Аннотация: Закон? У каждого властителя свои законы. Но, если ты не марионетка...
ELINGUIS
- давший обет молчания -
Ночью железнодорожную станцию освещают несколько высоко задранных мощных фонарей. Правда, толку от этого немного - в тени вагонов хоть глаз коли. Товарные составы, погромыхивая, повизгивая на повороте, не торопясь, занимали отведённые диспетчером пути. Время от времени что-то невнятно хрипели динамики громкоговорящей связи. Обычная ночная смена на товарной станции. Но и привычному человеку малоприятно наблюдать в непосредственной близости, практически перед носом, движущегося в темноте членистого монстра, особенно если попал между двумя набирающими ход составами.
Мигает курсор, и набирается строка текста привычным шрифтом 'Times New Roman': 'Станция... чёрт его знает, какая станция... Темно!'
Два полусонных бойца железнодорожной охраны переругивались на междупутье, перекрикивая лязг и скрежет вагонов.
- Ну и чо нужно? Чо за спешка?
- Передали, что подсел кто-то на энтот состав.
- Всё террористов ловят, совсем там... - окончание фразы более молодого охранника перекрыл прощальный визг последнего вагона.
- Да, тут не убережёшься.
- А чего у нас взрывать-то, само всё скоро рухнет. Бомж, небось, покататься сел и спрыгнул, небось, уже давно.
- Бомж не бомж, спрыгнул не спрыгнул... Сказали проверить. Пошли.
- Награду хочешь получить? Посмертно! Гы-гы.
- Типун тебе... в каво вы такие?
Охранники неторопливо и без особого рвения тронулись к составу, останавливающемуся на следующем пути. Рация у бойца солидного возраста что-то невнятно прохрипела.
- Да тут мы уже, Михалыч, тут! - ответил неведомому начальнику караула старший.
Напарники, закурив, не спеша пошли вдоль поезда, изредка посвечивая фонариками на платформы и тормозные площадки.
Крупно набирается название фильма: 'ELINGUIS'. Электронный женский голос программы переводчика с расстановкой, назидательно выговаривает: 'elinguis'. Ниже названия фильма набирается пояснение: 'обрекший себя на безмолвие, давший обет молчания'. Затем курсор стирает первый вариант толкования и остаётся: 'давший обет молчания'.
Почти неуловимо быстро мелькает непонятное белое лицо или маска. Времени недостаточно для того, чтобы разглядеть, но достаточно, чтобы закралось некоторое беспокойство...
В сумерках товарный поезд замедлил ход перед семафором. Чья-то неясная фигура в хвосте поезда выглянула с тормозной площадки и, оценив ситуацию, аккуратно спрыгнула на насыпь.
Набирается строка текста: 'Часом раньше...'
Видеть этого никто не мог, поскольку никого и не было рядом. Отряхнувшись, человек - может, и рыбак - пошёл в сторону темнеющего невдалеке леса.
Луна лениво посматривала сверху и светить во всю силу никак не желала. Бывают и у Луны такие периоды. Впрочем, спрыгнувшему это было кстати. Он решительно скрылся в тёмных зарослях, наверное, знал эти места. Где-то ухнула встревоженная сова и сорвалась с места, хлопая крыльями. Мужчина замер. Нет, он не испугался, а как-то насторожился, стараясь не шевелиться. Ничего не произошло, и он тронулся дальше.
Опять мелькнуло белое лицо, но теперь можно успеть заметить на нём неприятную ухмылку.
И птички пели, и травка зеленела, и ручеёк журчал, только человек оставался замкнут, напряжён - не до веселья ему было, не до красот. Шёл он напористо - не спешил, но и не прогуливался. С серьёзными, значит, намерениями.
Солнце забралось уже на самую макушку небосвода, настойчиво освещая оттуда все доступные поверхности: лес, речку, различные населённые и ненаселённые пункты. Ему сверху без особой разницы было что освещать, так... привычка.
В заброшенной деревне, на окраине леса, где и домов-то осталось 'раз-два и обчёлся', да и те нежилые, заросшие вишняком и сливой до полной изоляции от внешнего мира, появился пришелец.
Набирается строка текста: 'День следующий. Деревня... или село?.. Деревня!'
