Аннотация: Маленький путеводитель по видеоклубам Квебенской Глуши
Текст будет расширяться, дополняться и прочая, прочая ...
И все, что в жизни случалось не так,
Немытую посуду и несчастный брак
Ее мать вымещала по вечерам,
Глядя в телевизор.
Есть в жизни проклятые вопросы. Например, почему Франция не запустила человека в космос, а Штаты запустили, пусть и с опозданием, после СССР? Казалось бы тайна. Но только на первый взгляд. А всё дело в культуре.
Например, когда французу думать о том, как третью ступень ракеты приделать к непостроенным первым двум? Француз он ведь то Бомарше читает на работе втайне от начальства, то вечером, вместо сверхурочных трудов, в театр смоется. А в выходные может вообще мобильный телефон отключить и уехать с женой замками Луары любоваться. Какая уж тут третья ступень, и так на седьмом небе от счастья.
А американец?
В столовой не посидишь - это не ресторан, биг-мак не фуа-гра да и пепси-кола, в противоположность бордосскому, не располагает к засиживанию за трапезой. Выпил, бульки выпустил верхом, остальное низом и на работу. Вечером по набережным Сены не погуляешь, во-первых Сена в Париже, а во-вторых на что, простите, смотреть? Небоскрёбы высоко, шея болит голову задирать, а жилой сектор архитектурными откровениями не богат: курятник маленький, курятник побольше, курятник большой, с декоративными колоннами ....
Вот и запустили ракету от скуки и полной безысходности.
Одна отрада у американца - телевизор. Там, само-собой, галиматья полная, но развлекает. Вот когда телевизор плотно оккупировал каждый дом тут-то янки и вздохнули с облегчением, перестали на Луну летать и даже ракеты стали плохо делать. Вспомнишь в рабочее время, как тонконогая Джеки отвергла грязные притязания коррумпированного и неполиткорректного босса и вышла-таки замуж за бедного, но гордого Билли, и сразу забудешь на какой болт гайку наворачиваешь. И пошли у них аварии и взрывы ...
Но это у них, они на юге, а мы? Чем скрасить жизнь в нередкие свободные минуты, если уж довелось жить в Квебеке? Да всё тем же - в ящик пялиться. Сходил на видеоклумбу, сорвал пару дисочков и смотришь. А потом знакомым советуешь - это смотри, это лучше не стоит ...
А память всё хуже и хуже, приходится список составлять, иначе забудешь, что рекомендовать, а что не стоит. Тем, кто отважится заглянуть сюда повторно в поисках обещанных в аннотации обновлений, значок поможет избежать повторного прочтения.
Итак список (в порядке предпочтения):
Жил-был поляк и снимал совершенно гениальное французское кино. Звали его
Krzysztof Kieslowski
и сделал он много короткометражек и четыре замечательных полнометражных фильма
La Double Vie de Veronique (1991)/The Double Life of Veronique и трилогию
Trois couleurs : Bleu (1993)/Blue, Blanc (1994)/White, Rouge (1994)/Red
Чего только в них нет. И красивейшие кадры, и философский подтекст и паноплия режиссерских приёмов и ... рассказывать бесполезно, надо смотреть. Кстати, обратите внимание на одну из актрис в его трилогии - Julie Delpy. Она сняла в 2007 г. 2 Days in Paris ... да-да именно с цифрой и английским в названии. Трогательный фильм, в котором она и режиссёр и сценарист, и монтажер, и композитор. Просто 'авто-мото-вело-фото...'. Вот именно фотографа она там и играет. В главной, разумеется, роли.
Luis Bunuel
- испанец, гений. Снимал много.
Le Charme discret de la bourgeoisie / The Discreet Charm of the Bourgeoisie (1972) и Le Fantome de la liberte / The Phantom of Liberty (1974)
Cet obscur objet du desir / That Obscure Object of Desire (1977)
Belle de jour (1966) и другие, но большую часть его фильмов в видеоклубах найти сложно. Впрочем ему повезло куда больше чем итальянцам Federico Fellini
( Amarcord, La Dolce Vita и др.), и Michelangelo Antonioni (Blow-Up, L'Eclisse и др.)
