|
|
||
Проповедь, прочитанная в конце 19-го века священником Новой Церкви в Канаде, Эдвардом Хаяттом рассказывает нам о том, что у писанного Божественного Слова, на самом деле, есть несколько уровней, в раздельный степенях творения. И что всякий из этих уровней, с одной стороны, составляет неразрывное единство со всеми остальными уровнями одного и того же Слова, а, с другой стороны, связан с ними лишь представительностями по соответствиям. А также и о том, что уровни эти составляют Божественное писанное Слово для всех степеней творения - как на Небе, так и на земле. |
О разных уровнях Божественного Слова
На веки, Иегова, слово Твое утверждено на небесах! (Пс. 118-89)
В книге "Истинная Христианская Религия" сказано было, что "СЛОВО ЕСТЬ ВО ВСЕХ НЕБЕСАХ, И ОТ НЕГО ПРОИСХОДИТ АНГЕЛЬСКАЯ МУДРОСТЬ" (T.C.R. 240)
То, что "Слово" здесь означает именно Слово писаное, или же Слово в текстовой форме, это совершенно очевидно из того, что сказано было в этом же номере далее, где Сведенборг пишет, что: "мне дано бывать в обществе ангелов и духов, беседовать с ними, видеть то, что их окружает, и затем рассказать многое из того, что я видел и слышал. Для этого я написал работу "О Небе и об Аде" ... Из неё можно видеть, что ангелы и духи - это люди, и у них есть в изобилии всё, что есть у людей в мире. В этой книге показано, что ангелы и духи - это люди (73-77, 453-460), что у них есть то же самое, что есть у людей в мире (170-190); далее также, что у них есть Божественное поклонение и проповеди в храмах (221-227), писания разного рода, книги (258-264) а также и Священное Писание, или Слово (259)". (T.C.R. 240)
То, что такого рода Слове есть во всех небесах, то это потому, что оттуда, и лишь - оттуда Господь наставляет всякого, кто будет затем ведом Им. Ибо мудрость не приходит к ангелам никаким таким сокрытым или же таинственным образом, но она обретаема ими исключительно путём изучения писаного Господнего Слова, которое ими исследуемо исключительно с целю непосредственного применения наставлений оттуда в их повседневном существовании. Ибо даже в небе Господь не наставляет посредством внутреннего наития, но исключительно из Слова, и лишь настолько, насколько ангелы добровольно посвящают себя исследованию оного с вышеупомянутой, сугубо практической целью.
Некоторые посвящают себя оному исследованию в большей степени, и некоторые - в меньшей, и именно поэтому некоторые обретают большую мудрость, а остальные - меньшую. И степень их усердия в этом является прямым следствием степени их любви к Господу. Ибо хотя все в небе, без исключения, и любят Его, или же - любят делать то, чему Он наставляет, настолько, насколько они ведают это, но некоторые вполне довольны и относительно незначительными исследованиями, тогда как другие постоянно алчут постигать всё более и более, с тем, чтобы действия их могли бы приходить во всё большую и большую согласованность с волею Господней.
Даже высшим ангелам всегда есть куда совершенствоваться относительно качества совершаемых ими действий, и более того - они, в гораздо большей степени чем всех остальные, охотно признают своё собственное несовершенство в этом, а также и пребывают, из этого осознания в гораздо большем стремлении к исследованию писанного Слова, с целию дальнейшего в действиях своих совершенствования.
И насколько же большим должно быть подобного рода стремление даже у тех из нас, кто менее несовершенны! Ибо Слово даровано, как людям, так и ангелам, исключительно лишь для того, чтобы мы оттуда наставляемы были о наилучшем исполнении нашего призвания в жизни. Ибо ангелы - это те люди, которые начали исполнять это своё призвание, предначертанное им Провидением Господним, в наиболее полной степени, а люди принадлежат к Церкви лишь настолько, насколько они пытаются воплотить подобное начало во всех действиях жизни своей.
