(Опубликована в Серии "Антология мысли" (зелёная обложка, 2000г.
"ЭКСМО-ПРЕСС", Москва и др.)
Замечания читателя
Действие этого иррационального начала создает непредвиденное и неожиданное в нашей политике, превращает нашу историю в фантастику, в неправдоподобный роман. Что в основе нашей государственной политики лежат не государственный разум и смысл, а нечто иррациональное и фантастическое, - это особенно остро чувствуется в последнее время.
== Помня, что это написано в 1915 году что мы должны сказать о российской власти в 2020 году? И что же за 100 лет могло в научном смысле измениться в притоне бандитов которые прежде всего дураки набитые соломой?
И революция не имеет права поголовно вырезать всех дураков которые изображали "власть" больше 6 месяцев? Начиная с обнаглевших баб которые в качестве "деревенской власти" ничего не стеснялись в своей деревне? То, что деревенские дураки десятилетиями терпели таких баб никого не оправдывает.
И с учётом вклада который в безобразия России внесли своим тупым молчанием дуры всех возрастов самоочевидно, что баб в России нужно запихать обратно в рамки неравноправия по законам Российской Империи 1870 года... Думаете эти бабы в ответ побегут строить баррикады? ==
Иррациональное начало все перемешивает и создает самые фантастические соотношения. Правое, консервативное, даже реакционное московское дворянство ставится в положение оппозиционное и принуждено прибегать к действиям демонстративным. Единственный общественный слой, который мог быть опорой старой власти, ускользает из-под ее ног. Даже московская духовная академия, столь привыкшая к раболепству, демонстративно выражает свой испуг за судьбу святой церкви, подавленной темными влияниями. Настоящий консерватизм, настоящая церковность содрогаются от власти темной стихии над русским государством и русской церковью.
== Это вызвано деятельностью Распутина. ==
Интересно было назначение А. Д. Самарина обер-прокурором святейшего синода. С этим назначением подлинные православные связывали надежды на то, что будет отстаиваться независимость церкви и будут сделаны шаги к обновлению церкви. То были консервативные надежды, надежды искренних, идейных церковных консерваторов, которых приводило в отчаяние разрушение церковной жизни, господство над нею темных сил. Тяжело было смотреть верующему православному на рабскую зависимость церковной политики от посторонних влияний, чуждых внутренней святыне церкви.
Недолго пробыл г. Самарин у власти, и отставка его еще интереснее, чем его назначение. А. Д. Самарин - правый, консерватор-церковник. Отставка его не могла быть результатом столкновения с правой и даже реакционной политикой. Он, по всей вероятности, и сам не чужд реставрационных тенденций, и вдохновляющие его идеалы обращены назад, а не вперед. Но А. Д. Самарин столкнулся с темным, иррациональным началом в церковной жизни, в точке скрепления церкви и государства, с влияниями, которые не могут быть даже названы реакционными, так как для них нет никакого разумного имени.
== Мог бы Бердяев тогда с чистой совестью перечислить от 3 до 43 "подходящих названий для ситуации". И разве совсем бесполезно попытаться разобраться в церковно-государственой ситуации 1915 года через 100 лет? ==
Как убежденный церковный человек и как человек чести, г. Самарин не мог перенести сервилизма. Он должен был оказаться в оппозиции, в качестве правого и консерватора, крепкого православного и церковника. Государство в опасности - это вызывает в нас патриотическую тревогу. Но и церковь в опасности. Это вызывает тревогу религиозную. Положение России небывало трагическое.
Она должна одолеть не только внешнего врага, но и внутреннее темное начало. Трудно даже сказать, что сейчас происходит планомерная реакция. Это - не реакция, а опьяненное разложение. Даже сколько-нибудь осмысленные реакционеры против того, что происходит. Правые все-таки могут признавать государственный разум, овладение темными стихиями. А. Д. Самарин, по-видимому, и является разумным, осмысленным правым, довольно трезвым, даже слишком трезвым. Он, вероятно, боится всякого слишком иррационального начала. И его разумная и трезвая правость, его рационалистическое славянофильство столкнулись лицом к лицу со скрытой силой безумной и опьяненной, с темным вином русской земли. Разумный, культурный консерватизм бессилен в России, не им вдохновляется русская власть.
== Но если начать разборку вопроса о русской власти с факта что перед нами "разновидность толпы" состоящей из 500 высших лиц власти, среди которых половина сбилась в 3-8 "групп общего интереса", а другая половина болтается во все стороны между этими группами, то кое-что о власти можно понять...
То что мы видим в толпе депутатов любого парламента любой страны имеется и в любой "устойчивой" толпе.
Оцените две ситуации.