, фильмы которых можно найти лишь в библиотеках. Чуть лучше ситуация у Bernardo Bertolucci
, чей Le Dernier empereur (L'Ultimo imperatore) (1987) есть, кажется, повсеместно, да и The Dreamers (2003), фильм далеко не однозначный, но значимый, найти просто. У Pasolini , рекомендую, если найдёте, чуть не дебютный Des oiseaux petits et grands / Uccellacci e uccellini (1960), остальное ... эээ... это, видимо, на любителя, каковым пока не являюсь. K слову, такова же ситуация с Polanski , его еще в Польше снятый дебют Knife in the Water (1962) показался интересным, а остальное (см. выше ...)
Другой француз Luc Besson
известен всем и фильмы его в рекомендациях не нуждаются. Позволю только напомнить, что интересны и его ранние фильмы: Subway (1985), Le Dernier Combat (1984), которые, как это не удивительно, довольно часто бывают в видеоклубах.
The Big Blue (1988) La Femme Nikita (1991) The Professional (1994)
The Messenger: The Story of Joan of Arc (1999); The Fifth Element (1997).
Angel-A (2005) - просто фильм. Нельзя же одни нетленки снимать.
Любопытны и фильмы, где Besson выступает в роли ''старшего товарища и брата'' или же деспота- наставника (т.н. продюсер): Taxi (1-3), Yamakasi, Le Baiser mortel du dragon (Kiss of the dragon), Wasabi. A l'aveugle. Однако это всё откровенные танцы в треугольнике ''товар-деньги-товар'', только деньги не в долларах, а в евро.
Milos Forman
не француз, но тоже гениальное кино снимает и в рекомендациях также не нуждается. Во всяком случае на творческом отрезке от Taking Off (1971) до Valmont (1989), но и ранний, еще в Чехословакии снятый Loves of a Blonde (1965) достаточно любопытен.
Итак: One Flew over the Cuckoo's Nest (1975); Hair (1979); Ragtime (1981); Amadeus (1984)
Картины Claude Lelouch
сложны, порой утомительны, иногда требуют пауз ''для осмысления'' во время просмотра. Стиль его почти всегда узнаваем и это стиль высокой пробы. Все фильмы перечислять нет смысла, их смотреть надо. Могу особо рекомендовать
Hasards ou coincidences / Chance Or Coincidence (1999),
Tout ca -- pour ca (1993)
Les uns et les autres, (1982)
Itineraire d'un enfant gate (1988)
La belle histoire (1992).
Le Courage d'aimer (2005)
Jean-Jacques Annaud режиссёр ''с большой буквы''
бывают, конечно, и у него не самые удачные фильмы:
Sept ans au Tibet (Seven years in Tibet) (1997)или The Name of the Rose (1986), например
но остальное, что довелось посмотреть, весьма достойно, если не более ...
Stalingrad / Enemy at the gates (2000)
L'Ours / The Bear (1988)
La Guerre du feu / Quest for Fire (1981)
Coup de tete / (1978) - раннее, но интересно.
Coline Serreau - очаровательная тётя. Чуть меньше социальной ангажированности в фильмах и цены б ей не было.
La Crise (1992) - чудный фильм.
Chaos (2001) - Надо полагать это была попытка повторить успех, но на иной теме. Остальные фильмы - хорошие комедии ''с подтекстом''
La Belle verte (1996) к которой в 2004 снято 'продолжение' Saint-Jacques... La Mecque , вернее попытка смикшировать два наивысших успеха: La Crise и La Belle verte ... получилась une belle crise verte. Кто любит Колин, тому понравится, остальные пожмут плечами.
