Как же получается? Значит, все-таки объективное отличается от субъективного в том смысле, что оно есть правда (то, что соответствует реальности), а субъективное вымысел (то, что не соответствует реальности)?
"Диамат" продолжает: "Когда мы говорим о том, что содержание наших ощущений и восприятий объективно, то мы имеем в виду тот факт, что содержание наших ощущений более или менее верно отражает предметы, их свойства и отношения" [43].
А как же тогда понимать "субъективный образ объективного мира"?
== Значит точная формулировка "содержание наших ощущений отражает предметы, но особенно их свойства и отношения в пределах от более-менее приблизительно верного отражения до совершенно нелепого. Это отражение называется "субъективный образ объективного мира". ==
Если суммировать все сказанное, выходит, что объективное отражение в нас одновременно может быть и субъективным! Правда, мне никогда не приходилось слышать о таком понятии, как "субъективная истина". Вот и "Диамат" только что называл субъективное вымыслом, неправдой. "Диамат" тоже, наконец, подтверждает: "Всякое знание, если оно верно отражает действительность, есть объективно истинное. Объективность это неотъемлемое свойство любой истины" [44].
Как видим, о "субъективной" истине "Диамат" тут уже прямо не говорит. Для того, чтобы не запутаться в этих премудростях, следует дать четкое определение данным понятиям: объективное в сознании человека - то, что объективно отражает предмет, субъективное - то, что искажает его.
В головах людей объективное переплетается с субъективным, истина соседствует с заблуждением. Абсолютной аномалии сознания, по-видимому, не бывает, так же, как не бывает человека, который прав во всем и никогда не ошибается. В этой связи, оценивая информационную систему того или иного человека, было бы неверно говорить о полном ее соответствии реальности, или, наоборот, о полном несоответствии. Речь всегда справедливо вести об отдельных элементах этой системы, о конкретных информационных моделях объективных или субъективных.
Субъективной назовем отдельную, искажающую реальность информационную модель (модели), входящую в информационную систему человека. (Поскольку информационные модели отражают не только конкретное, но и абстрактное, субъективными бывают обобщения, системы взглядов, теории.)
Существуют внешние и внутренние причины субъективизма. Внешние причины:
наличие многочисленных источников необъективной информации (она умышленно распространяется недоброжелателями с целью ввести кого-то в заблуждение, исходит от "добросовестно заблуждающихся" или от невежд "по их недомыслию");
утаивание (сокрытие) информации источником, от которого мы вправе ее ожидать; психологическое воздействие, способствующее появлению в человеческом сознании необъективной информационной модели.
Дезинформация входит только в открытые двери, поэтому для ее проникновения в сознание должны существовать еще и внутренние причины. К ним, в частности, относятся: преобладание инстинктивного и эмоционального над сознательным; ограниченность знаний; неспособность к логическому мышлению; излишняя самонадеянность; небрежность мышления.
В практике взаимоотношений с другими людьми личность постоянно ощущает различного рода воздействия на психику. Они вызывают эмоциональную реакцию и, при известных условиях, помимо сознания и воли, настраивают на "заданную частоту".
== На заданную установку мнения, чувства, реального или потенциального поведения. ==
Информация в таких случаях принимается без рассуждений и соответствующей оценки. В условиях массового психического возбуждения даже разумные люди, порой, заражаются общим настроением и мыслями, хотя в спокойной обстановке они рассуждали бы и поступали иначе.
Психоэмоциональный натиск подталкивает к бездумному выбору вариантов поведения, на чем, собственно, основан один из распространенных методов манипуляции сознанием и поступками. Обаяние источника информации способно создавать иллюзию его компетентности, объективности, честности. Такие иллюзии тоже базируются не на трезвой оценке, а на эмоциональном ощущении. Мы и сами для себя нередко создаем в мыслях образы людей, наделяя их положительными чертами в то время, как на самом деле они таковыми не обладают.
Давление авторитета психологически заставляет принимать без рассуждений в качестве объективной информацию, исходящую от авторитетного источника, например, от лица, признанного обществом или отдельными людьми компетентным в каком-то вопросе. В той или иной степени над нами довлеет авторитет средств массовой информации. И, наоборот, отсутствие авторитета у источника или неприязнь к источнику, порой, порождает недоверие и мешает воспринимать исходящую от него объективную информацию.
