Василий Тёмный : другие произведения.

Образ толпы в Чеховской Чайке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Образ толпы в Чеховской Чайке
  
  Общий подтекст произведения: Зависимость. Зависимость и духовная и физическая. Как у Гегеля: когда господин привыкает к услугам своего раба, он сам становиться рабом этих услуг, а потому и своего раба. Раб становиться господином.
  Теперь по персоналиям.
  Трегорин раб старых форм. Его произведения все похожи одно на другое. Он ремесленник. Он в совершенстве владеет художественными приёмами. У него и горлышко от бутылки искрится, и колесо от телеги отбрасывает глубокую тень. Всё очень хорошо, всё вылизано, но это всё не живо.
   Трегорин говорит, что у Треплева в произведениях нет ни одного живого лица, а на самом деле ни одного живого лица нет у него самого. У него лишь точные, очень точные описания людей вокруг. Но он не замечает, что люди вокруг не живые. Он вращается в этой среде писателей, актрис, драматургов. Здесь люди подобные Аркадиной. Она ничего не видит кроме себя самой. Она доводит сына до попытки самоубийства и не имеет в себе достаточно духовности, чтобы хотя бы этому расстроиться. Она считает, что всем интересно как ей дарили брошь в провинции. Всем интересно как её встречали. Она учит окружающих, что нужно держать себя в форме, нужно следить за собой, чтобы всегда блистать, чтобы носить белые кофточки. Она бездуховна и при этом имеет успех. А успех она имеет в пьесах подобных тем, что пишет Трегорин, то есть бездуховных пьесах. По мне она ярко отрицательный персонаж.
   Явно бездуховен Шамраев. Его речь за всю пьесу практически не звучит. А если и звучит, то он рассказывает какие-то дурацкие шутки, то, про какого-то синодального певчего, то про какого-то актёра, который что-то не так сказал. Он совершенно помешан на хозяйстве и больше его ничего не интересует. Раньше он был военным, поручиком.
   Символично, что именно в его руках хозяйство Сорина. Шамраеву напревать на всё, на то что его жена любит доктора, на то что его дочь нюхает табак и пьёт водку. Он скорее всего этого даже не замечает. Его заботы только о том, что нужно побольше лошадей отправить в поле. При этом заботы эти не ведут ни к какому успеху в хозяйстве (об этом где-то говорит Сорин).
   Так же бездуховен в своей праздности и Дорн. Его философские отступления ровным счётом ничего не стоят. Я даже не запомнил их. Запомнил только, что Сорин и остальные всё время называли его философом. Его философия - это философия жирного, мягкотелого кота. Ему все в жизни удалось: и карьера, и успех у женщин. У него всё хорошо. Но он мягкотел. Лучше всего это подтверждается его словами о Генуе. Ему нравиться толпа. Ему нравиться, когда его уносит течение толпы. Ему нравиться это потому, что он видит в этом воплощение идеи Треплева о единой мировой душе, в которую сольётся вся жизнь. Он испытывает удовольствие от этого. А между тем, ведь это душа мёртвая, безжизненная.
   Так же зависит от толпы и следует её веяниям Трегорин. Он пишет так, чтобы всем нравилось. Но даже серая толпа видит, что он не Толстой и не Тургенев.
   Точно так же зависит от толпы Аркадина. Ей нужен успех у зрителя. Ради этого успеха она забудет и уже забыла себя. Она будет такой, какой её желает видеть толпа.
   В итоге выходит, что всем этим людям нравиться это течение народа в Генуе. Всем комфортно чувствовать себя частью этого течения.
   Выходит, что физически они зависят от Шамраева, который тоже часть толпы. И духовно они так же зависят от той же самой толпы. Они старая форма. Амёба.
   Пьеса Треплева на озере не заканчивается. Но мне кажется, что она печальна, что мировая душа, в которую слились все мёртвые души земли - это печальный образ. Но зрители не оценили печали автора. Они шутят и смотрят невнимательно. Для них в образе души толпы нет ничего печального - они уже часть этой толпы. Течение уже несёт их. Они уже мертвы.
   Идея Треплева - идея древняя. Это идея древней индийской религии. Суть в том, что в итоге все души живущих - атманы сольются в мировой душе - Брахмане. Чтобы слиться с брахманом нужно прожить безгрешную жизнь. Для джайнистов - это не убить даже букашку. Они ходят голые и метут перед собой веником, чтобы не наступить на насекомое. Так вот выходит, что суть этой религии в следующем: жизнь - это страдание, это испытание, это зло и прожить её нужно так, чтобы навсегда от неё избавиться. Если ты грешен, ты переродишься в кого-либо в следующей жизни. Если ты добродетелен, но недостаточно, ты переродишься в царя, но всё равно переродишься. И именно избежать нового перерождения - задача человека. Избежав его, Атман сливается с Брахманом и наступает блаженство (у буддистов нирвана).
   Эта религия жизнеотрицающая. Именно её и исповедуют практически все герои повести.