Romuald et Juliette / Mama, There's a Man in Your Bed (1989)
Trois Hommes et un Couffin / Three Men and a Cradle (1985), кстати к этому фильму она сняла продолжение ''Dix-huit ans apres''(2002). Разница почти такая же как и между ''Тремя Мушкетёрами'' и ''Двадцатью годами спустя''. Даст Бог в полное дюмаподражательство она не вдарится и снимать, так сказать, ''Виконта де Бражелона'' не будет.
Qu'est-ce qu'on attend pour etre heureux (1982)
Bertrand Tavernier Может и не гений, но рекомендую как минимум
Capitaine Conan (1996)
Un dimanche а la campagne / A Sunday in the Country (1984)
L.627 (1992)
La Fille de d'Artagnan (1994) - хм ... видимо временное впадение в детство, когда хочется чего-нибудь про шпагу, шляпу с перьями и вызволение красотки из злодейских рук. А может как и у Coline Serreau: пришла тень Дюма-отца и заставила ...
La Princesse de Montpensier (2011) - любоффь. Но с 'милыми' деталями ХVI века. Дамы сочувственно вздохнут, особо романтическия - уронят горячую слезу.
Jean-Pierre Jeunet
(работает иногда вместе с Marc Caro) сделал пару широкоизвестных фильмов:
La Cite des Enfants Perdus / The City of Lost Children (1995)
- этакий опыт ''бельимажирования'' в стиле ... не знаю ... наверное панк, но не пугайтесь, фильм вполне эстетский; и Delicatessen (1991) - говорят хороший, но хрюшка на обложке немного отпугивает, не даёт посмотреть.
Un long dimanche de fiancailles/A Very Long Engagement (2004) и Le Fabuleux Destin d'Amelie Poulain", / Amelie (2001) являются на сегодняшний день наивысшим успехом режиссёра (судя-по-всему успешно отсидевшего срок в голливуде, будучи приговоренным к созданию не то пятой, не то четвёртой серии киношки про крабов, что заводятся в человеческом теле и жрут всё и вся). Роль Амели играет симпатяшка Audrey Tautou (Ахеджакова - везде одинакова), которая до этого играла ту же Амели в
Le battement d"ailes du papillon / Happenstance (2000), а после этого в
а Dieu est grand, je suis toute petite/God is Great, and I'm Not (2003)
Ну и еще где-то играла, например в Vеnus beautе (institut) (1999), который еще можно досмотреть до финала, не заснув, а вот в Le Libertin, ни фильм, ниже роль её уже не стоят потери времени даже на вставление диска в проигрыватель. Хотя La Délicatesse (2011) можно слегка посмотреть.
Правда у Laetitia Colombani в A la folie, pas du tout она играет анти-Амели. Кстати, если соберётесь смотреть фильм, то после первых 30 минут просмотра не бейте автора этих строк ногами за то, что порекомендовал банальную слёзно-сопливую ''амур-тужур-абажур'' мелодраму. Дождитесь 31-ой минуты ... а еще Dirty pretty things, loin de chez eux (2002), снятый замечательным английским режиссером
Stephen Frears, впрочем, этот фильм можно и не смотреть, а вот его Mary Reilly (1996) и Philomena (2013) это чисто английский кинематограф во всём своём очаровании. Florence Foster Jenkins (2016) тоже ничего, но майнстрим, хотя и вполне достойный.
Знакомство с Jean-Luc Godard
к сожалению весьма ограниченное. Говорят гений. Увы Alphaville (1965) - не смог досмотреть до конца, зато
Bande a part / Band of Outsiders (1964) - замечательный фильм. ''Новая волна'' накрывает с головой, когда смотришь. Кстати, помянутые выше ''Мечтатели'' Bertolucci являются в какой-то степени ''ответом'' на Годаровскую ''Банду''; Le Mépris/Contempt (1963) - марочное бардосское (Бардо в главной роли).
Сказал Godard - скажи Truffaut. Столп, мэтр, классик, основоположник ... словом "он в медалях весь лежит запакованный". Попробуйте трио Baisers volés (1968), Domicile conjugal (1970) и L'amour en fuite (1979), а дальше уж как пойдет, но La Nuit américaine (1973) - обязательно.