Многократное повторение одним и тем же источником, тем более повторение разными источниками определенной информации способствует "механическому" ее усвоению. (В то же время может появиться эффект раздражения или усталости. В таких случаях нередко "с ходу" отвергается даже полезная информация. Подобный эффект проявляется и в отношении человека, избыточно часто находящегося в поле нашего зрения, например, политика, произносящего "по делу и без дела" проникновенные речи.)
На механическое усвоение информации рассчитан прием, который условно можно назвать "молекулярным" проникновением. Его суть заключается в том, что некая общая информация дается дозировано и касается различных, зачастую незначительных предметов, но в результате неоднократного повторения воспринимается как взаимосвязанная положительная или, напротив, негативная картина. Могут возникать неверные ассоциации, когда конкретный человек, организация, государство упоминаются параллельно с некими негативными сторонами жизни, не имеющими к ним прямого отношения.
В сознании же появляется ассоциативная связь, способная породить необъективную оценку. Тот же метод, только с упоминанием чего-то приятного, применяется для создания положительной картины. Происходит, если так можно сказать, замыкание мыслей на плюс или на минус.
Ошибки допускаются при определении статуса информации. В этих случаях объективная, но бесполезная, пустая информация бывает подана в "красивой упаковке" и нам внушают, что она имеет ценность. Переключение внимания уводит нас от данной темы и переориентирует на отвлекающий фактор. Нередко мы сами, без постороннего влияния, впадаем в добровольное заблуждение, самообман, например, выдавая желаемое за действительность. Предвзятость в оценке тех или иных явлений порождает эффект туннеля, когда воспринимается лишь та информация (даже очевидно ложная), которая укладывается в очерченные рамки (проходит через туннель), а все остальное отметается без размышлений.
Неоправданно большой объем информации, непонятная и не объясненная терминология так же, как невнятные рассуждения, как правило, свидетельствуют о желании источника продемонстрировать свою неординарность и глубокомыслие, в то время как данная информация, на самом деле, является в той или иной части необъективной, либо пустой бесполезной. Было бы неверно принимать такую информацию, как объективную только потому, что ее трудно осмыслить.
Зачастую нас, наоборот, вводит в заблуждение общепринятость, кажущаяся очевидность информационной модели, тогда, как на самом деле она искажает реальность. Доступность для понимания позволяет манипулировать элементами определений, искажать их, подменять другими. Принимая данное понятие без осмысления мы попадаем в ловушку, также, как если бы подписывали документ, прочитав лишь одно его название.
== У человека обычно существует кроме индивидуальной психологии психология социальная, - "психология толпы дур и дураков", "сборища болванов", "стада баранов"... ==
Бывает, что к фактам добавляются наши необъективные домыслы (произвольное домысливание). Или отсутствие информации расценивается как отсутствие факта.
Абсурдную, а также явно вымышленную или бесполезную информацию мы, как правило, в состоянии распознать сразу. Сложнее обстоит дело с информацией правдоподобной, но ложной. Поверхностные рассуждения способны имитировать логически правильный ход мыслей.
Однако на деле они не приводят к ответу на интересующий вопрос, не затрагивают сути предмета. Причина недомыслие, стремление выставить положительную или отрицательную оценку сложному явлению, не разбираясь в нем детально. Или отдать предпочтение более простой и понятной информационной модели, не требующей для понимания предмета больших усилий.
== Кроме того на усвоение любых видов информации автоматически влияет то, что человек по своему психотипу является умственно активным или умственно пассивным или умственно неполноценным в социальном или медицинском смысле, а также ориентированным на личную активность или пассивность жизни, а также в данный момент чувствует себя или бодрым или усталым, и наконец является или порядочным или подлым человеком. ==
Необоснованные выводы делаются на основании неполной информации, фрагментарного наблюдения, без рассмотрения всех необходимых посылок. Зачастую мы понимаем, что данных для решения задачи недостает, но вынуждены, в силу тех или иных причин, делать категорический вывод. Во всех этих случаях приходится считаться с большой вероятностью ошибки.
Необоснованное расширение или сужение темы переход от смысла обсуждаемого к более общим темам, не связанным непосредственно с интересующим вопросом. Либо, наоборот, рассмотрение отдельных элементов предмета, не затрагивая при этом других значимых обстоятельств.
Подмена тезиса ответ не соответствует вопросу, или рассуждение об одном предмете подменяется рассуждением о чем-то другом.
Неверная посылка - неверный вывод ошибка, связанная с принятием необъективной посылки за основу для рассуждений.
Неверный вывод из объективной посылки ошибка в рассуждениях, дающая неверный вывод из достаточных для другого вывода посылок.