Только не из тех, про которых без конца болтают по телевизору, а обычный человек, состоявшийся уже, в себе уверенный, но чем-то сильно озабоченный. Пришёл он не со стороны дороги, по которой когда-то приезжал автобус, а из леса, по заросшей тропинке. Собаки не оповестили округу о его появлении привычной перекличкой между дворами, поскольку собак в деревне давно уже и не было - некому их было держать. Видно, пришелец был тут не в первый раз и пробирался путём известным, хоть и давно не хоженым, к известному ему месту - к этому крепкому дому под суриковой железной крышей. Вот и добрался. Пусть и не встречал никто радостно его здесь, а всё-таки родное место, значит, можно и вздохнуть полной грудью. По крепкой фигуре и рюкзаку легко догадаться, что это тот - спрыгнувший с поезда.
Рассохшийся порог старого дома всё ещё боролся с бурьяном. Только силы явно были неравные - трава, наглая и сочная, уже пробилась сквозь щели между досками. Новое - оно всегда тянется к свету, разрушая по пути старое, заслоняющее этот свет. А как иначе? Вся жизнь так. Краска на двери выгорела, полопалась, причудливо завернувшись местами, как шкурка кальмара после кипятка: давно уж не красили. Дверь была добротная, крепкая. Она ещё стойко охраняла имущество, хоть и остались от того большей частью одни воспоминания. А уж поржавевшие цепка с замком тем более сохраняли вид важно-надёжный, не желая сдаваться в борьбе со временем, хоть и протянулась наискосок колышимая ветерком паутина.
Серж выглядел весьма непрезентабельно: трёхдневная небритость украшала в городе, а здесь шла за рядовую неряшливость, даже запущенность. К тому же несколько потрёпанная одежда дополняла картину предполагаемого морального разложения. Впрочем, выправка, смелый, ясный взгляд не позволяли спутать преуспевающего столичного актёра с местным горьким пропойцей. Не было на его лице ни безысходности, ни безнадёжности.
Вот, наконец, небольшой привал в скитаниях - дедов дом, нет - дом прадеда. Не семейный замок, не фамильное дворянское гнездо, не родовое поместье, но дом реальный, привычный и не чужой.
Неизвестно зачем, скорее, просто 'для порядку', Серж подёргал замок. Убедившись в его стойкости и несговорчивости, он потянулся рукой в укромное место над дверью. Ключ лежал там, где ему и было положено. Правда, отвыкший от своего напарника замок не сразу его признал, некоторое время сопротивлялся, но, покапризничав, скрипнул и открылся. Нажав с детства знакомым движением курок кованой щеколды, Серж толкнул отвыкшую открываться дверь. 'На веранде было пыльно, но сухо - значит, не течёт крыша-то', - отметил с некоторой гордостью Сергей про себя, осматривая бегло потолок. Последний раз они с дедом на пару кровлю подправляли. Сенцы. Горница. В горнице тоже всё осталось по-старому: и гигантские подушки - монументальные творения бабушки, кружевные салфетки, домотканые половики. Да, всё как и было. Стёкла в окнах уцелели, следов мародёрства, а также прочих разрушений не наблюдалось. Значит, здесь пока не 'озоруют', не добрались ещё соотечественники.
Бросив свой тощий рюкзак на лавку в углу, Серж отправился во двор, захватив по пути в сенцах ведро с цепью. Только вот одной рукой пробить себе дорогу не получилось, пришлось оставить ведро на крыльце да заняться уничтожением бурьяна всерьёз. Здоровый вымахал, считай, с человеческий рост. Двор у деда обширный, поэтому первым делом был прочищен проход к колодцу, так сказать, к жизненно важному объекту. На совесть раньше всё делали. Серж с уважением похлопал по серьёзной конструкции колодезного сруба. Открыл крышку, заглянул. Внизу, в темноте, поблёскивала вода. Привычно бросив ведро вниз, он услышал знакомый всплеск. Теперь нужно приноровиться... Вот цепь, перебираемая сильными руками, потянулась на свет, а за ней показалось ведро, полное воды. С мусором, правда... Но мусор можно рукой смахнуть, а мелочь сдуть, насыпалось чепухи всякой, так ведь это же не водопровод с фильтрованной и хлорированной. Нет, вода колодезная - это вкусно, особенно если с утра не пил. Теперь можно умыться, ополоснуться по пояс. Серж сбросил майку на бурьян, до которого ещё не дошли руки.