Сказал Godard, Truffaut - скажи Bresson, Journal d'un curé de campagne (1951) синематографическая (не путать с кино) достоевщина высшей пробы, равно как и Pickpocket (1959) - красочное переосмысление Фёдора Михайловича средствами черно-белого кинематографа. Перескочив через Tati, он же Татищев, чей Playtime (1967) не доиграл до конца, обратимся к Luc Moullet. Moullet - это песня. Причем зачастую почти без слов, как в Parpaillon (1993) или в замечательной короткометражке Barres (1984). Со словами, впрочем, тоже ничего: La Comédie du travail (1987). Ехидненько, абсурдненько, но всегда "в яблочко". В ту же компанию надо записать Agnès Varda : Cléo de 5 à 7 (1962) Cléo в черном, Cléo в белом ... Гениально и Блистательно!
Раз уж пошла такая песня, то без Aki Kaurismäki никак не обойтись. В его финских фильмах кипят страсти и брызжут эмоции. Но по-фински. Поэтому если вы случайно вздремнули в момент кульминации, приняв ея за статичный план - не огорчайтесь, развязку не пропустите: за ней идут титры. Родившемуся в истоках какой-нибудь Клязьмы возможно будет тяжело сразу так взять и окунуться в флегму вод Торнионйоки, поэтому входите постепенно. Начните с франко-финского Le Havre (2011). Залетевшее в ленту с нормандских берегов эхо латинского темперамента будет вас слегка тормошить.
Что общего у Godard, Truffaut, Moullet и Kaurismäki ? Не что, а кто. Все четверо просто вырывали друг у друга из рук бесподобного актера Jean-Pierre Léaud. Умные люди говорят, что достаточно посмотреть фильмы с его участием в хронологическом порядке, записать впечатления в блокнотик, и диссертация на тему 'Поиски нового в послевоенном кинематографе' готова.
Mathieu Kassovitz
Снял очень хороший фильм: La Haine / Hate (1995), потом вылил на экран мутную воду Les Rivieres Pourpres / The Crimson Rivers (2001), a потом и вовсе нелёгкая его в голливуд понесла ... а как всё хорошо начиналось!
Patrice Leconte снял очаровательный фильм с тонким юмором
Ridicule (1996) и множество других фильмов, среди которых есть хорошая драма Monsieur Hire (1989), и неплохая комедии
Viens chez moi, j'habite chez une copine (1980)
эти два фильма объединяет еще и актер Michel Blanc, выступивший как режиссер в фильмах Grosse Fatigue (1994), Embrassez qui vous voudrez (2002) и один из авторов сценария к очень, ну очень французской комедии, шедевру (''как обаятельно для тех, кто понимает'') снятому
Jean-Marie Poire --- Le pere Noel est une ordure (1982).
Последний снял еще и
Les Visiteurs (1993) которые можно смотреть, но продолжение ... (Visiteurs II) это халтура настолько откровенная, что остаётся только недоуменно пожать плечами.
Если вернуться к Grosse Fatigue (не пересматривать ея, это, пожалуй, перебор), а просто вспомнить, то сценарий писал Jacques Audiard, который уже как режиссер в Каннах сорвал не золотую пальмовую ветвь но Большой Приз картиной Un prophète (2009) - специфический фильм, который держит мужчин почти 3 часа в напряжении, а дам напрягает уже минут через 5-10.
зато L'Assaut (2011) снят Julien Leclercq как 'мужской' фильм про террористов и стрельбу, а дамам нравится. Женщины - самая большая загадка во вселенной (но фильм не об этом)
Alain Corneau --- Создал два очень сильных фильма подряд: Tous les matins du monde (1991)
и Le Nouveau Monde (1994). Есть у него на счету и детективчик Le Cousin (1996) ... ну, с кем не бывает ...
