Странно, что я раньше совершенно не обращал внимания на такую очевидную метафору в "Бегущем по лезвию", как противоборство дионисийского и аполлонического начал.
Два главных героя, протагонист Декард и его антагонист предводитель восставших репликантов Roi (т.е. Король, королевский) символизируют собой два эти начала. Декард обозначает собой рационально-декартовский метод познания (Декард - отсылка к Рене Декарту), тогда как Рой представляет дионисийское ницшеанское начало - он не человек, а сверхчеловек и превосходит людей по всем физическим параметрам. Как говорится о нем в фильме Blade Runner, "он более человек, чем сам человек", т.е. это и есть отсылка к философии Ницше.
Его логика и этика - это логика и этика "за пределами добра и зла". Смысл названия, таким образом, можно истолковывать двояко, не только как попытку Декарда понять, кто он - человек или репликант, но и как тонкую грань которая отделяет обе модели поведения, дионисийско-аполлоническую или, другими словами ницшеанско-декартовскую.
Рационально действующий и думающий Декард ставится лицом к лицу с явлениями, которые невозможно описать или однозначно понять и в конце концов остается перед выбором, чью сторону принимать? В этом смысле фильм можно воспринимать и как перефраз рационально-ницшевской дилеммы: "что есть истина и что есть человек?" (2010)