На куче вырванной травы сидела невесть откуда взявшаяся жаба. Таких тут никогда не водилось. Здоровая, противная, нагло рассматривающая появившегося незнакомца. Продолжая по инерции движение, Серж плеснул в её сторону водой. Жаба недовольно немного отпрыгнула и опять уставилась на человека. Мелькнуло ухмыляющееся белое лицо. Проявившееся лицо Ирины было безжизненно серым. У Сержа перехватило дыхание. Он медленно отвернулся от неприятного земноводного, поднял над собой ведро. Перевернул его, окатив себя остатками воды. Жаба, лишённая внимания, разочарованно что-то пробурчала и удалилась. Ирина пошевелила губами.
Теперь база для размышлений и отдыха была. Двор, дом неспешно, размеренно приводились в порядок. Извлечены из дальнего угла за печью бабушкины запасы 'на случай войны': мыло, соль, спички с забавными теперь агитационными наклейками, даже зубной порошок, не найденные мышами брикеты гречневой крупы в старой кастрюле. Нет, это ещё не всё. Если забраться через лаз на чердак, то за стропилами найдётся холщовый мешочек с самосадом, да несколько пачек махорки, не бабушкиной, конечно. Это дед тут для просушки курево выкладывал, а газеты, помнится, в тумбочке были. Что тут? Вот ещё с Брежневым, пусть будет с Брежневым, а тут всё политбюро. Серж скрутил сразу парочку самокруток и вышел на крыльцо - в доме даже деду курить не дозволялось. Крепка махорочка после продолжительного воздержания, а в саду вон яблоки поспевают. Серж сходил за яблоками. Разложил их на верхней ступеньке и, усевшись рядом, закурил вторую 'козью ножку'.
- Здоров, Сергей Ляксев! - опёршись на палисадник, прищурился на него сосед через два двора дед Семён. - А моя бабка говорит: 'Пойди, глянь, кто там командует... может бедокурит кто'. А это, значит, ты тут порядок наводишь. Дело нужное. Позаросло всё. К нам и хлеб бросили возить. Это вот Забродины на огород приезжают, да и нам снабжение обеспечивают. Сам он в охране пристроился, чего охраняют - ума не дам.
Серж вёл себя странно: ни взглядом, ни словом, ни движением он не отреагировал на появление явно соскучившегося по общению деда.
- А так у нас не лазют по хатам-то - некому. Вон в Митрофановке всё тощут, только оставь, а до нас не добрались ишшо... Далековато, и дорога плоховата, считай, никакой. Ты ж там, в столице, обосновался? Сказал бы президенту, мол, совсем деревня на нет сошла. Раньше сколько вас тут мальцов бегало, спасу не было - все сады трещали, хоть у каждого в своём хватало, а теперь ничего никому не надь... Всё позарастало, да позасыхало.
Слушатель по-прежнему никак не реагировал на попытки его разговорить.
- Ну, ладноть, пойду дела управлять, - как будто вспомнив, заторопился дед Семён. - Вот и к нам с бабкой никто не едет. Занятые все! Особливо Петька. Ты ж его должон помнить, вместе ж фулиганили. Он теперь в начальниках, сюда ему, как бы и не с руки. Пока бабка чертей не всыплет по телехону. Он ей телехон на Пасху привёз. Ну дык... гусь - птица важная, пока пинка не дадут - не полетит.
Дед вздохнул и, отцепившись от штакетника, поплёлся, шаркая обрезанными валенками по заросшей травой тропинке в сторону своего дома. Серж затянулся, последней длинной затяжкой. Отбросил окурок в сторону. Нехорошо с дедом Семёном получилось. Стукнув кулаком по коленке, он упал спиной на крыльцо. В ясном небе плыли небольшие беленькие облачка. В принципе, обстановка была безмятежной, располагающей к отдыху на природе, продолжительным беседам с соседским дедом - типаж интересный, в работе бы пригодилось. Только не затем пришёл сюда лесом, избегая всяких встреч вообще, Серж. Небо было даже излишне чистое и яркое... не под настроение. Пришлось прикрыть глаза рукой. Вроде обдуманно всё, а опять приходится возвращаться, вновь прокручивать порядок действий. Как будто он готовился к новой роли, только здесь всё было по-настоящему: и жизнь, и страдания.
В зале почти современного столичного театра были заняты практически все места. Публика, как положено, подобралась разнообразная, прежних приличий с излишними условностями в одежде уже давно никто не соблюдал.
Набирается строка текста: 'Неделей раньше'.
В полумраке изредка проблёскивали лысины, бинокли и декольте. Заканчивался спектакль. Пожилая зрительница упорно вглядывалась с помощью театрального бинокля в финальную сцену.
