(Опубликована в Серии "Антология мысли" (зелёная обложка, 2000г.
"ЭКСМО-ПРЕСС", Москва и др.)
Замечания читателя
Национализм и мессианизм
I
Национализм и мессианизм соприкасаются и смешиваются. Национализм в своем положительном утверждении, в моменты исключительного духовного подъема переливается в мессианизм. Так в Германии в начале XIX века духовный национальный подъем у Фихте переступил свои границы и превратился в германский мессианизм. И национализм славянофилов незаметно переходил в мессианизм. Но национализм и мессианизм глубоко противоположны по своей природе, по своему происхождению и задачам.
Противоположность националистических и мессианских стремлений всегда очень чувствовалась в России. Трудно было бы открыть мессианскую идею в национализме "Нового Времени" или наших думских националистов. Такого рода националистам всякий мессианизм со своим безумием и жертвенностью должен представляться не только враждебным, но и опасным. Националисты - трезвые, практичные люди, хорошо устраивающиеся на земле.
Национализм может быть укреплен на самой позитивной почве, и обосновать его можно биологически. Мессианизм же мыслим лишь на религиозной почве, и обосновать его можно лишь мистически. Возможно существование многих национализмов. Национализм в идее не претендует на универсальность, единственность и исключительность, хотя на практике легко может дойти до отрицания и истребления других национальностей.
== До явления миру Гитлера оставалось 23 года... А есть ли возможность обосновать возможность "многих мессианизмов" в конкретной стране? Мессианизм через каких людей выражается? Через "пророков о близком или отдалённом будущем". И у каждого пророка -своё мнение? Если все пророки говорят одинаково -это уже агитаторы и пропагандисты.
Когда о будущем говорят агитаторы и пропагандисты -чем они в сущности отличаются от пророков или от отдельного пророка?
Пророк -это человек в котором происходит движение творческого духа, живая работа ума и горение личных эмоций. В быту некоторым аналогом пророчества является когда мы в состоянии раздражения высказываемся или ругаем что-то или кого-то...
Агитаторы и пропагандисты это попугаи, они производят словесный шум, их мозги во времени не расширяют рамки понимания о чём они говорят и чувства у них отсутствуют и примерно после 12 "выступлений" у них появляется чувство скучной обязанности снова говорить о том же.
Но если пророк сегодня сказал то, что никто до него не говорил, а завтра начнёт только повторять сказанное вчера, то будет ли он пророком? Если узнав мнение пророка я начну повторять другим людям -я уже агитатор и пропагандист. А мнение пророка остаётся пророчеством.
Если в некоем центре группу людей подготовят для агитации и пропаганды, то чем отличается от пророчества содержание мнений у агитаторов и пропагандистов? ==
Но по природе своей национализм партикулярен, он всегда частный, сами его отрицания и истребления так же мало претендуют на вселенскость, как биологическая борьба индивидуальностей в мире животном. Мессианизм не терпит сосуществования, он - единственный, всегда вселенский по своему притязанию. Но мессианизм никогда не отрицает и биологически не истребляет другие национальности, он их спасает, подчиняет своей вселенской идее.
Религиозные корни мессианизма - в мессианском сознании еврейского народа, в его сознании себя избранным народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля. Древнееврейский мессианизм - исключительный, прикованный к одной национальности и извергающий все другие национальности. В еврейском мессианизме нет еще идеи всечеловечности. Для христианства уже нет различия между эллином и иудеем. Еврейский мессианизм невозможен в христианском мире.
С явлением Христа-Мессии религиозная миссия еврейского народа кончилась и кончился еврейский мессианизм. В мире христианском недопустима уже яростная религиозно-национальная ненависть. Она возможна лишь как факт биологический, а не факт религиозный. Царство Израиля в христианском мире есть царство всечеловеческое. Христианство нимало не отрицает рас и национальностей, как природных, духовно-биологических индивидуальностей. Но христианство есть религия спасения и избавления всего человечества и всего мира.
== Что на самом деле есть христианство рассказала Юлия Латынина в двухтомнике (возможно будет третий том...) "Иисус. Историческое расследование." В книге озвучены факты и документы ставшие известными после 1930 года. И не опубликованные на русском языке.
Христианство начиналось как огромная банда террористов -зилотов. Деятельность которых привела к разрушению Храма и города и разброду евреев по всему миру -уничтожению еврейского государства...).
