Э. Сведенборг был одним из величайших мистиков. Он был мистиком христианским. Но мистика Сведенборга была внецерковная, она выросла на почве протестантизма. И вот сознание великого ясновидца, подлинного мистика оказывается пораженным рационалистической ограниченностью. Сведенборг не в силах постигнуть тайну Троичности Божества, Троичность представляется ему трехбожием; он все говорит, что Христос есть единственный Бог, что Бог - человек, что Троичность находится внутри Христа, как Его свойство.
Рационалистическое отношение Сведенборга к тайне Троичности есть результат слабости его церковного сознания. Также рационалистично отношение Сведенборга к святым, иконам и мн. др. Другой мистик протестантского типа Юнг Штиллинг в своем толковании на Апокалипсис впадает в смешной провинциализм и видит Жену, облеченную в солнце, лишь в богемо-моравской церкви.
Мистика всегда рационалистически ограниченна, если она нецерковна. Только церковное сознание неподвластно малому разуму, церковное сознание и есть Божественный Разум. Все нецерковные мистические движения, разобщенные с вселенским сознанием и вселенским смыслом истории, отличаются бесплодием, все они чахнут и, в лучшем случае, имеют значение симптоматическое, подготовительное, переходное или исключительно индивидуальное. Даже мистик такой силы и таких прозрений, как Сведенборг, оставил сравнительно мало творческих следов в истории.
== Все Церкви, конфессии и секты, которые в 2020 году понятия не имеют "о чём думать? Какие есть у нас духовные проблемы?! Нет никаких проблем!" -это безусловно антихристианские, сатанинские сборища людей тупейших и глупейших среди людей своего времени.
Утверждая, что у них проблем нет, они утверждают, что за прошлые 150 лет у них ничего не изменилось... То что фактически мёртвое не изменится ни в чём даже за 700 лет...
Христианин однозначно стремится быть в числе 10% самых просвещенных людей своего прихода, если не всей территории на 250 километров вокруг... ==
В России в начале XIX века было довольно сильное мистическое движение, много было мистических кружков, была обширная мистическая литература, переводная и оригинальная. С трудом можно найти следы этой мистики в русской литературе и русском самосознании XIX века. Образовалась ли у нас мистическая традиция и преемственность? Этой традиции и преемственности нет, мистическая нить порвалась. Это должно было бы быть предостережением для русского мистического движения начала XX века. Мы ведь никогда не вспоминаем мистиков Александровской эпохи. Как бы и нас не забыли потомки.
Чем объяснить неудачу русской мистики начала XIX века? Объяснить это можно только отсутствием в мистике той эпохи церковных и национальных корней. В мистике эпохи Александра I-го было слишком много заносного, переводного, не воспринятого душою народной, не связанного с судьбой народной. Только церковное сознание связывает мистику индивидуальную с исторической судьбой народа. Мистика же того времени была лишена церковного сознания. И современная русская мистика слишком часто лишена церковных и национальных корней, она только разрыхляет почву для загорающегося нового религиозного сознания.
То же роковое бесплодие грозит и мистике оккультической - этой моде, а может быть и силе, завтрашнего дня. Вопрос об оккультизме очень сложен и имеет много сторон, которых здесь касаться я не могу. Но оккультическая мистика, поскольку она отсечена от церковного сознания и не связана с сознанием национальным, исторически бесплодна и легко вырождается в шарлатанство.
== За 110 лет она превратилась даже в предание о массовом шарлатанстве... ==
Оккультические кружки, оторванные от правды Вселенской Церкви, не служащие исторической судьбе народов, варящиеся в собственном соку, мельчают и вырождаются. Существует дурной психологический тип оккультиста, как и тип сектанта. Для типа этого характерно отсутствие духовного смирения и неспособность к универсализму, определяющему всему свое место в мировой иерархии. В этом типе психологически неприятно - признание себя центром вселенной, а в отношении к другим людям - метод лести и взвинчивания, которым собираются сливки человечества.
== То есть никогда на сборищах оккультистов мы не увидим, что там не менее половины участников -дворники и сантехники... Никогда сборище оккультистов не возникнет больше чем в 3 населенных пунктах где меньше 250 тысяч жителей...
В России до сих пор никто толком не знает, чем отличаются друг от друга социумы в населённых пунктах где 5 -10 -20 -40 -100 -250 -500 -1,5 млн. -3 млн. -больше 6 млн. жителей... А отличия существенные, если проследить их действие на население там в масштабах более 50 лет? ==
Оккультически-сектантский тип потому с таким трудом принимает вселенски-церковное сознание, что чувствует себя генералом в искусственно приподнятой атмосфере и не может совершить тот подвиг самоотречения, после которого из генерала превращается в солдата или простого офицера в реальной жизни церкви. Тут спор не догматический, а психологический и словами почти невыразимый.
