Когда-то в юности, ещё до войны, в Караганде, в шахте, он переохладился в забое. Это сделало молодого здорового человека в трясущегося от тремора инвалида. Но со стороны это выглядело как-то необычно.
Тогда, в послевоенные годы, были популярны в народе всякие соревнования. В разных регионах они носили всевозможные названия. В казахской степи их приурочивали к Наурызу (восточный Новый год, современный праздничный день в Республике Казахстан, 22 марта) и звали, где чабанским тоем (пир), где районными Играми (по типу олимпийских). Или выдумывали звучное наименование, кто во что горазд. Можно представить эти провинциальные изыски, если знать, что в казахских аулах часто попадались дети с именами "Трактор", "Идиот" (вероятно, отец прочитал книгу Ф.М.Достоевкого), "Шоколад",
"Карамель" и т.д.
Среди обязательной программы таких Спартакиад были: "Байга" - лошадинное дерби, где наездниками выступали исключительно подростки, часто дети наиболее уважаемого в округе человека, "Кокпар" - "козлодрание", командная игра, где добычу (этого самого козла) надо было пронести сквозь противника в зачётное поле, тут выступали команды от аулов, а также всегда "казакша-курес" (борьба по-казахски), борьба наподие классической, то есть греко-римской, но с поясами на бёдрах.
Так вот, именно в этом последнем виде традиционного многоборья выставили руководители станции "Дарья" тридцатилетнего Мажит-ата.
Обычно борьба в почётном тяжёлом весе оставалась на закуску, как апогей праздника.
Казахи в своей массе не крупный народ, поэтому всегда собирается мало желающих представлять свой аул в престижной весовой категории. В тот раз собралось около пяти человек. Все помаленьку разминались, согревались и готовились бороться, когда появился на борцовой площадке (ковров тогда не растилали) Мажит -ата. Он по-хозяйски уселся во главе, возле судейского столика, выделенного под соревнование участка, скинул с себя одежду и, как обычно для него, стал весь трястись. Надо добавить к портрету моего героя, что тяжёлая работа горняка сделала мышцы от природы сильного и большого человека очень рельефными, бросающимися в глаза.
А, как известно, у страха глаза велики.
Соседкие борцы, увидев этого "палуана" (богатыря), да ещё различив, как сотрясает его тело от нетерпения могучая энергия, в ожидании противника, переглянувшись между собой, решили, что начальник железнодорожной станции привёз из города неизвестного здесь костолома, который только и мечтает, как переломать им в схватке рёбра.
Эта мысль повергла всех их в смятение. Как потом объяснять местным парням и девицам, что какой-то пришлый наёмник всех их положил одной левой? Легче было срочно всем притвориться больными, сослаться на позднее время, опротестовать, как "подставку", неизвестного в местной борцовской среде человека.
Вот таким образом мой весёлый трясущийся до самой смерти дед стал легендарным в моём роду чемпионом по борьбе "казакша-курес" в самой почётной весовой категории.
А прожил он большую и долгую жизнь, умер в возрасте более 80-ти лет на той самой железно-дорожной станции "Дарья" Джезказганской железной дороги.