François Ozon. Возможно будущий классик. Снимает классно. Вот в Dans la maison (2012) вcё начинается в классе школы, где решили ввести одинаковые пиджаки, а заканчивается в ... впрочем не суть где, но Ozon, слегка примерил пиджак Линча (David Lynch). В остальных картинах Swimming Pool (2003), 5×2 (2004) он слегка в других пиджаках, но ему идет. Как сказано в Dans la maison: à suivre ....
Шотландец Danny Boyle промелькнул на личном голубом экране дважды. Один раз вполне удачно с детективом
Petits meurtres entre amis / Shallow Grave (1995), потом с
The Beach (2000) - это он пытался снять художественный фильм. Но не вышло...
Philip Kaufman тоже два раз отметился. И оба раза вполне удачно
L'Insoutenable legerete de l'etre / The Unbearable Lightness of Being (1988) - шедевр чистой воды,
The Right Stuff (1983) тоже ничего. Особенно для подростков мечтающих о самолётах.
У John Boorman отметим три фильма:
Hope and Glory (1987) - мастерски сделанный ностальгический фильм. И два голливудястика: нежно давящий на психику
Deliverance (1972) и,
Excalibur (1981) - это скорее для детей.
италийских кровей Anthony Minghella витая в аглицких туманах выносил идею экранизировать книгу Michael Ondaatje: Le Patient anglais / The English patient (1996), и получилось весьма изысканно. Потом, уже, кажется, в голливуде снял Le Talentueux M. Ripley / The Talended Mr. Ripley (1999) тоже экранизация (Patricia Highsmith) и тоже очень стильно. В обоих фильмах страсти вполне латинские, а мораль весьма туманна.
Англичанин Mike Leigh выпустил много наверняка не самых плохих фильмов, но
Drole de vie / Life Is Sweet (1991)
Secrets et mensonges / Secrets and Lies (1996)
точно стоит посмотреть. Ритм и стиль весьма своеобразны.
Примерно в том же стиле и под тот же метроном John Crowley снял Intermission (2003)
и раз уж мы задержались в Англии: Ken Loach --- The Wind That Shakes the Barley (2006) 'Где свои, а где чужие? Как до этого дожили?!,' гражданская война в Ирландии. Убийственно.
Kenneth Branagh специализируется на экранизациях Шекспира. И делает это весьма добротно. Во всяком случае
Hamlet (1996) и
Beaucoup de bruit pour rien / Much Ado About Nothing (1993) достойны восхищения.
Peter Weir - одаренное дитя австралийских пустынь замеченное Голливудом, но не испорченное им. Думаю не ошибусь если назову
La Societe des poetes disparu / Dead Poets Society (1989) шедевром и самым пока удачным из его фильмов. Но и остальные можно рекомендовать
Truman show (1998)
Temoin sous surveillance / Witness (1985)
L'Annee de tous les dangers / The Year of Living Dangerously (1982)
Weir'овский сосед Vincent Ward пробил новозеландское кино аж в Канны. И неспроста.
Au-dela de nos reves / What Dreams May Come (1998)
Le Navigateur : une odyssee mediеvale / The Navigator (1988)
Вообще-то Andrew Niccol следует помянуть скорее в разделе 'под пиво', но раз уж речь пошла о Новой Зеландии и Австралии то пусть красуется тут, в окружении приличных людей. Да и Gattaca (1997) фантастика не из самых плохих, и сценарий для Weir'овского Truman show он хороший написал. А Lord of War (2005) это про братьев по оружию. Но в оригинальном для этой фразы смысле...
Cedric Klapisch талантливый режиссёр и его
Chacun cherche son chat / When the Cat's Away (1996) романтическая комедия, где можно взгрустнуть, искренне улыбнуться и принять к сердцу ту или иную сцену, ведь каждый из нас хоть какую-нибудь кошку да ищет.
В 2002 снят был Ni pour, ni contre (bien au contraire), видимо надоело режиссёру искать кошек и, вдохновясь бессоновской пулемётной четой Nikit-ы и Leon-а, снял мужик боевик с дамой в главной роли. Для фильма про 'пиф-паф' и моральное падение очень хорошо: от блестящего вводного хода с фразой: 'J'aime les chaussures' до финальной сцены, где Marie Gillain на протяжении 30 секунд объясняет зрителю мимикой и взглядом название фильма ...