- Поздно уже... - героиня грустно, но с надеждой взглянула на Сержа.
- Уходить поздно, я уже переступил порог. Я останусь.
- Да, уходить поздно, ты уже переступил порог...
Танго зазвучало громче и жизнерадостней, по декорациям заскользили тени танцующих пар. Двое на сцене нежно прильнули друг к другу.
Занавес закрывался тихо и неторопливо, подметая границу между сценой и залом - мечтой и действительностью. Зрители оживились, начали аплодировать бодро, доброжелательно, переговариваясь между собой.
- Как тебе?
- Да, ничего - симпатичненько.
- Фух, здесь хоть прохладно.
- Мы на метро или возьмём такси?
- Ой, мне тут столько звонков было.
- Ладно, потом посмотришь.
- Поедем ко мне?
Освещение включалось постепенно, плавно, давая зрителям время перейти от поглощения шедевра к повседневной реальности. Занавес открылся повторно. Актеры вышли на поклон, даже несколько светясь от удовольствия - спектакль прошёл без накладок, а в современных театрах это бывает не так уж часто. Центральным светильником был главный герой - ладно скроенный, довольный собой ведущий актёр театра Серж. Аплодисменты продолжались, несколько зрительниц и зрителей заспешили к сцене с букетами, не как в 'Большом', конечно, но достаточно. Основная масса цветов досталась Сержу - весьма привлекательному и популярному.
- Пожалуй, этот молодой человек справился с ролью не хуже Петровского, - сообщила своё мнение соседке пожилая, всезнающая зрительница.
- Думаю, даже лучше. Петровскому приходилось молодиться. Это правда, что с ним произошло? Как жаль, ведь он кумир нашей молодости, - в надежде узнать подробности вступила в разговор соседка.
- Петровский прекрасно выглядел. Ужасное происшествие, я вам скажу. Это зеркало. Слухов, конечно, более чем нужно, но я вам расскажу всё, как было. Я знаю всё достоверно, поскольку племянница жены моего брата работает с ...
Спиной к дамам, на ряд ближе к сцене, сидел приличного вида гражданин, не сказать, что бы лоснящийся, но сытый и какой-то спокойный. Смотрел он, как все, на сцену, только чувствовалось, что разговор ему интересен.
Занавес закрылся вторично. Актёры ещё раз насладились аплодисментами, правда угасающими и процессом подметания со стороны сцены. Теперь можно сбросить напряжение - ответственность за образ перед зрителем, расположиться в интерьере современной квартиры, который служил декорацией к спектаклю.
Диана устало упала на диван, остальные расположились вокруг, переговариваясь.
- Ну, наконец-то я ничего не напутала.
- Эх, мне бы такую мебель!
- Да, гладко всё прошло.
- А насчёт мебели поговори с администрацией, может быть, разрешат между спектаклями забирать домой.
- Вот откуда в артистах столько...
- Нет, мне кажется, вот в том диалоге...
- Давай завтра на репетиции, устали все.
Серж, как истинный джентльмен, раздавал цветы актрисам. Из-за кулисы, соблюдая условности своего амплуа, держась за поясницу, появилась совесть театра - уборщица тётя Варя. Конечно, Серж никак не мог оставить этот факт без внимания, поэтому торжественно вручил последний, оставленный себе, букет пожилой женщине.
- Тётя Варя, это Вам!
- Спасибочки. Это за что ж?
- За заслуги перед искусством! Мы бы без Вас пропали! - картинно воскликнул даритель.
- Ой, да ну тебя, Серёж. Жениться тебе пора, - смущение тёти Вари тоже было отработано годами - кто здесь кого переигрывал, ещё вопрос.
- Это, тётечка Варечка, желание несбыточное, - подала дежурную реплику Диана, симпатичная претендентка на сердце героя, несмотря на удачное, с точки зрения общественности, замужество.
- Красивый актёр должен быть холост. Жёны мешают творчеству, - не удержалась от соблазна развить свою теорию взаимоотношений Наталья, актриса уже в неопределённом возрасте, следящая за собой до болезненной худобы.
- Особенно если их больше чем нужно, - погрустнев, заметил Александр, всегда стремящийся стать актёром первого плана, но погрязший в многожёнстве, как официальном, так и незарегистрированном, которое учёту не поддавалось.
