Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Зотов С.С. Объективный реализм -21

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Зотов -21
  
   Васильев В.И
  
  
  И ваши соседи тоже собрались куда-то съездить. Друг друга вы об этом не уведомили. Понятно, что поездки эти уж никак случайными не назовешь  ведь если они планировалась заранее, значит имеют вполне определенные причины. И вот вдали от дома происходит радостная/ нерадостная встреча, хотя о рандеву договоренности не было. Произошло совпадение - пересечение определенных явлений во времени и пространстве.
  
  Случайность? Отсутствие причинно следственной связи? Нет  неосведомленность и потому неожиданность. Вас и ваших соседей в данное время и в данное место привели конкретные причины. И если бы вы заранее знали о намерениях соседей, то смогли бы избежать встречи, или наоборот, спланировать ее. Никакой мистики здесь не наблюдается.
  
  Предлагаю для иллюстрации рассмотреть еще одну ситуацию из того же ряда. Предположим: некий популярный рок-музыкант собрался посетить модный ресторан (или библиотеку, что менее вероятно). В данной точке его настигает назойливая поклонница, вызнавшая планы своего кумира. Для музыканта встреча будет неожиданной, а для поклонницы, наоборот, ожидаемой и вожделенной. Однако объективность требует, независимо от осведомленности участников события, рассматривать его как детерминированное предыдущим поведением участвующих в нем лиц.
  
  Также неверно называть случайностью попадание того или иного человека в опасную зону, например, на борт терпящего бедствие самолета или корабля  ведь поведение, определившее нахождение в этой зоне, чем-то вызвано и внутренне мотивированно, а значит, имеет причину. Без причины не может произойти и бедствие с самолетом или кораблем. Речь опять должна идти о совпадении явлений и о нашей в том неосведомленности. Объективно случайности места нет. Понятие "случайность", употребляемое в быту, для серьезных рассуждений не подходит.
  
   НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
  
  Итак, предыдущая информация представляет собой попытку взглянуть на окружающее и на самих себя, если так можно выразиться, с самой дальней наблюдательной площадки. Нам открылась безграничная реальность, проявляющаяся в качественном и количественном отношении в виде конкретного и абстрактного.
  
  Некоторые области реальности оказались доступными для познания. Мы уяснили, что реальность многообразна, имеет структуру и состоит из объектов  элементарных и сложных (систем). Каждый объект обладает свойствами. Они составляют его индивидуальность и придают ему сходство  различие с другими объектами. Объекты обладают поведением и контактируют с кругом других объектов. Среди множества объектов реальности, их свойств и соотношений выделяются группы и подгруппы. В реальности есть соотносительность, действуют законы и закономерности. В рамках законов состояние каждого объекта детерминировано условиями и причинами, то есть его предшествующим поведением и контактами с другими объектами реальности.
  
      Говоря обо всем этом, я основывался на данных общедоступного опыта  того, что наблюдается в повседневной жизни и вполне понятно без привлечения каких-то специальных методов и средств исследования. Хотите проверить? Готов помочь.
  
  Допустим, кто-то не согласен с употреблением мною понятия "реальность". Придумайте другое, но обозначать оно должно все, что существует, существовало и будет существовать  иначе понятие не будет самым общим. Не хотите вообще слышать о самом общем понятии? Не принуждаю. Только как строить дальнейшие рассуждения?
  
  Если вопросы вызывает понятие "объекты реальности", то из чего же тогда реальность (или какое вы еще название подберете) состоит? Есть целое, есть части  не так ли? А объекты не многообразны? Разве многие из них не обладают структурой? Или может быть в реальности не действуют законы и закономерности?
  
  Вопросы можно продолжать придумывать, но я по данной теме, кажется, высказался уже достаточно подробно. В описании общих представлений о реальности не применялись многоступенчатые логические построения, что также упрощает возможность критически оценить изложенное. Однако в дальнейшем без умозаключений уже не обойтись, поэтому теперь требуется перейти в область технологии познания с тем, чтобы выявить рациональные, позволяющие прийти к объективному знанию правила мышления.
  
  А для этого необходимо понять хотя бы схематично, что собою представляет процесс познания человеком реальности и какими путями мы приходим к истине.
  
  
   ПОЗНАНИЕ
  
   1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
  
  Предметом познания, (об этом уже говорилось), может быть все, что в реальности поддается познанию. Сюда относится внешняя реальность (все вне меня), а также все во мне: внутренняя реальность  физическая и духовная сущность. (При этом не нужно забывать, что деление реальности на внешнюю и внутреннюю условно, так как обе они остаются частями одной и той же "большой" реальности.)
  