А до этого была L'Auberge Espagnole (2001), но, боюсь, золотыми буквами картину сию в фильмографию Klapisch-а не впишут, разве серебрянными, да и то ... петитом. Зато продолжения Les poupees russes / Russian Dolls (2005) и Casse-tête chinois (2013) куда лучше смотрятся. Paris (2008) смотрится не то чтоб ого-го как, но ... актёров хороших много, и пара гениальных сцен. Ma part du gâteau (2011) - оплеуха пошлости в кино. Попробуйте досмотреть до конца, тем более, что его нет.
...остальное...
Le Peril jeune (1994) и
Un air de famille (1996) - фильмы специфически-французские, особенно второй.
кстати, в нём снялась
Agnes Jaoui, создавшая замечательные фильмы
Le Gout des autres / The Taste of Others (1999) и Comme une image / Look at Me (2004)
Она играла также (и писала сценарий) у
Alain Resnais --- On connait la chanson / Same Old Song (1997), с 'продолжением' Coeurs (2006)
Hiroshima, Mon Amour (1960) - все шедевральны.
Mon Oncle d'Amеrique (1980) - вполне, а вот No Smoking (1993) и Melo (1986) как-то не смог оценить
Francois Favrat пригласил Агнессу J. в свой дебютный Le Role de sa vie (2004) - с большой, надо сказать, пользой для зрителя и для себя.
Помянув Jaoui, надо вспомнить и её мужа Jean-Pierre Bacri, сценариста-соавтора некоторых из помянутых выше фильмов и хорошего актёра. Кроме уже названных картин он играет у Claude Berri в Une femme de menage (2002)
Jean-Claude Carriere в 1995 году великолепно экранизировал роман Jean Giono 'Le Hussard sur le toit' / The Horseman on the Roof, а до этого снял
Cyrano de Bergerac (1990), который ... эээ ... ну не пошел одним словом. Зато профессиональные критики в восторге.
René Clément --- Jeux interdits (1952) - наивные дети могут вынести за скобки всё, даже войну. Мрак в светлых тонах.
Regis Wargnier --- Indochine (1992) одна Catherine Deneuve чего стоит! Да и фильм неплох. Pars vite et reviens tard (2007) - посмотреть и очуметь!
Если к режиссерам и актерам Bernard Campan и Didier Bourdon добавить актера Pascal Legitimus, то получаются знакомые многим ''Des Inconnus'', поставившие во Франции цикл телепередач (заранее завидую тем у кого есть возможность посмотреть записи, в Квебеке их не найдёшь днём с огнем) и снявшие
Les Trois Freres (1995) - комедия ехидная и добрая одновременно. Любителям различных парижских жаргонов доставит особое удовольствие.
В несколько усеченном составе ''Des Inconnus'' сняли
Le Pari (1997) - тоже настоятельно рекомендую
По отдельности актеры эти мелькают в разных картинах. Например Legitimus отметился в Neuf mois (1993, P.Braoude), которую шутливо рекомендую всем будущим молодым папашам (судя по реакции супруги, будущим молодым мамашам не стоит тратить времени на просмотр)
А Didier Bourdon решил одеть костюм режиссёра, сняв и снявшись в 7 ans de mariage...наверное, как дебют, - вполне сносно...
Terry Gilliam
Много неясного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться.
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться.
но вы даже и не пытайтесь представить. Фантазия режиссера не поддаётся ни предсказанию, ни описанию: The Adventures of Baron Munchausen (1989) и, если не хватило, то The Brothers Grimm (2005) и The Imaginarium of Doctor Parnassus (2009). Есть еще фантастика, но без особой фантазии: 12 Monkeys (1995) и The Zero Theorem (2013). Кому последнее зеро удастся досмотреть до конца - расскажите о чём оно было.