Первая. Высшие 2000 чиновников государства завелись в России год назад. Сегодня у каждого из них максимум 50 знакомых, а после 2 лет деятельности будет максимум 120 знакомых у каждого.
Вторая. У этих высших чиновников от 3 до 7 знакомых уже в школьные годы, уже в детские годы они были знакомы с 2-5 высшими лицами власти, после 25 лет работы у каждого из них под 1200 знакомых среди 2000 высших лиц власти.
Разница огромная? Перед нами готовая потенциальная бандомафия?
В условиях России нет проблем создать ситуацию, чтобы никто и никогда не находился у власти любого уровня более 7 лет даже в качестве заместителя более высшего чиновника.
Если среди высших 50 000 чиновников 90% кормятся на своих местечках свыше 20 лет, то может перед нами "неформальная партия чиновников"? А признать эту ситуацию существованием "неформальной организованной бандгруппы чиновников" почему же нельзя? Разве истошный воплёж "не согласных чиновников при кормушках" может иметь значение в таком важнейшем деле? ==
И только беспредельная приспособляемость русской бюрократии, ее рабья готовность служить чему угодно может ладить с темными влияниями. Русская бюрократия есть корректив русской темной иррациональности, ее рассудочно-деловое дополнение, без которого эта русская стихия окончательно бы погибла. Бюрократия умеряет иррациональное начало и, приспособляясь к темной стихии, устраивает для нее дела мира сего. И у нас фактически сочетается сухой, рассудочный петроградский бюрократизм со скрывающейся за властью темной, иррациональной, пьяной силой.
II
Самое правое, консервативное направление может защищать известный тип культуры. В самом консервативном типе культуры темная стихия проходит через работу и преодоление человеческого духа и сознания. Но и в России почти нет такого культурного консерватизма. Русская реакция по существу всегда враждебна всякой культуре, всякому сознанию, всякой духовности, за ней всегда стоит что-то темно-стихийное, хаотическое, дикое, пьяное. Реакция всегда у нас есть оргия, лишь внешне прикрытая бюрократией, одетой в европейские сюртуки и фраки.
В России есть трагическое столкновение культуры с темной стихией. В русской земле, в русском народе есть темная, в дурном смысле иррациональная, непросветленная и не поддающаяся просветлению стихия. Как бы далеко ни заходило просветление и подчинение культуре русской земли, всегда остается осадок, с которым ничего нельзя поделать. В народной жизни эта особенная стихия нашла себе яркое, я бы даже сказал, гениальное выражение в хлыстовстве.
В этой стихии есть темное вино, есть что-то пьянящее и оргийное, и кто отведал этого вина, тому трудно уйти из атмосферы, им создаваемой. Хлыстовство очень глубокое явление, и оно шире секты, носящей это наименование. Хлыстовство, как начало стихийной оргийности, есть и в нашей церковной жизни. Всякая опьяненность первозданной стихией русской земли имеет хлыстовской уклон.
== Сколько хлыстовцев было в 1915 году? В самом ли деле столько, что Бердяев их тут упоминает обоснованно, что невольно наводит на впечатление что это была очень серьёзная церковная сила? И сколько их осталось в 2020 году? ==
В самой хлыстовской секте меньше этой непросветимой темы, чем в неоформленных и не концентрированных стихийных народных переживаниях. В мистической жажде хлыстов есть своя правда, указывающая на неутоленность официальной церковной религией. В русской литературе гениальное художественное воспроизведение эта стихия нашла в романе А. Белого "Серебряный голубь". А. Белый художественно прозрел в русском народе страстную мистическую стихию, которая была закрыта для старых русских писателей, создавших традиционно народническое представление о народе. Этой стихии не чувствовали и славянофилы, не чувствовал и Л. Толстой. Только Достоевский знал ее, но открывал ее не в жизни народа, а в жизни интеллигенции.
== Имя этой стихии -обнаглевшая глупость хамства. В русском народе никогда не было ничего кроме страстного желания напиться. ==
Эта темная русская стихия реакционна в самом глубоком смысле слова. В ней есть вечные мистические реакции против всякой культуры, против личного начала, против прав и достоинства личности, против всяких ценностей.
== Против всего, чего не даётся глупым людям толпы и учёным дуракам из ВУЗов. ==
Эта погруженность в стихию русской земли, эта опьяненность стихией, оргийное ее переживание не совместимы ни с какой культурой ценностей, ни с каким самосознанием личности. Тут антагонизм непримиримый. Всякое идеализирование нередко у нас принимает форму упоенности русским бытом, теплом самой русской грязи и сопровождается враждой ко всякому восхождению.
== "Теплом русской грязи..."!!... ==