В книге "Истинная Христианская Религия" нам говориться, что "Прежде не было известно, что Слово есть в небесах, и это не могло быть известно, пока церковь не знала о том, что ангелы и духи - это люди, совершенно такие же лицом и телом, как люди в нашем мире, и у них есть всё то же самое, что и у людей. Единственное отличие в том, что они духовные, и всё, что у них есть, имеет духовное происхождение, тогда как люди в мире - природные, и всё, что у них есть, имеет природное происхождение. До тех пор пока это скрыто, никто не может знать, что Слово есть и в небесах, и там его читают ангелы, а также духи, которые под небесами." (T.C.R. 240)
Остуда можно увидеть, что единственная разница меж Словом, как оно пребывает в небесах, и Словом, каковым оное пребывает в мире, заключается в том, что первое - духовно, а второе - природно.
Но эти определения здесь, как и всякое иное в языке человеческом, имеют значение лишь относительное, а вовсе не абсолютное. И подобное является совершенно неизбежным свойством, более или менее необходимым для любых языков ограниченных в себе, даже и небесных, и уж тем более - употребляемых в мире. Ибо неограниченность и абсолютность свойственны лишь Единому Господу, существа же ограниченные становятся рассудочными, или же стяжают рациональность как раз в той степени, в которой они обучаются постижению подлинного взаимоотношения меж различными принадлежностями существования, или же - их относительной (меж собою) ценности, а также той должной пропорции, которую они, в своём их осмыслении, должны меж оными принадлежностями устанавливать. Ибо понятия "рассудок" и "рассудочность" как раз буквально и означают подобного рода способность ума.
Ибо свойства всякой ограниченности устанавливаемы на основании сопоставлений и установлении различий. Скажем, доброе совершенно ясно постигаемо лишь на основании установления его отличия от противоположного ему злого. И всё разнообразие доброго, исходящего от Господа, уразумеваемо исключительно через изучение относительной ценности различного рода благ, а также того соотношения и пропорциональности, которое свойственно каждому из оных, как определённой составляющей общей человеческой формы. Именно через недостаток полноценного осознания всего этого Господни поучения и представляются некоторым противоречивыми.
В необходимом приспособлении к неизбежной ограниченности человеческих способностей, Господь, в своих наставлениях, должен действовать с различного рода описательностями в их взаимоотношении к единовременной последовательности совершенно определённого рода. Но одна и та же описательность может как открывать собою одну последовательность (в буквальностях писаного Слова), так и завершать там же совершенно другую последовательность, или же пребывать в середине уже иной последовательности.
Таким образом - мир духов есть нечто совершенно внутреннее, по отношению к этому миру, но оный же есть чем-то совершенно внешним по отношению ко всей остальной общности мира духовного. Опять же - самое нижнее небо является небом небесным и духовным относительно этого мира, но оное же есть природным относительно двух высших небес.
Откуда следует, что в нашем понимании подобного рода понятий (в писаном Слове) должно быть применяемо определённого рода разграничение, и способность правильно разграничивать употребление подобного рода понятий в Слове весьма зависит от состояния того, с какой готовностью, изучающий Слово, готов, при этом, оставлять своё собственное волительное, ради исполнения исключительно Господнего во всём, вместо своего собственного.
И если готовность делать подобное будет совершенно отсутствовать, то или же происходит полное умопомрачение, при попытке уразуметь сказанное в Писании, или же то, что там будет представляться видимым уму совершенно отчётливо, будет, тем не менее, постигаемо им, в относительной значимости оного, или же полностью поставленным с ног на голову, или же совершенно искажённым.
Поэтому, если вернуться к разбираемой нами цитате, то можно понять, что слово называемо там духовным лишь относительно Слова в этом мире, но вот относительно тех, кому оно там даровано, оно представляется там всегда как бы совершенно природным, потому что форма его там всегда совершенно приспособлена именно к природе тех, кому оно там ниспослано.
Ибо Слово, относительно ангелов, есть совершенно тем же, чем Слово у нас является относительно людей в Церкви - то есть Самим Господом, в той конечной форме, в которой он является для наставления оных. Именно по этой-то причине и невозможно было уведомить о том, что Слово также присутствует на небесах, до тех пор, пока полагалось, что ангелы - это существа совершенно иного порядка бытия, нежели люди, и пока не стало известным, что ангелы - это совершенно такие же люди, лишь ставшие, в результате, такими, какими Господь предназначает от начала творения стать, в конце-концов, всякому человеку, и каковыми становится, под конец, все те, кто подлинно пребывают в усилии отвержения своего собственного, ради бескомпромиссного следования за Ним.
