Недавно читал статью о том, что фантастику читают всё меньше и меньше. Это, на фоне того что вообще читают меньше, не удивительно. Удивила статистика - меньше стали читать взрослые, что по идее должны бы предпочитать традиционные методы получения информации. Тем не менее, факт: взрослые читают всё меньше, поэтому бумажные издательства ориентируются на подростково -юношеский контингент.
Но что здесь первично, а что вторично? Может статься, боевики которые воспринимали на ура в девяностых годах, надоели начитавшимся их в тех самых девяностых? К тому же, тот контингент читателей повзрослел и требует нового, тогда как разогнавшаяся машина серий продолжает кормить людей теми показавшими коммерческий успех мясорубками?
Коммерческая политика редакций понятна - бумага доживает, поэтому нужно брать то, что берётся. Упор делается на людей с "чистыми" мозгами, не отбрасывающими с досадой дублирующуюся информацию, а всё впитывающих, как новое, пусть это уже было десятки и сотни раз сказано.
Почему делаю разделение на взрослых и не взрослых? Да потому что "взрослость" подразумевает включение мозгов. Взрослому трудно ассоциироваться с гг мускулистым идиотом палящим из двух автоматов в лузгающих семечки под пивко и матюки подростков.
У редакций, в сущности, нет выбора, поэтому в топку идут новые и новые партии боевых романов, дающих современным рыхлым компьютерным мальчикам\девочкам, ощутить себя немножко героями. Но альтернатив этому всё больше, интереса к печатному слову всё меньше.
А что же взрослый контингент? Шарит взглядом по батальным сценам, что уже в печёнках сидят, и вынужденно обращается в классику, к сложноговорящим Достоевским и замороченным Толстым. Почему обращаются? Потому что там взрослые люди писали для взрослых людей. Это перевешивает и плохой по современным меркам язык, и древность событий. Поэтому классика и переиздаётся постоянно, ну и конечно вековая известность играет большую роль, потому не стоит вопрос, покупать ли "Носителей совести" Чекмаева или "Идиота" Достоевского.
Вопрос, "кто виноват?" занимательный, но бесполезный. Актуальнее второй стандартный: "что делать?" Так что делать современному писателю, желающему писать для взрослых? Пока вижу лишь старинное "пиши так, чтоб самому нравилось" и отдавай людям просто так. Если будут читать в сети, то возможно возьмут и в печать. Конечно, при этом раскладе о профессионализме не может быть и речи.
С другой стороны, сетевую публикацию можно править бесконечно, ориентируясь на отзывы, что делает писательство менее трудозатратным делом, приближая к хобби. Что мы сейчас, после нескольких экспериментов на КЛФ, и наблюдаем.
Здесь ещё возникает вопрос, что автору важнее - донести темы до людей, наладить диалог, или получить бумажную публикацию?