Чтобы быть по настоящему предупредительным -нужно хорошо знать человека. Нужна долгая дружба с ним и большой ум, большое душевное богатство. Этого мало в жизни. Так же мало и настоящей любви.
Выражаясь красиво, бессердечные люди могут создать для человека праздник тела, может, иногда, на всю жизнь, но не смогут создать праздника души. А истинная любовь сама как праздник.
Человек живет для радости. Хорошая жизнь или плохая, но он должен уметь радоваться. Даже в самых тяжелых случаях человек должен, если не радоваться сам, то не обрывать радость в окружающих.
Человек не изменит окружающей жизни. а жизнь сама по себе такая вещь, которой нужно радоваться. И человек должен радоваться. Высшее мужество души человека -не убивать радость жить, радость жизни. Никогда.
Когда человек с трагичной и черной судьбой отрицает радость жизни -он объявляет себя центром всей жизни. Чересчур много требует себе этот человек! Не жизнь вокруг центра из людей, а люди вокруг центра жизни. Но люди -не центр.
== Тут рецензент вопрошает "А что же центр?" Только болванам нужно объяснять что же имел в виду автор, который и по развитию ума и по чувству жизни не болван? ==
Человек должен искать радость в самом себе. Только это будет настоящее.
Ум это умение радостно жить и доставлять радость другим. Образование именно образовывает, организовывает ум. Но оно не ум. Сколько в жизни хорошо образованных болванов!
Мы не знаем, существует ли вечная любовь. Но мы знаем, что любимые, утратившие чувство, но приобревшие привычку, когда они сделали своей привычкой также взаимное уважение и заботу -легче переносят уход чувства.
Если под чувством понимать "пыл". Но разве чувство в этом? Нет. В дружбе, например, нет пыла, но она остается чувством.
Не так важно, что есть чувство. Важнее -что остается после него -взаимное равнодушие и усталость, или взаимное уважение и заботливость.
Самое трагичное в любви это то, что люди живут сегодняшним не заботясь о завтрашнем. Когда двое близких сегодня уже наскучили себе, а что будет завтра -не знают -тогда уже трудно им быть близкими.
Время коварно. Живое увядает в атмосфере сегодняшнего времени. А в атмосфере завтрашнего времени не так скоро и не так тяжело отмирает мертвое. Люди думающие о своем завтра объединяются сердцами перед пугающим взглядом времени. Люди не думающие о своем завтра не могут найти смысла в жизни, не могут объединиться сердцами. Время всегда разъединяет сердца своим сегодняшним днем. Кто хочет жить -должен смотреть в завтра.
Человек глядящий в свое завтра не чувствует холода времени. Время холодно только сегодняшним днем.
Любовь как жизнь в миниатюре. Как вся жизнь со всем ее богатством и со всеми противоречиями. И наверное в этом ее сила. Но именно потому, что любовь это жизнь необходимо относиться к ней как к жизни. Радоваться тому, что она есть и не портить все окончательно потому только, что любимый не может чего-то дать вам.
Когда человеку чего-то не дает жизнь -он кряхтит, но молчит. По какому же праву он начинает требовать чего-то в любви? У него таких прав нет. Отношение к любви как к жизни -без особых требований -было бы полезнее и человеку и любви.
Но в любви человек превращается в нечто грубое и эгоистическое.
Ревность -стремление к насилию над чужой душой. Ревность неизбежна. Но когда она превращает человека в сумасшедшего дикаря... Чем больше грубости в ревности, тем меньше в человеке любви к тому кого он ревнует, тем меньше нужно ждать счастья в любви.
Грубость -самое верное средство против любви.
Очевидно следует подчеркнуть -человек для человека -да, но не всякий человек для всякого человека. Сильные для сильных, умные для умных. Это уже отразилось в нашем замечании о необходимости уметь презирать.
Сильный для слабого и умный для глупого только тогда, когда худшие желают и могут стать лучше.
Основной принцип морали и гуманности -самосохранение. Гуманна и моральна такая жизнь, которая сохраняет человека и делает его еще более лучшим.
Хотя основной закон "человек для человека", мы все-таки не видим плохого, когда человек совершает поступки направленные на сохранение и дальнейшее развитие своей общественной значимости.
Но это оправдывается только тогда, когда общественное дело человека действительно значимое дело. Когда человек действительно приносит обществу сильно ощутимую пользу. Таких людей очень мало.
Но и в обыденной жизни морально и гуманно все, что способствует сохранению и обогащению человека. Возьмем пример -парень и девушка. Она отдалась ему. Она глупее и хуже чем он. Он это наконец увидел. Что ему делать? Уйти от нее -самое правильное. Даже если бы он был глуп как она -они бы долго не прожили семьей. Если он умен, то семейная жизнь закончится гораздо большим душевным надломом, чем "антиморальный" разрыв.
Мораль которая не оберегает человека -пустая мораль, ханжеская.