- А головой думать нужно, Сашенька, - перешла на поучительный тон тётя Варя. - Там вам шампанского передали, так я у девчонок в гримёрке поставила. Здоровый такой парень. Охранник, наверное. И тебе, Света, велел записку передать. Вот. Не читала я, запечатанный конверт-то.
- Спасибо, - откликнулась, очнувшись от задумчивости, Светлана, молодая привлекательная актриса, предмет повышенного внимания мужской части коллектива.
Тётя Варя протянула небольшой красочный конверт Светлане. Та, не читая, свернула его ещё пополам и небрежно запихнула в задний карман джинсов.
- Как же это его Миша пропустил? - скорее, для поддержания разговора поинтересовалась Лариса, состоявшаяся и знающая себе цену актриса.
- Да, такого не пропустишь... Он ещё побольше Мишки будет, - тётя Варя, огорчённая невыполнением служебных обязанностей охранником на вахте, вздохнула и поджала губы. - Где только таких здоровых делают? Шампанское, я говорю, вам принесла.
- Да, уходим мы уже, уходим, - Диана томно потянулась и поднялась с дивана.
Как привидения, бесшумно, из ниоткуда появились рабочие сцены, начав молча, с мрачным усердием разбирать декорации.
Актёры, вытесняемые их подозрительно непривычным трудовым порывом, потянулись за кулисы, переговариваясь между собой.
- Странное у них у всех сегодня рвение к порядку, - удивился Серж.
- Палыч здесь и, говорят, новый главный. Видел? В зале такой лысоватый сидел, где пульт обычно, - откликнулся Александр.
- Да? Нет, не обратил внимания.
- Сержик у нас никого кроме себя не видит, - легко уколола Лариса.
- Есть на что посмотреть, - вступилась за объект внимания Наталья.
- Кому посмотреть, кому помечтать, кому попробовать... Мальчики, к нам? - вслед мужчинам отсалютовала Диана.
- Обязательно.
- Не успеете соскучиться.
В мужской гримёрной у одной стены в виде груды мусора возвышались следы неоконченного строительства стенного шкафа. Затея полезная для обитателей, но в процессе созидания несколько стесняющая.
- Когда, наконец, они эту китайскую стену возведут?! - споткнулся по пути к гримёрному столику Серж.
- Как ты можешь за тем зеркалом?
- Да брось ты. Что вы все такие суеверные? Зеркало уже другое, а на моём месте вон шкаф сооружают. Что мне, в уголочке на корточках, что ли? - Серж включил свет у зеркала.
За всем этим пристально наблюдал стоящий за окном, силуэт которого неясно проступал на тёмном стекле. Возможно, даже приличного вида гражданин... тут разве сразу разберёшь.
- Что там с погодкой? - Александр подошёл к окну.
За окном никого не было... Может, показалось, может, нет. Внизу светились шары фонарей вдоль аллеи. Компании расходящихся зрителей, с разной скоростью и по-разному выражая эмоции, покидали сквер. Две дамы неторопливо прогуливались, увлечённо что-то обсуждая. Одна из них показала рукой в сторону этого окна на третьем этаже.
- Обещанного дождя нет. Ну, и то хорошо. Ты знаешь, ведь я просил себе эту роль.
- Как не знать, многократно извещён доброжелателями.
- Ну да. У нас без этого не могут. Но мне отказали.
- Саша, если не хочешь, чтобы тебе отказывали - не проси!
Серж повернулся всем корпусом к Александру, а на зеркале проступили следы пяти пулевых отверстий с разбегающимися по стеклу трещинами. Опять показалось? Да нет...
В женской гримёрной все уже привели себя в порядок, но продолжали бесконечные манипуляции по достижению внешнего совершенства. Здесь было несравненно светлее, уютнее - значительно более воздушная и легкая атмосфера, которую не могли испортить даже оценивающие взгляды, бросаемые актрисами друг на друга. Вечер обещал быть приятным. Пусть не оригинальным, но приятным.
- Ну, и где эти герои-любовники? - спросила у пространства Лариса, укладывая бесконечный арсенал нужных вещей в свою сумочку.
- Так мало мужчин... - отозвалась со своего места Наталья, грустно глядя на своё отражение.
- Это нас много, - Лариса, положив последнюю побрякушку, защёлкнула сумочку.
Раздался вежливый стук в дверь, которая, не дожидаясь разрешения, немного приоткрылась, звякнув китайскими погремушками. В образовавшуюся щель просунулась голова Александра.
- А вот и мы!
