
  тантизма явилось развитие идеи о том, что внутренняя цель всякого челове-
  ческого существа есть его собственная личность.
  
  Когда людей сочли спо-
  собными непосредственно общаться с Богом, без помощи какой-либо орга-
  низации вроде Церкви, и драма греха, искупления и спасения стала разыг-
  рываться в самых потаенных глубинах личных душ, а не в границах рода,
  подневольным элементом которого являлся индивидуум, всем учениям, вну-
  шавшим мысль о производной сущности личности, был нанесен роковой
  удар-удар, породивший долгое политическое эхо в истории развития де мократии.
  
  Ведь как только в рамках религии была провозглашена идея о
  собственной ценности индивидуальной души как таковой, эту идею стало
  трудно удерживать от, скажем так, выплеска в сферу мирских отношений.
  
  Очевидно, что нелепо пытаться охарактеризовать в нескольких абзацах
  тенденции развития производства, политики и религии, влияние которых
  по-прежнему далеко не исчерпано и о которых написаны сотни и тысячи
  томов. Но, рассчитывая на ваше снисхождение, я напомню, что излагаю здесь
  все эти вопросы исключительно для того, чтобы представить вашему вни-
  манию кое-какие факторы, под влиянием которых сложились отправные ка-
  налы для новых идей.
  
  Это, во-первых, смещение интересов с вечного и уни-
  версального на изменчивое и особенное, конкретное-движение, которое
  на практике выразилось в переносе акцентов внимания и мышления с иного
  мира на этот мир, в смене интереса к сверхъестественному, отличающего
  Средние века, на увлечение естественными науками, естественной деятель-
  ностью и естественными взаимоотношениями. Во-вторых, это постепенное
  46
  падение авторитета незыблемых институтов, классовых различий и связей
  и растущая вера людей в могущество индивидуального сознания, вооруженного
  методами наблюдения, эксперимента и рефлексии на пути к истинам,
  которыми необходимо вооружаться в жизни. Приемы и результаты естественного
  исследования отвоевали престиж и власть у принципов, внушаемых высоким авторитетом.
  
  Затем для оценки принципов и дорогих сердцу истин стали все чаще
  применяться такие критерии, как их происхождение из опыта и их счастли-
  вые и трагические последствия для опыта, и все реже такие, как возвышен-
  ная укорененность этих истин в чем-то выходящем за рамки повседневного опыта или независимость от опытных результатов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"