Ван И Ди : другие произведения.

Как собрать исторический костюм и доспех. Общие рекомендации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начинающим реконструкторам - общие рекомендации. Редакция вторая, дополненная

  Первая официальная публикация:
  http://www.marka-belfri.ru/reconstruction/beginners/
  
  Автор выражает благодарность Городскому Советнику ТожеГорода sasa (www.Tforum.info) за полезные поправки.
  
  Начинающим реконструкторам
  Как собрать исторический костюм и доспех. Общие рекомендации
  
  Просвещаем молодежь.
  
  ККА - комплекс костюма и аксессуаров. ККА бывает по типам: повседневный - то, что обычно делают для донешения с КДВ и фестивальный - то, что обычно выставляют на конкурс исторического костюма.
  
  КДВ - комплекс доспеха и вооружения. КДВ бывает по типам: тренировочный, турнирный (боевой) и фестивальный (настолько хороший, что "убивать" его в боях совсем не хочется) Последний обычно выставляют на конкурс доспеха.
  
  Новичкам: как собрать КДВ и ККА
  
  Небольшое лирическое вступление.
  
  Одна из первых проблем приходящих в клубы новичков - это создание собственного комплекса исторического костюма и вооружения. В разных клубах она решается по-разному, в силу сложившихся традиций, особенностей организации и прочих обстоятельств. Не будем "тыкать алебардой" в достоинства или недостатки принятых там подходов, отметим лишь, что большинство реализуют принципы "делай как я/он" или "вон там у нас распечатки лежат, подбери себе что-нибудь" в сочетании с неким обязательным в данном клубе минимумом. Такой подход порождает массу малоэстетичных последствий, дающих повод пообсуждать "гобулей", "марсиан" и т.п. Самое же главное здесь то, что новички (и не только) вынуждены идти путем постоянных проб и ошибок. Особенно ошибок, тем более обидных, что зачастую они лежат на поверхности. Сей прискорбный факт, по мнению автора, связан с острым недостатком в клубах "профессиональных кадров" - историков, владеющих методикой научного исследования. Конечно, для военно-исторического движения очень важен энтузиазм, стремление к творчеству и другие замечательные качества наших коллег... Не так уж и редко некоторые любители знают предмет своих занятий не хуже дипломированных специалистов, разрабатывающих эту же тему с 3 курса университета. Но непрофессионализм, как уже указано, ведет, далеко ведет, и главное, не туда.
  
  
  В воссоздании любого исторического комплекса мы видим три основных этапа:
  
  1. Подготовка
  
  2. Сборка
  
  3. Подгонка (и продажа?)
  
  
  
  1.1
  
  Подготовительный этап на наш взгляд наиболее важен во всем процессе. Именно здесь закладывается будущая судьба вашего творения - блистать ему (и вам в нем) на турнирах и фестивалях (хотя бы полировкой) или в вашу сторону будут с хихиканьем указывать пальцами и другими выступающими орудиями реконструкторского быта. Чем лучше и тщательнее вы осуществите подготовку к воссозданию своего исторического комплекса, тем меньше сил потратите на остальных этапах, и тем лучше будет достигнутый вами результат.
  
  Сразу оговоримся, что возможен подход несколько отличный от предлагаемого в статье. Можно с самого начала выбрать понравившееся изображение (желательно средневековое или качественную реконструкцию) доспеха или костюма нужного периода и детализировать его, разыскивая аналоги в материале. По крайней мере для европейского "высокого средневековья" это хорошо тем, что сразу дает общее представление о цели и благодаря хорошо посталенной работе миниатюристов гораздо проще, чем подбирать комплекс по железкам разбросанным по разным источникам. Однако прямой путь далеко не всегда самый короткий и удобный. Так что, вполне вероятно, лучше использовать оба подхода одновременно.
  
