Чтобы по меньшей мере составить представление о том, сколь ненадежен, надбавлен, побочен "смысл" наказания и каким образом одна и та же процедура может использоваться, толковаться, подготавливаться в принципиально различных целях, здесь будет дана схема, которая сама предстает мне на основании сравнительно малого и случайного материала.
Наказание как обезвреживание, как предотвращение дальнейшего урона. Наказание как возмещение в какой-либо форме убытка потерпевшему (даже в виде компенсации через аффект).
Наказание как средство изоляции того, что нарушает равновесие, во избежание распространяющегося беспокойства.
Наказание как устрашение со стороны тех, кто назначает наказание и проводит его в исполнение.
Наказание как своего рода компенсация нажив, услаждавших дотоле преступника (например, когда он используется в качестве раба на рудниках).
Наказание как браковка выродившегося элемента (при случае целой ветви, как это предписывает китайское право; стало быть как средство сохранения чистоты расы или поддержания социального типа). Из примечания: Источник Ницше: Kohler I. Das chinesishe Strafrecht. Ein Beitrag zur Universalgeshichte des Strafrechts. Wurzburg, 1886 см. стр. 788
--- Имейте в виду, что в Wurzburg над "u" стоят две точки, которых нет на клавиатурах... -это немецкое "ю"...---
== Во времена Ницше в китайском праве была норма, согласно которой принимались какие-то меры, чтобы у явного сумасшедшего и его родственников не было потомков? И сегодня мы сможем что-то узнать об этом элементе в праве Китая до 20 века? ==
Наказание как праздник, именно, как акт насилия и надругательства над поверженным наконец врагом.
Наказание как вколачивание памяти; тому, кто подвергается наказанию -это называется "исправлением", либо свидетелям казни.
Наказание как уплата своего рода гонорара, оговоренного со стороны власти, которая оберегает злодея от излишеств мести.
Наказание как компромисс с естественным состоянием мести, покуда последняя отстаивается еще могущественными родовыми кланами и притязает на привилегии.
Наказание как объявление войны и военная мера против врага мира, закона, порядка, начальства, с которым борются как с опасным для общины существом, как с нарушителем предпосланного общиною договора, как с неким смутьяном, изменником и клятвопреступником, борются всеми средствами, сродными как раз войне. -
14
Этот список наверняка не полон; очевидно, что наказание перегружено выгодами всякого рода. Тем живее следовало бы вычесть из него "мнимую" выгоду, которая -разумеется, в популярном восприятии -слывет существеннейшей его выгодой, -вера в наказание, расшатанная нынче в силу множества оснований, именно в названной выгоде находит все еще сильнейшую для себя опору.
Наказанию вменяют в заслугу то, что оно пробуждает в виновном "чувство вины", в нем ищут доподлинный instrumentum той душевной реакции, которая именуется "нечистой совестью", "угрызениями совести". Но тем самым грешат против действительности и психологии даже по меркам сегодняшнего дня; молчу уж о всем историческом и доисторическом прошлом человека!
Настоящие угрызения совести -нечто в высшей степени редкое как раз среди преступников и каторжников; тюрьмы, исправительные дома "не" инкубаторы для благоприятного разведения этого вида гложущего червя -в этом сходятся все добросовестные наблюдатели, которые во многих случаях крайне неохотно и вопреки собственным желаниям решаются на подобное суждение.
По-большому счету наказание закаляет и охлаждает; оно концентрирует; оно обостряет чувство отчуждения; оно усиливает сопротивляемость. Если случается, что оно надламывает энергию и приводит к жалкой прострации и самоуничижению, то наверняка такой результат менее отраден, нежели средний эффект наказания с характерной для него сухой и мрачной серьезностью.
Подумав же о "предшествовавших" человеческой истории тысячелетиях, можно сказать без колебаний, что развитие чувства вины сильнее всего было "заторможено" именно наказанием, --- по крайней мере в случае тех жертв, на которых распространялась карательная власть.
Не будем в особенности недооценивать того, что самим зрелищем судебных и экзекутивных процедур преступник лишается возможности ощутить "саму" предосудительность своего поступка, своего образа действий: ибо совершенно аналогичный образ действий видит он поставленным на службу правосудию, где это санкционируктся и чинится без малейшего зазора совести, -стало быть, шпионаж, коварство, взяточничество, ловушки, все крючкотворное и продувное искусство полицейских и прокурорских чинов, затем основательный, не смягченный даже аффектом грабеж, насилие, глумление, арест, пытки, умерщвление, как это и запечатлено в различных видах наказания, - в итоге целый ряд процедур, нисколько не отвергаемых и не осуждаемых его судьями "по существу", но лишь в известном практическом отношении и применении.
"Нечистая совесть", это самое жуткое и самое интересное растение нашей земной флоры, произросла "не" на этой почве -по существу, "ничто" в сознании судящих, самих наказующих в течение длительнейшего периода времени не свидетельствовало о том, что приходится иметь дело с "виновным".
== В России после 1917 года был явлен пример массового отсутствия "нечистой совести" как у почти 700 000 прокуроров и судей (считая с 1922 года), так и у нескольких миллионов человек в достаточной мере знавших детали заведомо сфабрикованных судебных дел... ==
Речь шла просто о зачинщике зла, о каком-то безответственном осколке рока. И тот, на кого впоследствии, опять же как осколок рока, падало наказание, не испытывал при этом иной "внутренней муки", чем в случаях, скажем, внезапной, непредвиденной напасти, ужасного природного бедствия, срывающейся и раздавливающей каменной глыбы, с чем уже и вовсе нельзя бороться. **