Wolfgang Petersen немец попавший с мохнатые лапы голливуда. Если
Le Bateau / Das Boot (1981) сделанный еще в Германии, вполне можно смотреть, то
L'Histoire sans fin / The Never Ending Story (1984) это уже только детям, да и то ...
ну а дальше ...
Однако, раз уж про немцев речь, судьба их не всегда печальна и грустна: вспомним Joseph Vilsmaier с его Stalingrad (1993), и Tom Tykwer с Cours Lola cours / Run Lola Run (1998). Кстати, когда Лола убежала, исполнитель одной из главных ролей снялся у талантливого немецкого турка Fatih Akin, в Julie en Juillet /In July (2002): наивно, но мило - Изя Райдер сорок лет спустя, поданный в сладеньком соусе начала XXI века. И конечно Wim Wenders --- Paris, Texas (1984), правда Les Ailes du desir / Der Himmel uber Berlin (1987) с его продолжением Si loin, si proche / In weiter ferne, so nah ! это ... эээ... это что-то очень немецкое, наверное.
Emir Kusturica сербский режиссёр покоривший каннское жюри своим Underground (1995), и не согласиться с этой высокой оценкой очень сложно.
Можно рекомендовать и его другие фильмы
Chat noir, chat blanc / Black Cat, White Cat (1998)
Le temps des gitans / Time of the Gypsies (1990)
Жанры разные и в обоих случаях лучшую характеристику фильму даёт ёмкое французское выражение ''c'est special'' произнесенное с задумчивым видом
Китайские авторы весьма редки, но Chen Kaige с его
Adieu ma concubine / Farewell My Concubine (1993) и Wang Xiao-Shuai с Beijing Bicycle (2002)могу смело рекомендовать.
С известной натяжкой тут уместно будет вспомнить тайванца Ang Lee, который, правда, доучивался уже в Америке, где и снял несколько фильмов. Например, весьма достойные Raison et sentiments / Sense and Sensibility (1995) и The Ice Storm (1997)
Masaki Kobayashi: Samurai Rebellion (1967) Любовь и Честь. Японское средневековье. Сурово!
Nagisa Oshima с его Taboo (1999) должен быть отмечен безо всякой натяжки. Фильм, судя по малой адекватности его европейским понятиям о композиции и проч., доступно (для японца) раскрывает томление 'загадочной японской души'. Одним словом это вам не лубок 'Последнего Самурая'
Но и не потрясающие 'Семь самураев' Куросавы. Если же хочется японского без самураев, то, конечно,
Yasujirō Ozu --- Tokyo Story (1953). Япономатографический шедевр. Если вас очаровали первые две минуты - продолжайте, еже ни - не теряйте времени, это не ваши сани.
похожие санки у Kurosawa: Ikiru (1952) о том, как один самурай семь себя победил. Пронзительно.
Stanley Kubrick вероятно один из лучших режиссёров Америки. Можно посоветовать
Les yeux grands fermes / Eyes wide shut (1999)
2001 : l'odyssee de l'espace / 2001 : a space odyssey (1968)
Full metal jacket (1987)
L'Orange mecanique / A clockwork orange (1971)
Spartacus (1960)
David Lynch ох ...
ну, гений, это понятно, но чего-то там у него в голове не на своих местах. Что, впрочем, не мешает ему снимать шедевры, например
Lost Highway (1997)
Blue Velvet (1986)
The Elephant Man (1980)
а еще и довольно странные фантазии на околозвездовойную тему
Dune (1984)
Robert Zemeckis снял блестящий фильм
Forrest Gump (1994) очень американский, но на удивление хороший. Несколько лет спустя попробовал снять еще один хороший фильм, но ... увы
Cast Away (2000) до Форреста семь вёрст и все лесом, хотя посмотреть можно.