== Автору был 21 год, ему ещё предстояло "узнать идиотизм комсомольской молодежи" и всю душевную дикость предполовых и половых отношений. И вот -такое богатство понимания возможных ситуаций описанного рода... Сколько за 100 лет после 1917 года было в России авторов которые именно с этой стороны смотрели на эти ситуации? Они же ни на какие ситуации не смотрели, они были регистраторами. Абсолютное большинство авторов с 1945 до 2005 года были стареющими болванами старше 50 лет. И считалось, что именно они лучше всего способны понимать проблемы и ситуации людей возрастом 19 -24 года?! Ну и какие книги с яркими типами молодежи этого возраста были написаны при фашистском режиме партии якобы советских коммунистов? По всей вероятности на территории от Москвы до Хабаровска имелось 7 типов парней и 4 типа девок? И такое все они были говно, что в литературе про них ни звука, ни строчки? ==
Из всех ошибок нужно искать выход который всего менее вреден человеческой ценности человека.
Человечность человека -вот величайшее добро. Некое "добро", например, брак, как в примере выше, приводящее к гибели человеческой ценности человека -зло, а не добро.
Что делать! Жизнь -война всех против всех. Слабость подрывает силу, глупость ставит сетки уму. Защита не только справедлива, но и обязательна. Прежде всего презрением к худшим. Когда оно не сберегло от ошибки -совершением формального "зла" по отношению к другому, худшему.
== Какая глубокая перекличка с темами Ницше. А ведь автор в 21 год знал только фамилию Ницше, с его книгами познакомился примерно в 65 лет... Вывод -Ницше писал из реальной "силы жизни". Нужно напомнить читателю, что пресловутая "Воля к жизни" не является подлинной книгой Ницше. Это карикатурная компиляция из отрывков текстов Ницше (читайте комментарии к 2х томнику Ницше издательства Наука 1992 года). ==
Когда люди глупые пытаются повторять людей умных -получается злая трагедийная комедия. Особенно в морали и нравственности.
В жизни каждый считает правым именно себя. Это страшно запутывает всю жизнь. Тогда нужно считать правыми тех, кто замечателен как человек. Среди несправедливостей жизни настоящие люди по душе сохраняют веру в жизнь и сохраняют человечью теплоту и яркость.
Изредка бывает и так, что оба враждующих человека оказываются в жизни людьми. Тогда правы были оба, но каждый по своему. Но и тогда ни один из них не виновен в "зле" причиненном другому. Такие ошибки можно исправить.
Жизнь всю не объяснишь. Но умному человеку простительно многое. Не все проходят сквозь жестокие трагедии. Ошибки не должны заслонять всю жизнь.
Что важнее -жить как выйдет, или как хочешь? Возможна ли жизнь какой человеку хочется? Общественная -несомненно. А вот личная почти никогда не выходит, какой хочется. Потому что требования общества закономерны, а личность всегда случайна.
Но это только и подчеркивает, что нужен принцип "человек для человека". Беда не в том, что личность случайна, беда в том, что она часто ровно ничего не делает для другого.
Горькая ирония жизни -в молодом теле ветхие и пошлые чувства живут чаще чем в старом. Молодые не умеют или боятся быть молодыми в чувствах. А старость иногда молода. И чаще всего такая старость, чья молодость не нужна никому.
Во всяком случае наши старые русские козлы греховодники покупающие бабенок отнюдь не представители молодых чувств.
Про пошлую старость нам известно (в данном случае "старый" -старше 40). А другую могут видеть или угадывать в человеке немногие.
Неправда, что жизненный опыт играет роковую роль в жизни человека. Опыт это не только наблюдение чего-то само по себе. Опыт также и впечатление. Человек не в силах изменить то, что он наблюдает в жизни. Но человек в силах управлять своим впечатлением. Впечатление решает все. Отношение к жизни у опытного человека зависит от его прошлых впечатлений (а не от наблюдений. Событие в личной жизни это ведь тоже по существу наблюдение). А впечатления зависят от душевного строя, умственного богатства человека.
Так что дело никогда не в опыте, а в самой личности.
Обыватели- самое поганое явление в жизни. Мы это уже говорили, когда писали, что даже плохие люди -еще люди, а подлецы -люди безвредные, т. е. обыватели.
Молодые обыватели особенно гадки. Куда и на что уходит их молодость? Какие добрые дела они успеют сделать?
Жить для людей молодежь соплива (до 25 лет включительно). В чувствах она тоже не ах как богата (газетам-то языки не для молчания даны). У них не столько чувства, сколько пыла. Если бы они все умели чувствовать - разводы были бы единицами... Чувства жестокие и эгоистические по отношению к окружающим -еще не чувства.
Правда, от признания этого ничего не изменится. Философия следует за природой, а не подменяет ее. Но неужто мириться со скверной природой? Эгоизм во всяком случае не природа.