  В начале подготовительного этапа необходимо определить эпоху, регион, социальный статус, состоятельность и т.п. параметры "реконструируемого" человека прошлого. Фактически это формулировка цели, которую вы желаете достигнуть, создавая комплекс. Тут важно отметить, что определять цель лучше всего с учетом нашей грубой реальности и ваших финансовых возможностей. Конечно, приятно помечтать о парадном герцогском комплексе начала 16 в. но... Если у вас появятся такие деньги - лучше купите себе двухкомнатную квартиру в Москве. Впрочем, если вы обладаете большим запасом терпения (или этих самых возможностей) - все в ваших руках, лет 5-8 упорного труда над собой даже из человека могут сделать слесаря 6 разряда.
  
  При выборе пути также важно учесть такие обстоятельства как: количество и разработанность источников, сложность воспроизведения желаемого комплекта (в т.ч. технология производства, материалы, делают ли такое производители или это нечто новое и др.).
  
  Так же стоит уделить внимание такому вопросу, как сочетание костюма и доспеха. Причем, сочетанию не стилистическому, а опять же по статусу и стоимости. Не говоря о таких мелочах как соответствие по времени и региону. Хорошим тоном считается жесткое соответствие по региону при разбросе предметов по времени в пределах лет 50. Что, кстати говоря, достичь достаточно трудно.
  
  Кроме того, важно соответствие реконструируемого комплекса окружению. Упомянутый парадный герцог требует кроме всего прочего двор, личную дружину человек на 30, достойным образом экипированных, да и придворные дамы тоже не помешают. Штук пять, не меньше. Если же ты простой рыцарь (более чем) среднего достатка, все равно надо вести за собой хотя бы слугу и оруженосца. Опять же с комплектами, сделанными в соответствии вашему.
  
  Проблема выбора упрощается если в клубе принято некое генеральное направление работы. Скажем, клуб может ориентироваться на эпоху викингов или на столетнюю войну, или на Японию эпохи гэнкоку дзидай. Вариантов много, важно что в таком случае в клубе уже есть определенные наработки, облегчающие задачу подготовки и сборки комплекса.
  
  В итоге, необходимо сесть и четко расписать для себя, что и как, причем начать следует с ККА, а уже потом думать над КДВ. Дело в том, что доспех вы будете надевать не на гимнастическое трико, а на костюм. Соответственно все мерки и подгонка должны производиться по нему. Причем между костюмом и доспехом еще обязательно должна быть такая вещь как поддоспешник. Что интересно, сия неказистая вещь тоже требует аккуратности в исполнении и подгонке по фигуре. И между ним и доспехом также должно быть соответствие по региону и времени. Ибо не счесть случаев, когда плохо подогнанный доспех, или доспех, надетый на конструктивно не соответствующий поддоспешник, в итоге определял исход поединка на турнире.
  
  
  1.2
  
  По определении генерального направления, начинается интересный период сбора информации. Причем усваивать ее также необходимо, как и собирать. Иначе процесс теряет смысл. Собирать информацию тоже надо не абы как, а по определенной и очень простой системе. Ее принцип укладывается в классическое: 'от общего к частностям'.
  
  Сначала следует ознакомиться с историческими трудами общего характера по вашему региону. От самых ранних времен до самого позднего, чтобы знать с чего все началось и чем закончилось. Причем автор настаивает, именно настаивает, что бы вы начали с учебника. Именно с учебника по истории для исторических факультетов ВУЗов. Пусть читать их невозможно, но знать совершенно необходимо. Но помните - учебники бывают разные, лучше всего пользоваться выпущенными либо в годы СССР (отбрасываем идеологическую мишуру и видим массу фактов), либо написанными специалистами МГУ, СПбГУ, различных Институтов истории (Стран Азии и Африки например) и т.п. Одновременно следует начинать подборку источников, не занимаясь пока их анализом.
  
  Следующий уровень - труды по интересующему вас времени, статьи в исторических журналах (все какие достанете, лишь бы по вашему региону и времени). При поиске информации в интернете обращайте внимание в первую очередь на сайты институтов истории, исторических факультетов, музеев и научных изданий. К примеру, сайт истфака МГУ www.hist.msu.ru содержит обширную коллекцию оцифрованных источников по истории средних веков Европы, России и Азии, множество ссылок на исторические ресурсы в интернете и прочую полезную информацию. Во вторую очередь, стоит смотреть сайты, посвященные исторической реконструкции. Такие как: ТожеГород (www.tgorod.ru и www.tforum.info), 10 Легион (www.xlegio.ru) и др.
  
