Так, например, бытие реальности и вечных объектов, ее составляющих, представляют собой неизменную повторяемость. Пример цикличной равномерной повторяемости смена времен года, обусловленная особенностями движения космических тел. В данном случае мы имеем дело с сезонными явлениями природы, повторяющимися в равные периоды времени. Повторяемость соответствия означает обязательное (неизбежное, непременное) совместное наличие или отсутствие двух и более явлений. А именно: возникновению, или наличию, или отсутствию, или определенному поведению "А" неизбежно соответствует возникновение, или наличие, или отсутствие, или определенное поведение "В". (Наряду с "А" или "В" возможно участие других элементов сложное соответствие.)
Повторяемость последовательности проявляется в обусловленности результатов условиями и причинами, которые им предшествовали и их породили:
1. Подобные условия порождают подобные друг другу результаты. Так, наличие, отсутствие или определенное поведение "А" неизбежно приводит к наличию, отсутствию или определенному поведению "В". (Наряду с "А" и "В" в данной схеме зависимости могут быть другие элементы).
2. Разные условия могут порождать отличающиеся друг от друга результаты, но могут порождать и подобные друг другу результаты.
3. Подобные результаты могут быть вызваны как подобными, так и различными условиями. (Примеры условий и результатов не привожу, ввиду очевидности данной позиции.)
Примером повторяемой неравномерности может служить распространение вещества в известной нам реальности. Как известно, вещество распространено в реальности неравномерно где-то его сосредоточено меньше, где-то больше. Некоторые явления могут повторяться неравномерно во времени, хотя само их наступление неизбежно. Например, прекращение физического существования людей.
Из законов вытекают закономерности повторяемости, не имеющие такого всеобщего и универсального характера, как законы. Кроме того, закономерность может иметь исключения, тогда как закон носит тотальный характер, по крайней мере в границах тех условий, в которых он имеет силу.
Рассмотрим незамысловатый, но, на мой взгляд, достаточно наглядный пример иерархии законов и закономерностей. Так, в холодную погоду мы надеваем теплые вещи, (хотя возможны и исключения, например люди, совершающие на морозе пробежку в легкой одежде или купающиеся в проруби). Эта известная всем закономерность обусловлена главным образом воздействием на человека воздуха низкой температуры, с одной стороны, и особенностями организма, требующего защиты от холода с другой.
Однако закономерность существует не сама по себе, но обусловлена законами развития человека (в том числе и социальными) и его приспособляемости к внешней среде. А также законами смены времен года и изменениями в зависимости от этого температурных условий. В свою очередь, данные законы определены движением Земли относительно Солнца. Поднимаясь выше по иерархической лестнице, мы придем к законам образования и существования космических тел. Еще выше взаимодействия субстанций и далее.
Начали же мы всего-навсего с одежды. Ну, а если условия изменить? Представим себе, что люди из холодных мест переместились в теплые края. Значит, для них необходимость в теплой одежде отпала в данных условиях действует иная закономерность теплообмена. А стоит кому-то вернуться назад, прежняя закономерность вновь проявит себя, ибо законы, определившие данную закономерность, продолжают действовать. Пример этот говорит еще и о том, что в механизмах действия любого закона и закономерности нужно внимательно разбираться и при необходимости просматривать всю цепочку следующих друг за другом повторений.
По-видимому, излишне заниматься доказыванием того, что законы и закономерности имеют объективный характер. Мы не в состоянии изменять или отменять законы, да и многие закономерности тоже. Но должны их учитывать в своей деятельности, использовать, или, по мере возможности и необходимости изменять условия, в которых они проявляются.
Заметим совпадение: понятием "закон" называют и правила поведения в обществе. Однако человеческие законы не выполняются также неукоснительно как законы природы. (Когда же нарушения установленных норм приобретают распространенный и массовый характер, речь может идти о приближении социального бытия к хаотическому состоянию.)
14. ДЕТЕРМИНИЗМ ЯВЛЕНИЙ И НЕИЗБЕЖНОСТЬ
Закон определенности говорит о том, что в реальности реализуется лишь один вариант явления из всех возможных, при невозможности одновременного осуществления двух и более вариантов. Однако такой вариант реализуется не спонтанно. Во-первых, любой объект подчиняется действующим в реальности законам. Во-вторых, конкретный результат наступает при определенных содействующих ему условиях (факторах), если они доминируют над противодействующими этому результату условиями (факторами).