Среди остального есть два замечательных фильма для детей и подростков
Back to the Future (1985) и Who Framed Roger Rabbit (1988)
La Legende de Beowulf / Beowulf (2007) это кролик Роджер 20 лет спустя. Теперь вместо вкраплений анимации в игровой фильм имеет место быть полноценный и жизнеспособный гибрид игрового кино и мультфильма. Если у Вас не восемь полушарий с четырьмя процессорными ядрами каждое, то даже не задумывайтесь о том как это сделано. Впрочем кроме фантастической техники в фильме мало чего есть. Но и этого довольно ...
Contact (1997) - ''под пиво''
Steven Spielberg плодовит до необычайности, да и даровит тоже. Однако если относительно ранние его фильмы
Empire of the Sun (1987) и даже Pour toujours / Always (1990) можно искренне смотреть с удовольствием, то всё остальное проходит под знаком: ''Да. НО!...'' и этих ''но'' в каждом фильме столько ...
вот разве что The Indiana Jones Trilogy (1989) для подростков хорош и ''под пиво'' тоже, а E.T. the Extra-Terrestrial (1982) и Jurassic Park (1993) нравятся детям, хотя последний явно лет до 14 лучше не давать.
Помянем еще стильный A.I.: Artificial Intelligence (2001) и Saving Private Ryan (1998) с удачной сценой высадки морской пехоты. Последний фильм хорошо смотреть в паре с другим американским на ту же тему The Longest Day (1962)
А!
говоря про Спилберга вспомнил:
Alexandre Arcady --- K (1996), да-да, просто буква К. К Спилбергу отношения не имеет, но очень неплохой фильм. И в продолжение темы Stefan Ruzowitzky --- Les Faussaires / The Counterfeiters ( Die Fälscher) снятый в 2007 г.
Alan Parker еще один талантливый американец. Тоже плодовит.
Midnight Express (1978) чудесный фильм. Среди остального вспомним
Mississippi Burning (1988)
Pink Floyd: The Wall (1982)
Angel Heart (1987)
Francis Ford Coppola снял разные фильмы, и наверняка стоит посмотреть Apocalypse Now (1979), ну и The Godfather
а раз его вспомнили, то можно (или не стоит?) упомянуть Martin Scorsese с его
Taxi Driver (1976) и откровенно голливудящими, но, тем не менее, неплохими GoodFellas (1990) + Casino (1995)
Emmanuel Carrere --- La moustache (2005) Помните анекдот про несчастную жену доведенную невниманием мужа до отчаяния и встретившую его в противогазе? Да-да, тот самый, про выщипанные брови ...
Ту же пару актёров мы увидим у Anne Le Ny --- Ceux qui restent (2007), вот только проще усы из предыдущего фильма найти, чем то что потеряно в этом.
Julian Schnabel--- Le Scaphandre et le papillon (2007) Вы были очень весёлой гусеницей. Но прежде чем стать бабочкой, Вам предстоит немного побыть бездвижной куколкой ...
Alain Berberian --- Paparazzi (1997) - 8-)
Claude Chabrol --- Poulet au vinaigre (1985) Хич без хока... любопытно, тем более, что автор - один из мэтров французского кино.
L'Ivresse du pouvoir (2005) и Merci pour le chocolat (2000) много стиля, детективный сюжет.
Amenabar --- Open Your Eyes (1997) замечательный и стильный испанский фильм, недавно сплагиированный голливудом.
Gonzalo Lopez-Gallego --- Les Proies / El Rey de la Montaña (2008) убойно!
Alejandro Jodorowsky --- франко-чилийский режиссер родом из Екатеринослава, снявший на английском самый великий мексикансий фильм с испанским названием El Topo (1970). Джон Леннон был потрясен, Genesis записали целый альбом по мотивам. Ваш покорный слуга решил, что если ему предложат пейотль, то он, пожалуй, откажется. А вот фильм посмотреть можно. Кому не хватило, добивайте себя просмотром The Holy Mountain (1973)
на десерт после Ходоровского возьмите Jim Jarmusch, сразу, не разбавляя, Dead Man (1995). Ну, а с кофе Coffee and Cigarettes (2003). Выжили? Тогда Only Lovers Left Alive (2013). И остальное тож: Broken Flowers (2005), Paterson (2016) ...