Мессианское сознание в христианском мире антиномично, как и все в христианстве. В духовном складе русского народа есть черты, которые делают его народом апокалиптическим в высших проявлениях его духовной жизни. Апокалиптичностью запечатлен и мессианизм польский, и это обнаруживает духовную природу славянской расы. Но мессианская идея может оторваться от своей религиозно-христианской почвы и переживаться народами, как исключительное духовно-культурное призвание. с.360
== В те времена (1915 год) наука ещё не имела достоверных знаний о психологическом состоянии разных народов. Или от россиян даже в 2016 году скрывают эти зарубежные данные? А самих россиян не изучают поскольку и без науки знают степень психологической дикости и психиатрической дефективности русских?
Эта якобы "апокалиптичность" русского человека -интеллигентские бредни образца до 1915 года. Приписывали русскому человеку то, чего в своей интеллигентской среде не замечали. Если собирались в некоем кружке (в картёжном, например) несколько интеллигентов, то все они по степени выраженности апокалиптического сознания не различались?
На самом деле эти понятия у тогдашних интеллигентов происходили от их богатых впечатлений полученных во множестве кабаков куда они успевали забрести пока доживали до 40 лет.
Думаю, в те времена как и в 2020 году, 98 из 100 интеллигентов жили исключительно для того чтобы наконец зайти в кабак...
Пьяных психопатов в кабаках тогдашние интеллигенты принимали за русского человека одержимого премудрыми апокалиптическими метаниями или парениями "простого народного духа"...
И запомним - вместо подробнейшего описания всей полноты "апокалиптического сознания" у русского человека, Бердяев занимается только хождением с умничаньем вокруг явления "апокалиптическое сознание". Раз он по этой теме не упоминает чужой книги или статьи -значит это он лично был ушиблен об изобретение своё этого сознания у русского человека...
А на деле в русском населении никого не было кроме препаршивых психопатоидных личностей. Вполне вероятно, что тогдашняя самооценка интеллигентского социума была психопатологическим самомнением о самих себе.
Стараясь понять тогдашнюю ситуацию с интеллигентами мы должны смотреть не на авторов 12-25 книжек написанных с 1900 по 1915 годы. Мы должны смотреть на остальных, вероятно 150 тысяч якобы интеллигентов которые не смогли бы написать даже 20 строчек по теме "разумного, доброго, вечного". Хотя вокруг них жизнь в этом отношении была ужасной.
Никому не кажется, что учёные дураки во всех отношениях ужаснее одичалых неучёных мерзавцев? ==
Так германский мессианизм по преимуществу расовый, с сильно биологической окраской. Германский народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителем высшей и единственной духовной культуры. Германская раса - избранная высшая раса.
== И кто теперь посмеет тявкать на Гитлера, который, оказывается, ничего не придумал, а только вспомнил что-то из недавней истории Германии? ==
Апокалиптическая настроенность совершенно чужда германскому духу, ее не было и в старой германской мистике. В этом - основное отличие славян от германцев. Но германское сознание у Фихте, у старых идеалистов и романтиков, у Р. Вагнера и в наше время у Древса и Чемберлена с такой исключительностью и напряженностью переживает избранность германской расы и ее призванность быть носительницей высшей и всемирной духовной культуры, что это заключает в себе черты мессианизма, хотя и искаженного. Древс считает возможным даже говорить о создании германской религии, религии германизма, чисто арийской, но не христианской и антихристианской.
II
В XIX и XX веках мессианские и националистические переживания переплетаются, смешиваются и незаметно переходят друг в друга. Нужно помнить, что национализм - явление новое, он развился лишь в XIX веке, он пришел на смену средневековому и древнеримскому универсализму. Национализм, дошедший в своих притязаниях до отрицания других национальных душ и тел, до невозможности всякого положительного общения с ними, есть эгоистическое самоутверждение, ограниченная замкнутость. Почва его - элементарно биологическая. И чем более такой национализм претендует на безграничность, тем он становится ограниченнее. Безграничная притязательность национализма делает его отрицательным, утесняющим, отделяет его от универсализма, лишает его творческого духа.
Таков национализм Каткова или Данилевского. Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе вселенского, всечеловеческого духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать. Всякое смешение национализма с мессианизмом, всякое выдавание национализма за мессианизм порождается темнотой сознания и несет в мире зло. Подмены всегда бывают злоносны. И необходимы строгие различения. Ибо частное не должно выдавать себя за всеобщее. Национализм есть положительное благо и ценность, как творческое утверждение, раскрытие и развитие индивидуального народного бытия. Но в этом индивидуальном образе народном должно изнутри раскрываться всечеловечество. с.361
== И тут бы Бердяеву хотя бы 30 строчек написать о том, что же на самом деле раскрывается в народном образе 1900 -1915 года. Не знал он? Не понимал? Или жутко боялся этой правды о русском народе?