  Подчеркну: в виде предмета познания рассматривается не только конкретный объект или группа объектов, но также абстракции  обобщенные сведения об объектах, свойствах и соотношениях, "устройство" известной нам реальности, действующий в ней порядок (законы и закономерности). Отсюда следует, что понятие "предмет познания" по своему объему соответствует понятию "объективная реальность" и применимо как к общему, так и к конкретному.
  
  Цель познания - объективные систематизированные сведения о реальности. Важнейшая составляющая часть этих систематизированных сведений  мировоззрение ( наиболее значимые для человека знания, отношение к внешней реальности и к самому себе, приоритеты, стереотипы поведения...).
  
  Среда, в которой пребывает познающий объект, поставленные им перед собой цели и задачи определяют выбор предметов, подлежащих изучению. Такая дифференциация понятна: весь объем реальности не может быть охвачен человеком в силу естественной ограниченности его возможностей. Есть еще индивидуальная неспособность или нежелание заниматься познавательной деятельностью, что естественно сужает для носителей этих качеств рамки познаваемого.
  
  Вместе с тем, даже ищущим истину нет необходимости изучать подряд каждый конкретный объект со всеми его свойствами и соотношениями. Дар абстрагирования позволяет составить общее представление о реальности, об особенностях групп и подгрупп, а потом экстраполировать эти знания на конкретные предметы. Мною основные представления о реальности уже сформулированы. Теперь появляется возможность, сверяясь с общей "схемой", переходить к частному и продолжать накапливать сведения о реальности. В одних случаях мы получим точные знания, в других  сделаем обоснованные предположения и перечислим возможные варианты.
  
  Однако, для того чтобы познавать оптимальным образом, недостаточно только признавать нашу способность к познанию. Нужно разбираться в том, как работает механизм познания, понимать  в каких случаях познавательный процесс приводит к истине, в каких  к заблуждениям и ошибкам. Существует ряд условий, обеспечивающих получение объективной информации о реальности. Эти условия и следование им в процессе познания можно назвать логикой. Также называется научная дисциплина, призванная изучать рациональные способы познания.
  
   2. СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ
  
  Человек начинает познавать еще до рождения, когда в нем формируются механизмы восприятия окружающего и самого себя, а также поведенческие схемы. Однако не стоит углубляться в область специальных наук, занимающихся данной темой,  в данном случае интерес представляет процесс познания вполне осознанный. В этой связи предлагаю также пока оставить в покое технологии получения знаний посредством ясновидения, угадывания, внезапных озарений, предчувствий и тому подобного.
  
  Не собираюсь сходу отрицать вообще все нетрадиционные способы добычи информации, но не считаю нужным обращать на них внимание в рамках данной работы, поскольку важнее определить ту методологию познания, что непременно дает бесспорно объективное представление о реальности.
      В качестве проверенных и надежных инструментов получения знаний известны: непосредственное познание; информационные операции; опосредованное познание.   
  
   НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
  
  Процесс непосредственного (эмпирического, опытного) познания начинается с воздействия на человека объектов внешней и внутренней реальности. (Напомню: внутренняя реальность  наш организм, ощущаемый нами наряду с реальностью внешней.) "Диамат", основываясь на данных естественнонаучных исследований, в этом отношении занимает объективную позицию: "...исследования подтвердили, что в кору головного мозга приходят сигналы не только из внешнего мира, но и сигналы от внутренних органов, которые являются для организма связующим звеном с его внутренней средой, подобно тому как сигналы, получаемые органами чувств извне, являются связующим звеном организма с внешней средой" [35].
  
  Убежденность в возможности познания предполагает дальнейшую детализацию этого процесса. Объекты внешней и внутренней реальности действуют на рецепторы  элементы организма, принимающие воздействие. Воздействие вызывает раздражение рецепторов. Раздражения от рецепторов передаются органам чувств  зрению, слуху, осязанию, вкусу, обонянию. Там они преобразовываются в ощущения.
   Свои ощущения каждый орган чувств доносит до сознания: зрение приносит ощущения формы, пространственной протяженности, покоя или движения, света и цвета; слух  звуков; осязание  прикосновения, давления, твердости или мягкости, влажности, температуры, жжения, боли; вкус  вкуса; обоняние  запахов. Ощущения отражаются и фиксируются в сознании, то есть становятся отпечатком, более или менее соответствующим отраженному предмету.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"