  Крайне полезно на этом уровне погружения в эпоху ознакомиться с историей соседних регионов. Ни один народ или регион никогда не жили в условиях абсолютной изоляции от соседей (даже африканские пигмеи). На протяжении всей человеческой истории наблюдается постоянный процесс взаимодействия разных культур, на всевозможных уровнях. От примитивного 'стенка на стенку' между соседними деревнями африканских бушменов, до возвышенного и куртуазного лобового столкновения закованных в сталь рыцарей где-нибудь при Азенкуре.
  
  Смысл этого лирического отступления в том, что народы, жившие в тесном контакте, в примерно одинаковых географических и экономических условиях, имели схожие проблемы и решали их схожими средствами. Таким образом, решение проблемы соседей с помощью силовых методов порождало сходные комплексы вооружения, стратегических и тактических приемов или какие-либо заимствованмя и т.д. Это несложное наблюдение дает вам возможность в случае отсутствия информации по вашему региону и времени привлекать материал соседних регионов. Конечно же, с определенными оговорками и осторожностью, однако за неимением маркитанток войска могли использовать и другие биологические объекты.
  
  Избегайте популярной литературы с сомнительными авторами и неясной историей появления. Для нас представляет интерес только специальная научная литература, со всеми положенными ссылками на источники и работы других авторов, со списками литературы по предмету исследования. Скучно и не интересно? Что делать...
  
  Очень важный момент - критичное осмысление прочитанного. Далеко не всему даже в научной литературе следует слепо следовать. Также точно не стоит чрезмерно доверять "реконструкторским" изданиям. Увы, научная ценность многих статей публикуемых в том же "Рейтаре" ставится под сомнение даже самими издателями. Тут можно посоветовать только одно - читайте и думайте, думайте, думайте. Головной мозг дан вам природой не для того, что бы просто заполнять пустоты в черепе. Помимо головной боли такие непрестанные упражнения принесут вам заметный прирост интеллекта и эрудиции, лучшее понимание жизни в те времена, да и в наши тоже...
  
  Но все вышесказанное вторично по сравнению с источниками. На них базируется все научные исследования, все статьи, вся литература. Именно от правильности интерпретации и анализа источников зависит насколько достоверно получиться ваш комплекс и любое историческое исследование. К слову, на истфаке МГУ курс источниковедения, независимо от кафедры, проходят в течение двух семестров и сдают по нему два весьма не легких экзамена. Так что к этому вопросу необходимо подходить с максимальным вниманием и ответственностью.
  
  В нашем случае наибольший интерес представляют источники изобразительные, археологические и дошедшие до нас материальные предметы. Отметим, что изобразительными источниками являются не только миниатюры, фрески, статуи или иконы, но также обычные фотографии всего перечисленного. Однако и текстовыми источниками не стоит пренебрегать ни в коем случае. Хотя бы по той причине, что по ним удобно датировать предметы реконструкции. Например, по кругу источников, посвященных Куликовской битве ("Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.), можно установить (и давно установлено), какое вооружение использовалось на Руси к моменту создания данного источника.
  
  При разборе источников всегда старайтесь найти созданные по ним исследования. Этим вы избавите себя от огромного объема работы и множества ошибок от их непрофессионального изучения. Хорошее знание историографии может облегчить вам жизнь и дать весомый авторитет среди коллег реконструкторов. Если же историография обширна и подробна, то часто можно обойтись без залезания в источники. Тем более что они далеко не всегда доступны.
  
  Подводя итог проблеме источников, скажем, что работа над ними должна потребовать от вас не меньше трети всех усилий по воссозданию исторического комплекса. И не менее половины от всех усилий затраченных на подготовительном этапе.
  
