5. Во множестве взаимоисключающих утверждений может не оказаться объективного.
Допущение равноценности взаимоисключающих утверждений по отношению к одному и тому же конкретному познаваемому предмету ошибка, имеющая далеко идущие последствия. Такой плюрализм мнений абсурден. Любому вменяемому человеку понятно, что объективное и необъективное, правдивое и ложное, касающееся данного предмета, не могут в реальности сосуществовать "в одном флаконе", точнее в одной голове.
Впрочем, именно подобное заблуждение недобросовестные люди зачастую пытаются навязывать окружающим. К примеру, если слепой от рождения утверждает, как нечто объективное, что в природе нет света налицо явный дефект восприятия окружающей среды. Но даже в такой, казалось бы очевидной ситуации, может найтись оригинал заявляющий, что каждый человек имеет право на свое мнение и потому нужно прислушаться к словам слепого. А следующий шаг принять их, как возможную альтернативу общеизвестному мнению. Конечно же, подобный подход к истине позиция ошибочная.
Чаще всего тут скрывается корыстный интерес или желание заявить о своем, отличном от других мнении, пусть даже на самом деле оно глупо и ничего общего с действительностью не имеет.
В то же время, инвариантность истины не следует путать с "оценочными" суждениями, когда люди высказывают свое внутреннее отношение к чему-то; заявляют о том, что им выгодно или невыгодно; рассказывают об эмоциях, которые они испытывают, воспринимая данный предмет. В таких случаях, даже отличные друг от друга суждения вполне могут быть объективными, поскольку речь идет не о предмете, как таковом, а о том, какую реакцию он вызывает у наблюдателей.
То, что устраивает одного и нравится ему, может не устраивать другого. В этом и будет состоять истина.
4. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ
Структуру наших знаний составляют: реконструкции информация о прошлом; прогнозы предположения о будущем; абстрактные модели. Реконструкции не ограничиваются "застывшими" сведениями о прошлом. С этими информационными моделями производятся операции, позволяющие делать более или менее емкие обобщения, формировать мировоззрение. Осмысленное и обобщенное прошлое проецируется на будущее. Чем объективнее знания о прошлом и созданные на этой основе абстрактные модели, тем реалистичнее прогноз будущего.
5. ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЗНАНИЙ И ВЕРОЯТНОСТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ
О существовании ряда явлений мы способны знать с полной уверенностью, с определенностью. Это касается реальности в целом, общих представлений о ней и непосредственно познанных нами окружающих объектов, в наличии которых сомневаться нет никаких оснований.
Модели явлений прошлого (реконструкции), о которых мы знаем определенно, непременно совпадают с реальностью. Они являются истиной, фактом. Так, например, общеизвестно, что битва при Ватерлоо произошла 18.06.1815 года. А первый человек полетел в космос 12.04.1961 года.
Если мы хотим знать об этом подробнее, то справочники подскажут, что Ватерлоо населенный пункт в Бельгии южнее Брюсселя. В этом районе англо-голландские войска А. Веллингтона и прусские войска Г.Л. Блюхера разгромили армию Наполеона I. Космический же полет был осуществлен в Советском Союзе на корабле "Восток", пилотируемом Ю.А. Гагариным. Оба события объединяет достоверность наших сведений о них.
Ввиду наличия объективных доказательств и отсутствия опровергающих данных, мы считаем эти реконструкции объективными, считаем их фактами реальности. Дальнейшее изучение того или иного события только добавит информации к тому, о чем нам уже известно.
Не менее точно мы способны прогнозировать и некоторые явления будущего. Если наш инвариантный прогноз обоснован, он непременно совпадет с реальностью. Например, наличие гравитационного поля Земли и притяжение им объектов, имеющих массу, представляет собой закон неизбежную, непрерывную повторяемость. В подобных случаях мы вправе с определенностью прогнозировать на будущее то или иное событие, связанное с этим явлением. Мы точно знаем: камень, подброшенный вверх (если приданной ему энергии недостаточно, чтобы выйти за пределы притяжения), обязательно упадет вниз, подчиняясь силе гравитации.
Мы также твердо уверены что в земных условиях происходит смена дня и ночи, обусловленная движением нашей планеты относительно Солнца так как имеем дело с явлением неизбежным, цикличным и равномерным. Это имело место в прошлом и, пока действуют известные нам законы, будет происходить в будущем.