Явление всеми ожидаемых было обставлено весьма торжественно - пройдясь былинными героями, мужчины разделились. Серж взял со столика одну из бутылок шампанского.
- Светик, с твоего позволения. Девочки, тару.
Выстрел прогремел ожидаемо неожиданно. Пробка метко полетела в гонг над дверью. 'Бом-м-м-м!' - откликнулся гонг. Очевидно, этот трюк был уже неоднократно отработан. Актрисы, как положено дамам, ойкнули. Серж передал открытую бутылку Александру. Тот незамедлительно, умело - без спешки, начал разливать шампанское в пластиковые стаканчики, каждый раз ловко поворачивая бутылку для ликвидации капель.
- Пора бы завести нормальные фужеры.
- Опять перебьём.
- Ну не сразу.
Серж выстрелил второй бутылкой. Актрисы ойкнули повторно уже менее чувственно. А герой присоединился к процессу заполнения приготовленной тары. После завершения этой торжественной, но непродолжительной процедуры он поднял свой наполненный стаканчик.
- За хороший вечер!
Вся компания дружно-привычно начала 'чокаться' стаканчиками, стараясь не расплескать содержимое из неудобной посуды.
- За вечер и за утро!
- А за ночь?
- У, приятное.
- Света, у тебя внимательный воздыхатель.
- В шампанском он толк знает.
- Я думаю, и в женском поле тоже...
Александр обошёл всех, доливая шампанское, изображая внимательного официанта, обворожительно всем улыбаясь. Он был в прекрасном настроении - всё обещало увенчаться приятностями, поскольку Лариса утвердительно прикрыла глаза, когда он подал условный знак в процессе обслуживания. Диана, допивая свою порцию, протянула Сержу гитару.
- Сержик, что-нибудь новенькое!
Серж несколько жеманно взял инструмент, а стаканчик аккуратно пристроил на столике Светланы. Теперь герой был в роли салонного кавалера. 'Проглотив аршин' и картинно закинув ногу за ногу, он откашлялся, перебирая струны.
- Оборотень я... Монолог. - Пояснил исполнитель.
Пообещать спокойной ночи
Своим я жертвам не могу!
Я днём, в отличие от прочих,
Отлично выспался в стогу...
Ну ладно, ладно в стоге сена.
Пред тем как выйти на охоту,
Спою луне я непременно,
Презрев склонения и ноты.
Я против практики двойных стандартов, господа,
И мне нужны и развлеченья, и еда...
Я тоже для кого-то и мягкий, и пушистый,
И взгляд мой не колючий, а лучистый.
Да, я люблю девиц безгрешных,
И нет здесь извращенья вкуса,
Они же в роли безутешных
Всего до первого укуса...
На осужденья рёв утробный
Потратите вы силы зря,
И предпочтёте пончик сдобный
Тут Диана невольно покосилась на Светлану.
Заплесневелым сухарям!
Наталья поморщилась, как будто от шампанского, ударившего в нос, впрочем, никто этого и не заметил.
Я против практики двойных стандартов, господа,
И мне нужны и развлеченья, и еда...
Я тоже для кого-то и мягкий, и пушистый,
И взгляд мой не колючий, а лучистый.
Одна Светлана не слушала, явно ей посвященный шедевр. Она в стороне читала переданную записку и, посмотрев на часы, начала собирать свою сумочку, явно намереваясь уйти.
- Светик, не бросайте своего партнёра, - не достигнув цели косвенным образом, Серж обратился напрямую.
Серж опять начал томно перебирать струны, переходя к мелодии классического романса.
Сомненья в верности твоей
Не одного меня терзают...
Ну ладно, верность... черт бы с ней,
Но как быть с гордостью? Не знаю...
- Всем, пока-пока! - Светлана помахала рукой, выпархивая в коридор.
Серж продолжил петь романс, но уже не так ярко.
А ты играешь мной и теми,
О ком догадываюсь я...
Сколько веков уж этой теме,
Но без неё, увы, ни дня!
- За верность пить не будем, иначе мне пришлось бы ограничиться одной супругой, а это было бы несправедливо, в первую очередь ко мне... - начал прелюдию к очередному тосту Александр.
Дверь в гримёрную неожиданно открылась. Все головы невольно повернулись к вторгающимся. Нет, это не Светлана вернулась за чем-то забытым. Это были директор театра Николай Павлович и новый главный режиссёр - жилистый, лысоватый, с колючим взглядом.