Как содействующие, так и противодействующие условия подразделяются на внутренние (условия в самом объекте) и внешние, к которым относятся контактирующие с ним объекты. Внутренние условия (предыдущее поведение объекта) и внешние условия (контактирующие с ним объекты) последовательно детерминируют результат. Под результатом (следствием) мы понимаем состояние объекта к которому он пришел; установившиеся соотношения внутри объекта и между объектами; дальнейшее поведение; продолжение контактов.
Среди условий, содействующих данному результату (следствию), выделяются те, что непосредственно приводят к нему. Эти условия мы называем причинами данного результата. Так, например, для жизни человека необходим ряд условий определенная среда обитания, вода, пища... Однако конкретный поступок происходит не из-за этих условий (хотя без них человека не было бы вообще и, естественно, не было бы и поступка). Непосредственно поведение зависит от других условий причин.
Такой причиной становится мировоззрение данной личности, мотивация поступков, волевое усилие и потом, как следствие, физическое действие.
== Мировоззрение в философском смысле к числу причин относится в последнюю очередь и встречается крайне редко. Главная причина -или одна из множества потребностей, или заинтересованность в конечном результате некоего действия, например, опускания очередной монеты в игровой автомат.
А как мировоззрение философского типа у дворника или учительницы русского языка отличить от мировоззрения бытового типа? ==
В числе причин могут быть и внешние факторы, непосредственно влияющие на поведение. Во времени условия и причины всегда предшествуют результату (следствию), но результат не может предшествовать условиям и причинам.
Диалектический материализм, разделяя взгляды "передовой естественной" науки, тоже пытается объяснить детерминизм и причинно-следственные связи, но делает это своеобразно. А именно, поверхностно и противоречиво:
"Связь между причиной и следствием носит закономерный характер. Это значит, что данная причина в соответствующих условиях всякий раз вызывает определенное следствие. Знание закономерностей причинно-следственной связи составляет основу научного предвидения" [32].
С этим положением не спорю. Но далее следует нечто непонятное:
"Причинные связи в микромире, например, иные, чем в макромире, что объясняется, в частности, противоречивой, двойственной корпускулярно-волновой природой микрообъекта, которая не позволяет одновременно точно измерить его координату и импульс" [33].
Такую "мудрость" мы слышим довольно часто: если не удается что-то измерить, значит законы реальности отменяются. Правда, здесь же находим:
"Вероятностный характер выводов из статистических закономерностей не исключает, а предполагает причинную зависимость. Отрицание принципа причинности в микромире равнозначно отрицанию объективного характера микрообъектов" [34].
Так на какой странице одного и того же труда диалектиков-материалистов содержится истинное знание на предыдущей или на последующей?
Между тем что там написано действительно нет никакой зависимости и связи, прежде всего логической. Сначала говорят об объективном характере причинно-следственных отношений, потом отрицают его, а затем снова подтверждают первоначальное утверждение. Попробуйте разобраться! Объективность требует исходить из того, что в известной нам реальности детерминизм действует. Конечно, определенно утверждать, что он распространяется в том же самом виде на всю реальность было бы опрометчиво.
Если предположить, что в какой-то другой системе отсутствует время, или оно обладает там другими свойствами, тогда нельзя исключать отсутствие детерминизма или иное его проявление. Однако, надеюсь, мы условились о том, что подобные предположения стоит принимать как факт лишь при появлении бесспорных данных. В противном случае это лишь фантазия, на которую мы имеем право, как и на любую другую, но не должны смешивать ее с реальностью.
Детерминизм явлений в плане познания дает нам возможность прогнозирования. Располагая адекватной и достаточно полной информацией об условиях и причинах, можно точно предсказывать неизбежный результат тот единственный вариант из множества возможностей, который должен осуществиться и осуществляется. Наблюдая неотвратимо сползающий с крыши тяжелый предмет, несложно предположить, как несладко придется тому, на чью голову он упадет. А для невезучего прохожего, если он вовремя не будет предупрежден, такое событие окажется неожиданностью, которую принято называть случайностью.
Понятие случайность порождено спецификой человеческого познания и обозначает только одно отсутствие информации, необходимой для прогнозирования. Представлять случайность как нечто, не имеющее связи с другими событиями, неверно, поскольку любое явление детерминировано предшествующими по времени условиями и причинами. Представьте, что вы спланировали какую-то поездку.