   Это дух той эпохи. Его чувствовал Чехов. Его каким-то образом чувствует Треплев и пытается выразить его в своей пьесе. У пьесы новая форма. Естественно она не находит отклика в сердцах зрителей. Новое ими уже не воспринимается. Они живут в старой форме.
   Треплев не имеет имени, он киевский мещанин. Он не имеет работы. Он не имеет денег. Он не имеет образования (он не окончил университет до конца. Видимо, из-за денег). Он приживал своего дяди.
   По тем временам это ничего особенного. Многие молодые люди имея такую возможность жили за чужой счёт и не переживали по этому поводу. Если же у них было какое-либо состояние, они охотно жили на проценты и ренту, которые это состояние им давало. При этом они вовсю предавались праздности, а затем чаще всего и разврату и не находили в обществе по этому поводу никакого осуждения.
   Треплеву же претит это состояние. Он не хочет и не может быть частью этой всеобщей праздности людей его круга. Он хочет сам что-то из себя представлять.
  Он ещё жив. Он любит Нину. Любит её несмотря ни на что. Любит её и тогда, когда она с Трегориным, и когда она рожает от него ребёнка, и когда она проваливается на сцене. Он любит её по-настоящему. Он испытывает чувство. Он жив, а потому хранит это чувство.
  Рядом образ любви Маши к самому Треплеву. Она страдает, она говорит, что лучше быть нищей, чем вот так страдать. Я думаю, она искренна в пределах собственной духовности. Каждый человек может чувствовать ровно настолько насколько развиты его чувства. Чем проще и неразвитее человек, тем проще у него чувства.
  Я думаю, что её развитие ограничено общением с родителями, а потому оно не на очень высоком уровне. Потому и её чувства к Треплеву и её рассуждения об этих чувствах довольно примитивны и черствы. Она выходит замуж за Медведенко и это вполне закономерное развитие событий.
  О! Тут интересный момент опять прослеживается. Видно как стадность, привычка к праздности и вообще мировоззрение передаются из поколения в поколение. Мать Маши замужем за Шамраевым. Но любит она Дорна. Эта ситуация ей уже привычна. Она не находит в ней ничего плохого или неудобного для себя. Её муж погряз в делах и не видит ничего что происходит.
  И вот её дочь. Она любит Треплева. Она этого не скрывает. Естественно мать знает об этом. Но она никак не препятствует тому, что дочь выходит замуж за Медведенко. Точно такой же погрязший в быту человек, как и Шамраев. Маша его точно так же не любит, как и её мать не любит своего мужа. Преемственность! Для них это старая форма. Удобная форма. Маша даже подводит под неё обоснование. А её мать ещё и говорит Треплеву, чтобы он был поласковее с Машей. Она это говорит, чтобы было точное совпадение с её жизнь. Ведь Дорн отвечает её иногда взаимностью. Так вот и Треплев должен.
  Рутина, однообразие, праздность. Вот главные черты всех героев пьесы, кроме Треплева и Нины.
  Сначала нужно написать про Нину. Мне это тяжелее сделать. Я боюсь здесь покривить душой. Честно если сказать, то для меня этот образ девушки скорее отрицателен. Она не вызывала у меня симпатий при прочтении пьесы. Но вообще она очень хорошо вписывается в задумку автора.
  Девушка не признаёт условностей этого мира. Она решает стать актрисой наперекор родителям, наперекор всему. Она влюбляется в Трегорина. Она рожает от него ребёнка, а Трегорин бросает её. Но она всё равно любит его. Она всё время говорит, что она чайка. Её тянет к озеру жизни, тянет к чему-то высокому, чего она и понять то не в состоянии. А по дороге к озеру её просто так подстреливает, убивает серый, праздный Трегорин. Но она в отличие от убитой чайки всё ещё не добита, она ещё бьётся и трепещет подстреленная.
  В конце пьесы, Треплев, читая собственные рукописи, завидует Трегорину и его отработанным описательным приёмам. Он завидует тому, как Трегорин описывает лунную ночь.
  После встречи с Ниной он понимает, что он впадает в ту же праздность, в то же скудоумие, что и остальные герои пьесы. На фоне Нины, которая всё так же старается остаться собой, Треплев видит себя опустившейся, следующей за толпой марионеткой. Он не хочет этой безжизненности. Он не желает, чтобы его душа слилась с мировой душой скуки и обмана. Но он видит теперь с очевидностью, что это неизбежно. По поводу первой попытки самоубийства Треплев говорит матери, что то была минута отчаянья, что он не владел в том момент собой и что больше это не повториться.
  Действительно, это больше не повторилось. Треплев делает всё очень тщательно. Он не убегает сломя голову и не стреляется тут же. Нет. Он несколько минут рвёт свои рукописи. Рвёт те рукописи, которые стали похожи на то, что пишет Трегорин. Он рвёт их и бросает под стол. Затем он отпирает запертую им дверь. Это так же свидетельствует об осмысленности его действий.
  Всё это свидетельствует о том, что Треплев сознательно и осмысленно решает покончить с собой. Он любит и ценит жизнь.
  Он не желает прожить жизнь так чтобы от неё избавиться.
  Он прожил её так, чтобы переродиться.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"