Но ведь эта жуткая правда существует минимум 700 лет. И русский народ всё ещё не скопытился. Так нам ли через 700 лет продолжать бояться этой правды о том что 95% из нас не простые дураки и свиньи, а свиные жопы всю жизнь, с 14 до 114 лет? Неужели можно за 5% уважаемых русских людей прятать всех остальных. Которые до крайней степени не уважают этих 5%, похоже, что эти 5% лучших русских людей вызывают у русских отвращения больше чем евреи... Не пьют!!! Не воруют! Не врут! Не матерятся даже, гады...
Отработал я на 20 местах 27 лет -и за всю жизнь только одна дева сказала мне "какой ты хороший..." -после 3 минут разговора со мной в кладовке цеха... И та оказалась еврейкой... Возрастом, заметьте, 21 год всего... И она же через неделю увяла от моего желания к более сердечным отношениям за пределами завода... Среди девок старше 24 лет за всю жизнь я ни одну не отметил как имеющую ум и сердечность...
Если старуха в 45 лет не похожа на старую леди -значит она всю жизнь была свинья из толпы дур... ==
Пагубно, когда национальность в безграничном самомнении и корыстном самоутверждении мнит себя Вселенной и никого и ничего не допускает рядом с собой. Таково направление германского национализма. Но плодоносно, когда национальность творческими усилиями раскрывает в себе вселенское, не обезличивая своего индивидуально-неповторяемого образа, но вознося его до значения всечеловеческого. Национальность не может претендовать на исключительность и универсальность, она допускает другие национальные индивидуальности и вступает с ними в общение. Национальность входит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место, она иерархически соподчинена человечеству и космосу. И необходимо строго различать национализм и мессианизм.
Мессианизм принадлежит к совершенно другому духовному порядку. Мессианизм относится к национализму, как второе рождение мистиков относится к первому природному рождению. Национальное бытие есть природное бытие, за которое необходимо бороться, которое необходимо раскрывать и развивать. Но мессианское призвание лежит уже вне линии природного процесса развития, это - блеск молнии с неба, божественный огонь, в котором сгорает всякое земное устроение. Благоразумного мессианизма, хорошо устраивающего земные дела, быть не может.
== Юлия Латынина в двухтомнике о Христе и христианстве указывает, что еврейский мессианизм пришел в итоге к зилотизму, когда террористы нещадно вырезали своих единоплеменников за то что те "не соблюдают строго каноны нашей веры". Но закончилось всё это идиотским восстанием зилотов в 67 году. После чего у евреев не осталось ни государства, ни столицы, ни Храма как основы "единственно правильной веры" у зилотов.
Никому не кажется, что вообще всегда и во все времена в жизни любые крайности, особенно идеологические и государственно-самодурские, в конечном итоге завершаются своеобразным сумасшествием среди лиц принадлежащих к партии, группе, социуму которые воображали, что с ходом десятилетий эти крайности наконец приведут к установлению "настоящего порядка"? ==
В мессианском сознании всегда есть исступленное обращение к чудесному, к катастрофическому разрыву в природном порядке, к абсолютному и конечному. Национализм же есть пребывание в природно-относительном, в историческом развитии. Национализм и мессианизм нимало не отрицают друг друга, так как находятся в разных порядках. Национализм может лишь утверждать и развивать то природно-историческое народное бытие, в глубине которого может загореться мессианская идея, как молния, сходящая с духовного неба.
Но возможно допустить подмены мессианизма национализмом, выдавания явления этого мира за явление мира иного. Очистительная и творческая национальная работа может лишь уготовлять вместилище для мессианской идеи. Но сама мессианская идея идет из иного мира, и стихия ее - стихия огня, а не земли.
== То есть мессианское сознание возможно только у людей готовых за свои мнения даже на зону залететь. Или в советское время -в психушку.
Если уж вспоминать про советское время, то особенно мера бандитской подлости массы людей этого времени видна из того, что через 30 лет "свободы" нигде не сообщают сколько же людей с 1957 по 1987 годы отсидели на зонах и в психушках. Одни -за то, что плохо думали о ситуации в государстве (от подлости, нет сомнения. А разве есть психиатрический диагноз "подлые навязчивые мысли о ситуации в государстве"?) Другие за то что читали какие-то "запрещенные книги"... (Никогда нигде не видел упоминания психической болезни "извращенная любовь к чтению книг").