И поэтому знание того, что Слово, относительно ангелов, есть совершенно тем же, чем Слово у нас является относительно людей в Церкви - это знание совершенно неотделимо от знания того, что ангелы являются человеками во всяком отношении, за исключением лишь того грубого и несовершенного тела, которыми люди входят в совершение действий, свойственных миру материальному. По этой-то причине, в продолжение описания того, чем Слово есть в небесах, в разбираемом нами здесь месте из книги "Истинная Христианская Религия" и говорится далее, что:
Дабы это не оставалось скрытым навсегда, мне дано бывать в обществе ангелов и духов, беседовать с ними, видеть то, что их окружает, и затем рассказать многое из того, что я видел и слышал. Для этого я написал работу "О Небе и об Аде", изданную в Лондоне в 1758 году. Из неё можно видеть, что ангелы и духи - это люди, и у них есть в изобилии всё, что есть у людей в мире. В этой книге показано, что ангелы и духи - это люди, что у них есть то же самое, что есть у людей в мире; далее также, что у них есть Божественное поклонение и проповеди в храмах, писания разного рода, книги, а также Священное Писание, или же Слово. (T.C.R. 240)
Ибо они имеют подобные же предметности, которые есть и у людей в Церкви, существующие у них по тем же причинам, и для таких же целей. Они, как существа ограниченные, обладают подобного же рода несовершенством, относительно Господа, каковое несовершенство они должны у себя постоянно постигать, и бесконечно стремиться взойти из оного к совершенству.
У них существует Богопоклонение, дабы они могли бы, посредством оного, низвергать себя в подлинное преклонение перед Ним, и входить во всё более полное смирение по отношению к Нему. У них есть проповеди в храмах, дабы они могли бы быть ведомы, посредством оных, в их исследованиях Слова теми, чьё служение заключается в гораздо более систематическом посвящении себя такому изучению, нежели чем у всех остальных, а также и для того, чтобы они могли бы обретать наставления Господни посредством слушания, а не только из узревания, ибо слушание соответствует послушанию.
Они имеют писания разного рода, а также книги по той же причине по которой оные существуют и в мире, а именно - по причине Слова, ибо в книгах Откровения, дарованного Господом Своей Новой Церкви было явлено, что именно это и является той причиной, по которой Господь обеспечил существование писаний разного рода в небесах, а также что именно ради Слова письменность, и её распространение изданиями различного рода появилось в мире. Они имеют Священные Писания Слова в письменной форме совершенно по той же причине, и с той же целью, по которой писаное Слово было даровано Церкви и здесь - дабы всякий мог бы, посредством оного, непосредственно приближаться к Господу, и видеть оттуда, для себя, что наставления там происходят от Самого Господа.