Но если бы не возникло христианства которое от терроризма перешло к пропаганде любви и мира - мыслящие люди мира за прошлые 2000 лет пришли бы к тем моральным концепциям которые выработало христианство? В христианстве эта работа по его необходимости шла намного активнее чем в сообществе учёных. До 17 века, до появления атеизма, христианство было потёмками мракобесия инквизиторов местечковых (а не какого-то "центрального комитета инквизиции")...
Самоочевидно, что и в христианстве были как плюсы, так и минусы, которые имеются всегда, во всём и повсюду... Означает ли это что каким-то чудным образом бредовый терроризм зилотов мог превратиться в нечто священное выраженное Новым Заветом?
Естественная природная "смена качества" в концепции зилотов, растворение духа и организации зилотов в песке рассеяния евреев и решете веков не предполагает возможности что данное учение приобрело атрибуты священного духа свыше.
Христос не воскресал. Иоанн Креститель после распятия Христа прожил 30 лет. Братишка Христа, главарь зилотов Израиля, устроив восстание в Иерусалиме погубил еврейское государство, Храм и город... Христианская церковь самое меньшее до 15 века занималась систематическим уничтожением подлинных документов под предлогом что это "документы язычников одержимых дьяволом"...
Книги написанные после 1910 года, на которые опирается Юлия Латынина, не только Латыниной дают прекрасную возможность "реконструции истории и прояснения сущности христианства". Эту же возможность имеют католики и протестанты. (У Русской Православной Церкви в ближайшие 120 лет умственный потенциал будет равен нулю, ей не доведётся сделать хоть какую-то работу на ниве "реконструкции, переосмысления и уточнения".
А про остальные Православные церкви мы узнаем не раньше 2070 года. Потому что в книжных лавках Русской Православной Церкви начисто отсутствуют духовные труды остальных Православных Церквей созданные после 1920 года. Стало быть таких трудов там нет... )
Вполне может оказаться, что в книжных лавках Русской Православной Церкви имеются в наличии всего 5% духовных трудов из числа созданных остальными Православными Церквями. И может оказаться, что духовные труды всех Православных Церквей за последние 300 лет составляют не больше 7% от духовных трудов Католической Церкви... Есть ещё и духовные труды Протестантских Церквей -предположительно составляющие до 70% от количества у Католической Церкви. В этом случае духовные труды Православных Церквей могут ужаться даже до 2%... Православные светильники истинной мысли это?! ==
Христос пришел для всех и для вся. И хотя невозможен в христианском человечестве исключительный национальный мессианизм, отрицающий саму идею человечества, мессианизм ветхозаветный, но возможен преображенный новозаветный мессианизм, исходящий от явления Мессии всему человечеству и всему миру. В христианском человечестве мессианское сознание может быть обращено лишь вперед, лишь к Христу Грядущему, ибо по существу это сознание - пророческое. И чисто религиозный, чисто христианский мессианизм всегда приобретает апокалиптическую окраску.
Христианский народ может сознать себя народом богоносным, христианским, народом-Мессией среди народов, может ощутить свое особое религиозное призвание для разрешения судеб мировой истории, нимало не отрицая этим другие христианские народы. Мессианизм русский, если выделить в нем стихию чисто мессианскую, по преимуществу апокалиптический, обращенный к явлению Христа Грядущего и его антипода - антихриста. Это было в нашем расколе, в мистическом сектантстве и у такого русского национального гения, как Достоевский, и этим окрашены наши религиозно-философские искания.
== В 1910 году Россия была полна фанатичными богомольными дураками. Когда Иоанн Кронштадский отправился в народную гущу и где-то в селе совершив богослужение сел на пароходик и поплыл дальше - тысячи (!!..) людей несколько километров бежали за пароходиком по берегу (вытаптывая на чужой земле чужие сенокосы и посевы...).
А в чем же в эти же годы проявился разумный "мессианизм" образованных людей России?! Ведь теоретически "мессианского духа и поведения" граждан среди образованных людей России должно было обнаружиться хотя бы по 15 на каждую сотню... А на деле их на всю Россию было -Бердяев и 3-5 его знакомых с которыми он мог поговорить на эту тему...
Если духовно образованному человеку нет возможности вдумчиво поговорить о Боге с вами -значит вы не христианин с мыслями в голове и чувствами в душе, а ещё один баран из стада баранов...==