С уверенностью (и не без сожаления) утверждаем о том, что любого человека по воле Всевышнего рано или поздно ждет прекращение физического бытия, ибо все существовавшие до нас поколения заканчивали свой земной путь. В данной постановке вопроса, когда не определяется конкретный срок событий и многие другие детали, будущее прогнозируется с определенностью.
С такой же определенностью мы приходим к выводу о невозможности того или иного явления в любых, либо в данных условиях. К сфере невозможного относятся и людские фантазии, выходящие за рамки объективных представлений о реальности, а также взаимоисключающие противоречия, которые если и существуют, то только в нашем сознании.
Для правильного прогнозирования так же, как и для реконструкции, требуются знания о законах и закономерностях. Это дает возможность провести обоснованную аналогию между абстракцией и данной ситуацией. Еще необходимо обладать уверенностью в объективности непосредственно или опосредованно познанного, а также в правильности проведения информационных операций.
Однако точным знанием неизбежного или, наоборот, невозможного человек располагает далеко не всегда. В реальности многое происходит с неопределенной периодичностью. Кроме того, в разных условиях появляются или сосуществуют как подобные явления, так и различные явления. Неосведомленность (отсутствие достаточных данных для того, чтобы установить определенную периодичность или проследить последовательность детерминизма) лишает прогнозирование определенности.
Характерный пример стихийные бедствия, в принципе допускаемые, но далеко не всегда точно предсказуемые. В таких случаях говорят: "Человек предполагает, а Бог располагает", или Expect unexpected ждите неожиданностей (англ.). Наши рассуждения, применительно к подобным ситуациям, представляют собой предположения, то есть прогнозирование или реконструкцию нескольких возможных вариантов явлений, которые, по нашему мнению, были, будут, или гипотетически могут иметь место. Эти варианты существуют в сознании и различаются степенью вероятности - приближенности к реальности.
При этом успех в достижении истины зависит, конечно, не от количества предположений, но от полноты информации и обоснованности выводов, на ней основанных. (Если рассматривать некую закономерность, то закономерные варианты будут ближе к реальности, нежели, чем исключения из данной закономерности.) Так, мы можем прогнозировать землетрясение в данном районе, предполагая, что оно произойдет в текущем году, в следующем или, возможно, через десять лет... А мощность его составит любое значение во всем известном диапазоне.
Однако подобное расплывчатое предположение никакой практической ценности иметь не будет. Другое дело, когда мы на основании объективного исследования сужаем спектр возможностей и выбираем из нескольких вариантов наиболее вероятные и конкретные. РИС. 2
Если учтены все возможные варианты, то одна из предполагаемых моделей непременно будет истинной. Остальные модели окажутся ложными. (Данное утверждение является еще одним условием объективного познания.) Такая модель графически выглядит как ряд вариантов возможности, расположенных между областью невозможного и вектором неизбежного, который непременно совпадает с реальностью (рис. 2).
6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОЗНАНИЯ
Задачи, при всем разнообразии того, что включает в себя данное понятие, имеют одну общую деталь. Задача в познавательном процессе это "черный ящик", то есть нечто неизвестное, которое по тем или иным причинам нужно сделать известным. Если перед нами несколько задач, связанных между собой, значит узнавать неизвестное предстоит поэтапно, открывая один "черный ящик" за другим.
== Перед любым человеком главная задача познания - "познать самого себя" (самопознание) -стать умным среди глупых, честным среди лживых, порядочным среди подлых, доброжелательным среди хамов, чувственным среди тупых чурок. Стать человеком среди мартышек толпы. ==
Для этого мы используем все тот же набор "инструментов", а именно непосредственное познание, опосредованное познание или информационные операции. Иными словами: увидеть и потрогать самому, спросить у кого-то, или самому подумать. При этом нужно понимать, чего именно мы добиваемся от "черного ящика" и что нам уже известно. Задача содержит вопрос (вопросы) и исходные данные. Сопоставляя вопрос с исходными данными, мы определяем их достаточность для решения задачи, а также намечаем пути решения. Способность создавать абстрактные модели позволяет нам формулировать понятия, включающие в себя неизвестное на данном этапе познания, ибо все, с чем можно столкнуться в реальности, всегда есть объект (объекты) реальности и то, что с ним связано.
== Если человек не замечен в самопознании -перед нами социальные скотины. Недочеловеки, как точно выразился Адольф Алоизович Гитлер уже в 1925 году по поводу образа жизни в Советском Союзе. ==