- Ну вот и занятые сегодня актёры, впрочем, уже свободные, даже чересчур, - попытался пошутить Палыч. - Позвольте представить нашего нового главного режиссёра...
- Не нужно, я завтра представлюсь сам на общем сборе труппы.
За спинами вошедших появилась дюжая фигура охранника Михаила.
- Извините, - Михаил протиснулся вдоль стены, стараясь никому не мешать.
Он сразу направился к Сержу. Наклонившись, Михаил что-то коротко прошептал ему на ухо. Тот, оставив гитару и вальяжность, посерьёзнел, быстро встал и молча ушёл вслед за Михаилом. Режиссёр, не поворачивая головы, проводил Сержа пристальным, недобрым взглядом, что, впрочем, осталось незамеченным для всех присутствующих, поскольку актёры были удивлены нерешительностью обычно властного директора.
- Ну вот, центры внимания мужского и женского сообществ удалились - можно расходиться. Продолжительных и душевных посиделок на этот раз не получилось, - Диана допила шампанское, опять томно потянулась, поднимаясь из удобного кресла.
Режиссёр, молча повернувшись, вышел не прощаясь. Впрочем, он и не здоровался, явно стремясь произвести неприятное, подавляющее впечатление на присутствующих.
- Да, пожалуй, пора, - директор торопливо вышел вслед за режиссёром.
В недоумении он остановился посреди коридора, озираясь по сторонам: режиссёра в коридоре не было.
- Николай Павлович, можно Вас на одну минутку? - воскликнула вслед директору Наталья, быстро выбегая за ним из гримёрной.
- Странный какой-то этот новый главреж, - рассматривая пустой стаканчик, в некоторой задумчивости произнесла Лариса, скорее, разговаривая сама с собой.
- Говорят - гений! А нестранных гениев не бывает! Давай, Лариса, я тебя провожу? Погода изумительная... - Александр продолжал стремиться к приятному завершению вечера.
- И меня! Чего смотришь? - невинно потупив взор, вмешалась в начальную стадию традиционного флирта Диана. - До такси. У меня машина в ремонте.
В полутёмном помещении служебного входа какой-то тяжестью висела напряжённая тишина. Лампочка в настольном светильнике придушенно помаргивала. Над столом то ли туман, то ли дым от непогашенной сигареты пытался сформироваться во что-то узнаваемое, может быть, в то белое лицо... Но быстро и решительно вошедшие мужчины прервали этот процесс. Туман рассеялся. Кроме того, Михаил, проходя мимо, шлёпнул лампочку по макушке, и освещение восстановилось в нормальном режиме.
Набирается строка текста: 'Грань между мистикой и неисправностью штука тонкая!'
Охранник, открыв запертую, как и положено, изнутри дверь, вышел вместе с Сержем на крыльцо.
- Вон та машина.
- Угу, хорошо. Спасибо.
Серж, торопливо сбежав с крыльца, быстро зашагал, направляясь к большому чёрному монстру на колёсах.
На улице было тревожно пустынно. Отсутствие проезжающих автомобилей и гуляющих прохожих могло бы насторожить, если бы внимание мужчин не было занято другим. Михаил, наблюдая за происходящим, достал из кармана сотовый телефон и нашёл нужную строчку в телефонной книге. Этим номером пока пользоваться не приходилось, справлялся сам, но запасные варианты должны быть под рукой.
Ничего особенного не произошло: Серж, подойдя к 'броневику', поздоровался с водителем и сел в машину, махнув Михаилу на прощание рукой. Охранник по привычке проводил взглядом отъезжающий автомобиль с целью запомнить номер, но подсветка была выключена. А может быть, номеров не было вовсе, разобрать не удалось. Страж театра привык к странным посетителям служителей Мельпомены, поэтому, не встревожившись, только пожал плечами и вернул меню телефона в исходное состояние. Окинув взглядом подведомственную территорию, он вошёл в здание.
Горница в дедовом доме была светлой всю вторую половину дня. Просто дом был поставлен окнами на юго-запад. Скатав аккуратно половик, Серж, поднатужившись, отодвинул громоздкий сундук от стены и поддел несколько половиц топором, стараясь не оставлять отметин. Под половицами был лаз в подпол.
Набирается строка текста: 'Тот же дом в том же населённом пункте...'
Вспомнился дед - мужик кряжистый, крепкий, несмотря на преклонные года и нелёгкую жизнь. Тайник он открыл внуку, когда тот уже вырос, отслужил, определился в жизни, хоть и не совсем так, как хотелось старикам.