  Наконец последний уровень погружения в тему - детальное изучение всего, что имеет отношение к вашему историческому комплексу. Здесь вы должны выяснить такие мелочи как: внешний вид пуговиц, швы на обуви, применявшиеся красители для тканей, покрой одежды и прочие детали, по которым вы будете воссоздавать исторический комплекс. И поверьте, мелочей этих много, все они требуют внимания, а правильное сочетание всех элементов - вопрос, часто ставящий в тупик даже профессоров и академиков.
  
  
  1.3
  
  Работа над литературой и источниками должна привести вас к написанию подробного плана, в котором уже во всех деталях будет описан ваш будущий комплекс. План должен содержать в себе максимально подробное описание ККА, с ссылками на источники для каждого элемента и с комментариями относительно сочетания отдельных элементов. Также должно быть тщательно расписано какие материалы и технологии были задействованы при его изготовлении и что можно воспроизвести в современных условиях. Тоже самое относится к КДВ. На основе этого описания и имеющихся источников необходимо составить чертежи и выкройки всех предметов по отдельности и всего комплекса в целом. Если отдельный предмет состоит из нескольких частей (например шлем) его также необходимо изобразить как в целом виде, так и поэлементно. Причем, если есть разные варианты внутри одного типа предметов - их также надо изобразить и снабдить комментариями (Что? Где? Когда?). При отрисовке комплекса в целом необходимо сделать несколько чертежей, поэтапно отображающих его в процессе надевания. Условно можно разбить на категории: нижняя одежда - верхняя одежда - поддоспешник - доспех - доспех + все остальное. Согласимся, далеко не все сумеют нарисовать даже простую схему расположения пластин в бригантине из Халкиса . К счастью, современные технологии позволяют обойтись фотографиями, ксероксами прорисовок из научных изданий и прочими материалами, достоверно отображающими воссоздаваемый предмет. Но все же стоит напрячься. Ибо потом по вашим планам и чертежам станут делать комплексы многочисленные ученики и последователи. Если, конечно, широта вашего эгоизма позволит им это сделать.
  
  Структурно план должен состоять из трех частей. Описание с чертежами ККА, то же для КДВ и роспись что вы можете изготовить на технической базе клуба, а что придется покупать или заказывать.
  
  
  1.4
  
  И вот последний самый короткий и легкий момент в подготовке. Составление плана изготовления и сборки комплекса. Зачем такой план? Просто знание в какой последовательности и в какие сроки должен быть собран ваш комплекс облегчает сам процесс, а главное в последний момент не будет недоделок и 'забытых' элементов. Кроме того, рекомендуем внести в этот план контактные данные и расценки всех мастеров, у которых вы будете заказывать элементы своего комплекса. Там же стоит делать пометки о продвижении работы.
  
  
  
  2.
  
  Сборка комплекса. Если вы тщательно следовали нашим рекомендациям выше этот этап не вызовет у вас никаких затруднений. Не зависимо от того, есть ли у вас сразу столько много денег чтобы, раскидав заказы по мастерским, через полгода защеголять в вожделенной парадной готике Герцога Тирольского на начало XVI в., или вы собираетесь по два года зарабатывать на каждый грамм позолоты для бахтерца работы Князя Владимира (Владимира Терехова, г. Тула).
  
  
  
  3.
  
  Подгонка. Здесь мы имеем в виду не подгонку комплекса по вашей, исхудавшей за годы зарабатывания денег в каменоломне, фигуре, а доводку готового комплекса до окончательного совершенства. Даже при очень тщательном подходе к подготовительному этапу, все равно могут остаться некоторые неточности, условности или белые пятна в источниках, которые вы потом обнаружите. Устранение всех этих мелких (как мы надеемся) огрехов, замена ажурных серебряных пуговиц на камзоле золотыми с изумрудами и другие доделки и поправки и составят предмет вашей заботы на все остальное время использования комплекса.
  
  И, конечно же, не забывайте о необходимости бережного отношения к вещам, с таким трудом и финансовыми потерями вами изготовленным или купленным. Но об этом вы сможете прочитать в другой нашей статье о хранении и использовании исторического комплекса.
  
  
  
  Џ Van I. D. / З. ГорынычЪ
  
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"