Относительно Слова на небесах, в книге "Апокалипсис истолкованный", говориться также следующее:
Слово исходит от Господа, Кто есть Самым Наивысшим, и, по порядку, нисходит, через трое небес, вплоть до земли, и поэтому оное было приспосабливаемо к каждому из небес; по каковой причине Слово есть во всяком небе, и также практически у каждого ангела - в его собственном, особом смысле, и оное читаемо ими ежедневно, а также из оного совершаемы и проповеди, точно также, как и на земле. Ибо Слово есть собственно самим Божественным Истинным, и, таким образом, Божественной Мудростью, исходящей от Господа, как от Солнца, и являемо в небесах как свет; а Божественное Истинное и есть то Божественное, которое называемо Духом Святым; ибо оное не только исходит от Господа, но оное также просветляет человека, и наставляет его, каковое всё приписываемо именно Духу Святому. И поскольку Слово, в своём нисхождении от Господа, приспосабливаемо ко всем трём небесам, и эти трое небес соединяемы, как наивысшее, посредиями, с конечностями (или же крайними началами творения), то посему существуют и три смысла Слова. Отсюда очевидно, что Слово было дано для того, дабы существовало взаимосоединение небес друг с другом, а также дабы существовало и соединение небес с родом человеческим, для которого там существует смысл буквальный, который чисто природен, и, поэтому, служит основанием всем остальным трём его смыслам. (A.E. 1024)
И для того, чтобы не было ни малейших сомнений в том, что Слово существует, в каждом небе, именно в буквенной, или же писаной форме, далее в книге "Истинная Христианская Религия" описываемы те разновидности букв, посредством которых оное там существует:
Слово в небесах написано духовным письмом, которое совершенно не похоже на природное. Духовное письмо состоит из отдельных букв, каждая из которых заключает в себе свой смысл. В нём есть черточки, завитки и точки над и между буквами и внутри них, которые углубляют смысл. Буквы у ангелов духовного царства напоминают печатные буквы в нашем мире (и здесь можно добавить, что в книге "Духовные Опыты" сказано было, что писания в духовном небе подобны писаниям в мире, выполненным буквами латинского алфавита (SD 5561), то есть такими же самыми, которые используемы и в языке английском); буквы у некоторых ангелов небесного царства похожи на арабские, у других - на древнееврейские, но с изгибами сверху и снизу и со значками над и между ними и внутри них, из которых всякий такой значок несёт в себе совершенно законченное понятие. (T.C.R. 241)
Тут мы имеем особо отмеченными Еврейские и Латинские буквы, так что, вполне возможно, что переходные знаки Греческого алфавита также здесь включены неявно в выражение "печатные буквы в нашем мире". Более того - в небесном варианте Слова не упоминаемы географические названия и личности, но вместо оных - Представительности и соответствия:
Имена личностей и названия местностей обозначены в их Слове в соответствии с этими особенностями письма, чтобы мудрые могли понимать их духовное и небесное значение. Например, под Моисеем понимается Слово Божье, написанное через него, и в общем смысле - историческое Слово, под Илией - пророческое, под Авраамом, Исааком и Иаковом - Господь относительно небесного, духовного и природного Божественного. Аарон означает священничество Господа, Давид - Его царствование. Имена сыновей Иакова, то есть названия двенадцати колен Израиля, имеют различные значения, связанные с небесами и церковью; то же самое - и имена двенадцати учеников Господа. Сион и Иерусалим означают церковь относительно учения из Слова, земля Ханаанская - саму церковь, а местности и города её по обе стороны Иордана - различные частности, относящиеся к церкви и её учению. То же самое - и с числами, которых даже нет в небесных книгах Слова, а вместо них используются понятия, которым эти числа соответствуют. Из этого можно заключить, что Слово в небесах по своему буквальному смыслу подобно нашему и в то же время соответствует ему, и так они составляют одно. (.C.R. 241)
Описанное здесь подобие не может быть видимым настолько полно, если только не полагать Писания (Сведенборга) неотъемлемой частью нашего буквального Слова, ибо иначе непонятно, зачем бы в это описание были бы включены также Латинские буквы, а также и почему духовные представительности там занимают значение имён.
Далее, в книге Истинная Христианская Религия" говорится:
Удивительно, но Слово в небесах написано так, чтобы простые люди понимали его просто, а мудрые - мудро. Ибо в нём используется множество завитков и надстрочных знаков, которые, как было сказано, углубляют смысл. Простые не обращают на них внимания, и ничего о них не знают, а мудрые придают им значение в зависимости от своей мудрости, и даже самое высокое. Во всех больших обществах есть экземпляр Слова, написанный ангелами по вдохновению от Господа. Он хранится у них в святилище, чтобы ни одна точка в Слове не могла быть изменена. Слово, которое есть в нашем мире, подобно Слову в небесах тем, что простые люди понимают его просто, а мудрые - мудро, но у нас это происходит иначе, чем там. (T.C.R. 241)
Всякий, приближающийся к Слову со сколь-нибудь ангельской невинностью, всякий такой совершает это с той целию, дабы постичь оттуда, чем же именно являются те зла, которые должны быть преодолеваемыми и отвергаемыми. Отсюда - если его собственные зла просты по своей природе, то он нуждается в самом простом разумении Слова, но если его собственные зла гораздо более сокрыты и коварны в нём, то ему крайне необходимо входить в гораздо более мудрое разумение Слова, дабы постичь их подлинное в себе качество, дабы быть в состоянии, если он этого возжелает, преодолеть в себе оные.
