Одно из самых печальных явлений, обнаружившихся за время войны, как-то мало обращает на себя внимание. Я имею в виду почти полное отсутствие у нас творческой исторической мысли. Традиционный характер нашего мышления очень плохо приспособлен к постановке творческих исторических задач, к мировым перспективам. Наша национальная мысль все еще грешит провинциализмом, и направлена она, главным образом, на сведение отрицательных счетов. Россия была внутренно слишком разодрана и поглощена мелочными политическими распрями, партийными счетами, групповыми социальными антагонизмами, закрывавшими всякие большие мировые, исторические перспективы. с.381
== Для того чтобы была "российская мысль" на любую тему, нужно,чтобы в России было не меньше чем по 50 000 человек, которые об этой отдельной теме думают не меньше, чем карманник о чужих карманах... А не по 5 минут два раза за три месяца.
И не 5 -17 человек, из которых только 2-3 не жополизы власти, а кандидаты на увольнение и посадку за "такие мнения"...
С чего бы это тот кто прав хотя бы в принципе, или тот чью правоту прошлые 10 лет хоть немного подтверждают, будет взбесившейся сволочью выскочившей из подворотни прокуратуры или ректората чтобы ухватить своего за морду, а чужого обозвать шарлатаном. Есть много вещей о жизни, которые разнорабочий райцентра понимает намного вернее чем весь выводок выблядков которые "профессора университета"...
Если в России важных тем всего 10, то думающих людей нужно 500 000 (предполагая, что каждый думает только по одной теме... Кто будет думать больше чем по 2 темам -тот будет учёным болтуном уже, поверхностным знатоком... )
Где эти думающие?! На сайте Библиотека Максима Мошкова -журнал "Самиздат" в разделах "философия" и "публицистика" вы едва ли найдёте больше 10 думающих людей... Ведь за таких надо признавать лишь тех, которые по своей теме написали книгу объёмом не менее 800 000 байт... Штатные научные сотрудники, которых государство держит за морды спереди и штаны сзади, разве могут быть думающими людьми? ==
Безвластное русское общество не могло ощутить ответственности за решение мировых судеб России. Мировая война, естественно, должна была бы направить национальную мысль на мировые задачи. Казалось, должны были быть сделаны попытки осмыслить войну, определить место России в мировой жизни, сознать свое призвание.
== Как конкретно Бердяев представлял себе вход России в "мировую жизнь", если считать "с нуля сегодня"?! Что бы он описал как необходимые действия правительства? А необходимые действия каждого купца -экспортера или импортера? А дворники и кухарки предполагались в этой деятельности? А как могли бы добавить динамики в это "участие" профессора России? Предполагались действия только 2-4 профессоров? Или не меньше половины (в 1915 году это было бы человек 170?)?
** Поискав в Интернете узнал что в 1913/14 году в России было "профессорско-преподавательского состава" 1510 человек. Из них юридических 137 (6); педагогических 126(7), медицинских 238 (8), инженерных 1304, военных 231 (9), духовных 155 (10); искусств 388 (11).
Надо думать, что профессором в среднем был только каждый 7? И нужна ли была России такая орава "искусствоведов"?! ==
Подлинное национальное самосознание ставит бытие нации в перспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальной жизни и национальных интересов. Зрелое национальное сознание есть также сознание всемирно-историческое. Голый и непросветленный эгоизм национализма или империализма не есть оправдание, и на нем не может создаться духовное бытие народов.
== Духовное бытие народов России предполагает, что в России за 10 лет написаны и опубликованы не меньше 50 книг по темам входящим в понятие "духовное бытие". Написаны думающими авторами, а не компилятивными спекуляторами газетчины которые вдруг где-то находят "секретные дневники" того или иного покойника -через 50 лет после смерти человека... Изготовителей подобных шарлатанских писаний для личной наживы следует однозначно признать грабителями и народная власть должна их засадить лет на 25 без "срока давности"!... Лезут и ползут клопы из КГБ-ФСБ... ==
Существует ли Россия, как некое единство, более глубокое, чем все разделяющие интересы ее человеческого состава, есть ли в мире единый лик России и что значит для мира выражение этого лика? Имеет ли Россия свое особое призвание в мире, должна ли она сказать свое слово во всемирной истории? Какие конкретные задачи ставит перед Россией мировая война? Все эти вопросы, которые приносит с собой новый день всемирной истории, требуют огромных усилий творческой мысли.