== И яростная неготовность "генералов" отправиться из областных центров или из Кремля на 5 лет в райцентры на должности третьего заместителя второго заместителя местного органа власти -является главным стимулом всеобщего прогнивания российской власти.
В райцентрах сразу обнаружится, что они кабинетные дураки, а не люди, знающие реальное дело и способные к работе... Неужели после работы в Кремле работа в райцентре на 70 тысяч жителей района площадью 45 х60 километров -потребует 5 лет переучивания?
Писание бумажек в канцеляриях Кремля -это работа знающих людей? Ну и до чего эти "знающие люди" довели в России систему суда и прокуратуры, которая уже 90 лет является системой массовой фабрикации надуманных дел? А ведь в Кремле каждый год получают под 50 тысяч жалоб и заявлений на российскую правоохренку?
Если бы в Кремле сидела лютая банда, то чем именно была бы хуже правоохренка России? ==
Нельзя отрицать сферы оккультного, но оккультные знания и оккультная практика могут служить разным богам, могут быть бытием, а могут оказаться и небытием. Оккультизм обычно вырастает не на отношении к Божеству, а на отношении к людям и к естеству.
== И у оккультного сознания могут быть десятки форм и разновидностей. Отрыв правительства от реальности, который наблюдается свыше трёх лет -главный признак, что в головах 5000 высших лиц власти установилась психиатрическая неадекватность характерная для оккультного сознания... ==
Только вселенское церковное сознание обращает все на службу Единому Богу, Господу нашему, и все связывает с судьбами историческими. Спасти от бесплодия и вырождения современную мистику можно только радикальным осознанием той истины, что мистика религиозная и церковная выше и полнее мистики нерелигиозной и нецерковной. Церковное сознание всегда полнее сознания сектантского и еретического, в Церкви всегда больше, а не меньше, чем в сектантско-еретической мистике. В Церкви заложена вся полнота бытия, в сознании церковном заключены все частичные истины сект и ересей, оккультных школ и теософических учений. В Церкви - полнота гнозиса.
Безумно думать, что какая-нибудь оккультная школа или мистическая секта могут быть больше Церкви, знать больше, чем Церковь знает.
== На одной стороне -свободные или не свободные мнения, скажем, 300 тысяч христиан Москвы, высказанные во время публичной дискуссии. На другой стороне -мнения 700 или даже 3000 оккультистов Москвы, которые там толкутся в 10 или 80 кружках. Два "общественных сознания". Ну и как оккультисты докажут, что их общественное сознание так же полноценно, как церковное?
Все эти приходы в Москве существуют столетиями. А что останется от кружка оккультистов уже через 50 лет -никому не ведомо. А когда этот кружок доковыляет до своего 50-летия -что там смогут рассказать о своей "духовной истории" за прошлые 50 лет?!
За 50 лет через кружок пройдут 7000 человек, но только 120 человек в нём продержатся больше 15 лет -это надо учитывать при оценке явления? ==
Вне церковного сознания всегда остается власть эволюционного натурализма, не ведающего свободы, хотя бы и расширенного до других планетных миров. Всякая оккультная школа направлена лишь на частное, преследует лишь частные цели, подобно отдельным монашеским орденам или отдельным областям знания; когда же мнит себя всем, т. е. Церковью, тогда впадает в демонический рационализм и вырождается в шарлатанизм. В оккультизме нет духа пророческого. Только Церковь - всё, только в Церкви - все. Но Церковь - душа мира, земля, соединившаяся с Христом-Логосом. Церковь не есть учреждение, не есть быт, не есть духовенство, не есть внешняя церковность. Только мистическое сознание воспринимает Церковь, только в Боге постигается Бог.
== И среди христиан России после 1917 года за 95 лет не было и 100 людей "при Боге". Тупые церковные фанатики на приходах или очумелые епископы это не люди от Бога. ==
Наше будущее зависит от усиления мистики церковной, связанной с историей, с мировым процессом. Творческое значение имеет ныне лишь та мистика, которая связана с временами и сроками всемирной истории, воспринимает смысл истории и предчувствует конец истории. Все значение мистики нашей эпохи в том, что она не может ограничиться индивидуальным, субъективным Апокалипсисом, в ней неизбежен Апокалипсис объективный, всемирно-исторический. Все влечет к пределам, к окончательным выявлениям, к концу.