1. Первый слой - это якобы весёлые бесы во главе с самим сатаной, несущие Москве благо, пытаясь творить зло. Конечно, этот пласт рассчитан писателем на непритязательную толпу обывателей, которые просто в силу своей языческой сути легко заинтересуются романом и создадут ему популярность.
Параллельно мистике внутри романа возникает для пышности романтический лик как бы Иисуса - Иешуа. Утопического мечтателя, который своей проповедью о царстве истины увлекает даже самого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.
Там же где-то между действительностью, мистикой и христианскими символами летает романтичная и распутная Маргарита, смущая и соблазняя неокрепшие умы своей обнажённой красотой.
2. Второй слой - это уже узнаваемые в специальных кабинетах образы вождей революции, которые во имя Великого светлого будущего строят огнём и мечом новую державу.
Несомненно, многократно названный в романе "хозяином" Воланд - это И.В.Сталин, который легко узнавался современниками М.А.Булгакова, но в силу опасности подобной аналогии никем не произносился вслух.
Но сам И.В.Сталин нисколько не сомневался в главном герое "закатного" романа.
Само сравнение его с Иисусом безусловно льстило самолюбию вождя, хотя он так и не смог отвязаться от ощущения того, что в романе есть ещё какое-то дно, помимо такой очевидной для него бесовщины в обликах Коровьёва - Дзержинского, кота Бегемота - Н.И.Ежова, Азазелло - Л.П.Берии, А.А.Семплеярова - М.Н.Тухачевского, П.П.Китайцева - А.С.Бубнова ...
Это сомнение не позволило М.А.Булгакову увидеть свой роман опубликованным ещё при жизни, чего он изо всех сил добивался, изощряясь в интеллектуальном противостоянии со всей советской цензурой.
3. Третий слой - это зашифрованное якобы под неточности и ошибки, незавершённость произведения, ошибочное представления о советской действительности, скрытое среди известных выражений русского языка, истинное содержание романа "Мастер и Маргарита".
И этот последний слой есть главное послание великого писателя будущим гражданам свободной России, где без прикрас, прямым текстом автор выносит приговор окружающему его советскому режиму и допустившему приход советской власти российскому народу ...
И страшен становится вид вереницы мертвецов, подымающихся по лестнице на "великом балу сатаны", ибо это идёт перед глазами читателей весь умервщлённый российский народ и его тысячелетняя история ...
Думайте, дорогие читатели, думайте ...