== Если бы в России была перед войной 1914 года "творческая мысль" - не надо было бы "огромных усилий". Фактически предстоит посреди пустыни создать парк равнозначный лучшему парку России. А это -не меньше 20 лет трудов не меньше 500 человек? Где хотя бы эти 500 человек, которых можно приставить к "огромным усилиям исторической мысли"? ==
Никакие готовые, традиционные категории мысли не годны для решения этих вопросов. Должна быть произведена совершенно самостоятельная и новая работа мысли, усилие творческого духа. Но наша национальная мысль очень мало об этом думает или думает по старым шаблонам, по привычным категориям. Задачи войны все еще у нас по-настоящему не сознаны. Преобладающие оправдания войны довольно-таки банальны. Нельзя ведь удовольствоваться тем сознанием, что Россия отражает зло германского милитаризма. Проблема, поставленная войной, много глубже. Нельзя успокоиться и на старом славянофильском самовосхвалении, - в этом сказываются леность мысли, склонность духовно жить на всем готовом. Ведь славянофильская мысль все еще утверждает самодовлеющее провинциальное бытие России, а не мировое ее бытие. Славянофильство имело большие заслуги в деле национального самосознания, но оно было первоначальной, детской стадией этого самосознания, не соответствующей нынешнему историческому возрасту.
== А в 2020 году зная результаты "не славянофильского вектора развития России" кто оказался правым? Каждое направление -частично право. И кто же теперь сможет из двух направлений собрать одно наиболее правильное? ==
Ни в нашем "правом", ни в нашем "левом" лагере все еще не совершается творческой исторической мысли. Слишком поглощены своими "правыми" или "левыми", т. е. все еще национальными и не мировыми задачами. У нас почти отсутствует историческое мышление. Мы привыкли оперировать исключительно категориями моральными или социологическими, не конкретными, а отвлеченными. Наше сознание идет преимущественно отрицательным, не творческим путем.
== Видят безобразия и проблемы, но не имеют никакого понятия "что же делать?". Потому что не знают как эти безобразия и проблемы выглядят на бытовом уровне их проявления... ==
"Правые" поглощены совершенно отрицательной травлей национальностей, интеллигенции, розыском "левых" опасностей и заняты истреблением всех проявлений свободной общественности. "Левые" слишком сосредоточены на изобличении "буржуазии", на использовании отрицательных фактов в целях агитационных, слишком разделяют Россию на два стана. И Россия все еще не может сознать себя единой, творчески определить свои всемирно-исторические задачи.
Применение отвлеченных социологических категорий разделяет, а не соединяет, злоупотребление же моральными заподазриваниями и моральным осуждением окончательно разобщает и приводит к распадению, как бы на две расы.
Только решительное обращение нашего сознания к глубине национального бытия и к широте бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие проблемы. Творческая историческая мысль должна окончательно преодолеть наш отрицательный национализм и отрицательный космополитизм.
II
Для того, кто смотрит на мировую борьбу с точки зрения философии истории, должно быть ясно, что ныне разыгрывается один из актов всемирно-исторической драмы Востока и Запада. Мировая война приводит в исключительное соприкосновение мир Запада и мир Востока, она соединяет через раздор, она выводит за границы европейской культуры и европейской истории. Проблема Востока и Запада в сущности всегда была основной темой всемирной истории, ее осью. Европейское равновесие всегда было условным построением. За пределами замкнутого мира Европы была мировая ширь, уходящая далеко на Восток. Государственную и культурную жизнь народов Европы всегда беспокоили мировые пространства, неизведанность и неизжитость Востока и Юга.
== А в чём проявлялось это беспокойство "государственной и культурной жизни народов Европы"? В каких примечательных десятках книг оно отразилось к 1915 году когда Бердяев тут утверждает, что это "беспокойство" является реальным фактом европейской жизни? Думаю, это у Бердяева ничем не обоснованное словесное пустозвонство. ==
Империалистическая политика великих держав Европы влекла к расширению империалистического могущества и культурного влияния за моря и океаны, к преодолению замкнутости чисто европейского существования. Неведомая ширь земного шара притягивает к себе. Взоры обращаются к Азии и Африке, к древним колыбелям культуры. Обратное движение с Запада на Восток, по-видимому, является внутренне неизбежной диалектикой европейской культуры.
== У Бердяева явная описка. Правильно "Обратное движение с Востока на Запад..." ==