- Дом, он не вечный. Может сгореть, или на брёвна растащут. Сруб-то знатный. А вот захорон в подполе останется, не сгорит, и не найдут - заговор на нем ещё прадеда твово, моего, значит, батьки. Когда их - сыновей, значит, отец от себя отделил, тогда он тут и обосновался. Да и завет нужно соблюдать: сам знай, а никому не рассказывай. Времечко придёт, может, выручит захорон-то, - поучал дед Иван, сидя на полу и свесив ноги в лаз.
- А отец знает? - спросил молодой Серёжка, студенческого вида и возраста.
- Лёшка-то? Незачем ему. И ты захорон передашь тому, на кого надёжа будет. Понял?
- Это-то я понял, про отца только не всё мне понятно.
- Вот и мне непонятно, в кого он такой удался... Не было у нас такого в роду. Давай фонарь и сигай за мной. Пятеро детишек мы с бабкой народили: старшой - Фёдор, лётчиком выучился, да разбился; двое в голод померли; тётка твоя Дарья глаз вовсе не кажет, но к праздникам исправно открытки шлёт; иногда, правда, и посылки; да отец твой - последыш, бабкой избалованный...
Из подпола, поближе к сундуку, рука Сержа подвинула продолговатый свёрток побольше и положила рядом квадратный свёрток поменьше. Пергаментная бумага была аккуратно, надёжно, перехвачена бичевой. Затем сам наследник, ловко оттолкнувшись руками, выпрыгнул из подпола.
Убрав всё со стола, свернув до половины скатерть, Серж запер дверь, занавесил окна. Немного подумал и накинул бабушкину шаль на зеркало. Света было достаточно: занавески от времени ещё больше выцвели, истончились до предела. Серж, не торопясь, невольно подражая деду, начал разворачивать знакомые свёртки. За всем этим, привычно нахмурившись, из угла наблюдал Спаситель. Ну что ж, пусть смотрит, ничего чужого здесь нет. В большом свёртке были прадедова шашка с Первой мировой, да карабин деда с Гражданской. Личное оружие. После привычного осмотра с протиркой смазки ветошью, которая прилагалась тут же в комплекте, дошла очередь до свёртка поменьше. В нём были Георгиевские кресты, орден Ленина, медали с Великой Отечественной... Главная - 'За отвагу'. Хоть дед награды и не любил надевать, да и рассказывать про войну не любил.
- Ну, дед, ты заслуженный! А про войну ни разу ничего не рассказывал.
- Неча про неё разглагольствовать. Что хорошего, когда люди зверями становятся, да друг дружку почём зря убивают. Оружие содержи в порядке, но без дела не тронь, - дед, насупясь, перебирал награды узловатыми пальцами, сидя во главе стола. - А это на 'чёрный день', на чепуху не трать, - дед пододвинул внуку развязанный носовой платок с несколькими золотыми и серебряными монетами. - Будет чего добавить - добавь. Только честью заработанное, замаранного сюда не клади.
Теперь здесь лежали и обручальные кольца стариков, которые им тоже достались от родителей. Серж грустно перебирал фамильные драгоценности в руках. Деда во главе стола сейчас не было, да и не будет уже никогда - 'на нет' сходила фамилия. Хотя ещё нужно посмотреть. Серж, стряхнув навалившуюся грусть-печаль, развернул ещё одну тряпицу, в которой хранился трофейный 'Вальтер' с двумя 'непочатыми' пачками патронов. Дед научил разбирать-собирать оружие, заряжать, целиться, но никогда не давал стрелять, называл это 'баловством'.
Оставив пистолет и одну коробку с патронами, молодой хозяин всё остальное вернул в тайник. Придвинув сундук на место, расстелил заново половик, оглядел всё придирчиво и принялся растапливать печь. Конечно, электрическая плита имелась в налаженном стариками хозяйстве, только дом был давно обесточен - обрезали провода районные электрики 'в целях пожарной безопасности'.
Бабушкиной сноровки готовить на плите, встроенной в русскую печь у внука не было, поэтому немного пришлось подымить, слегка обжечься, да не один раз. Поев более-менее пристойно за последнее время, Серж вышел покурить на крыльцо.
- Я чо забыл спросить... Ты к нам надолго или по делу? - опять, не заходя во двор, из-за штакетника спросил дед Семён. - Так ты в столице значит, обосновался, а Аришка с тобой или куда подалась?