По этой-то причине также чисто внешние зла совершенно ясно и недвусмысленно обозначены в Слове Ветхого Завета, но вот зла духовные полностью описаны именно в Писаниях (Сведенборга). Ибо оные, духовные зла, очень тщательно защищаемы в человеческом сознании его рассудочным, или же рациональным в нём, что способствует их восприятию человеком как чего-то совершенно хорошего, каковая ложная видимость может быть преодолеваема лишь после того, как рассудочное будет преобразовано посредством рациональных истинностей, составляющих Писания (Сведенборга).
И вот здесь, как и в проповеди, прозвучавшей в прошлое воскресенье ("Не хлебом единым"), показываемо совершенно явственно, что Слово дано вовсе не для снабжения людей познаниями, как таковыми, но приспособлено к их восприятию таким образом, что, посредством оного, каждый может обнаруживать в себе именно свои собственные зла, представленные тогда к его восприятию, если только он желает это увидеть, и, если он этого не желает, то тогда его расположение, в постижении Слова, полностью отличается от свойственного ангелу - безразлично, возвышенно мудрому, или же мудрому по простому.
Ибо, как сказано было там же далее:
Сами ангелы признают, что вся их мудрость приходит через Слово, ибо они настолько в свете, насколько в разумении Слова. Свет небес - это Божественная мудрость, которая и предстаёт перед их глазами как свет. В святилище, где хранится экземпляр Слова, свет огненный и блестящий, он превосходит своей силой любой другой свет, который бывает в небесах. (T.C.R. 242)
"Святилище" здесь означает попросту священное помещение, которое у нас, согласно принятому обычаю, называемо "хранилищем". И то, что на небе, в том Святилище, где хранится экземпляр Слова, свет превосходит своей силой любой другой свет небесный, вне оного Святилища - то оное свидетельствует о том, что Слово являет этот свет в гораздо в большей степени, нежели его получают сами ангелы.
Далее говорится также, что: "Мудрость небесных ангелов превосходит мудрость духовных ангелов приблизительно настолько же, насколько последняя превосходит мудрость людей. ... Этим объясняется, что Слово написано по-разному в небесном царстве Господа и в Его духовном царстве". (T.C.R. 242)
Именно по такой же самой причине Слово в Писаниях (Сведенборга) написано совершенно иначе, нежели Слово в Старом и Новом Заветах, а именно потому, что то рассудочное, или же рациональное сознание, для которого и предназначены Писания (Сведенборга), расположено к гораздо более высшему постижению мудрости, нежели чем более низкие уровни сознания, для которых приспособлены иные формы Слова.
Именно по этой-то причине "Из этого и можно заключить, какова мудрость, скрытая в Слове, которое есть в нашем мире. Ибо в нём кроется вся мудрость ангелов, которая неизъяснима; в неё вступает человек после смерти, если становится ангелом от Господа через Слово".(T.C.R. 242)
Отсюда видно, что в нём, в Слове, которое есть в нашем мире, кроется вся мудрость ангельская, и внутри оной сокрыта также и собственно и сама Божественная Премудрость, и в нём, в нашем слове, нет никакой иной мудрости, нижайшей мудрости ангельской, за исключением лишь видимостей его смысла буквального. И оное вовсе не было даровано для того, чтобы сообщать какую-либо мудрость чисто мирскую, хотя подобное и может быть там обнаруживаемо теми, кто читает его исключительно по своему собственному.
И более того - совершенно однозначно можно было бы, даже, утверждать, что Слово даровано было исключительно лишь для единых ангелов, и - таким образом, исключительно для небесного употребления - то есть, сначала для того, чтобы СОТВОРЯТЬ ангелов, и затем - чтобы СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ этих самых сотворённых, посредством него, ангелов, уже в целую вечность. Ибо без такого последнего употребления первое его действие было бы в себе незавершённым. Именно поэтому-то и - На веки, Иегова, слово Твое утверждено на небесах!
АМИНЬ
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"