|
|
||
О Чухломе: история Чухломы и Чухлома сегодня... |
    Если хотите представить себе, что такое русская провинция, то приезжайте в Чухлому, что в 180 км севернее Костромы. В этом тихом и древнем городке можно увидеть суть самой глубинки России. Той России, которая хранит неизменность традиций, бережет народные обычаи, соблюдает патриархальность уклада. Чухломским жителям не чужда старомодная благопристойность, которая осуждает разнузданность и разврат современного мира и печется о нравственности. Чухлома - это достойная русская провинция, иной мир, слегка затерянный в суете происходящих событий на планете.
    Современная Чухлома не сильно отличается от Чухломы прошлых веков: все те же деревянные дома из срубов составляют основной вид города, все тот же, почти средневековый неспешный ритм города задают его несуетливые и обстоятельные жители с особым, северным типом темперамента. Коренной чухломич никогда и ничего не делает второпях, поспешно, наоборот, принимаясь за любое дело, он сначала все обдумает 'с чувством, толком, расстановкой'. Поэтому в Чухломе не принято делать какие-то поступки и принимать решения впопыхах, импульсивно. Все происходит неспешно, размеренно, в ином темпе, чем в мегаполисах.
    Неспешно прогуливаясь по тихим старинным улочкам Чухломы, которые выглядят почти так же, как и в прошлых веках (если не обращать внимания на асфальтированные дороги и спутниковые антенны на крышах деревянных домов), вдруг может почудиться, что вот-вот из-за угла вынырнет пролетка с лошадями с предводителем уездного дворянства или земского доктора...
    Современный чухломич - житель не только работящий, но и зажиточный, состоятельный, почти в каждом дворе тут стоит машина, а то и не одна, с расчетом на каждого взрослого члена семьи. Менталитет коренного чухломича уходит корнями глубоко в древность. Он сложился, когда его жителям приходилось переживать исторические события, происходящие на Руси того времени, преодолевать невзгоды, связанные с ними, а еще попутно выживать в неурожайные и голодные годы, что тоже отложило свой отпечаток на характер жителя глубинки. Чухломичи не имеют привычки транжирить деньги налево и направо, растрачиваясь по пустякам. Чухломич любит сберегать и накапливать: имея что-то 'в загашнике', легче выживать в этом неспокойном мире с его непредсказуемыми событиями. Почти любая средняя чухломская семья без особых проблем переживет невзгоды, если на планете случатся какие-то катаклизмы, поскольку в закромах каждого дома имеются такие продовольственные резервы, которые помогут просуществовать долгое время, независимо от внешних условий. Негласная 'доктрина продовольственной безопасности' - это условие и залог существования почти каждой семьи в этой тихой русской провинции, который обеспечивается за счет кропотливого труда на собственном приусадебном участке.
    Официальной датой основания старинного города Чухлома считается 1381 год. Но это очень условная дата, поскольку эти лесные края в глубинке Галичского княжества Московского государства были заселены еще задолго до того, как образовалось государство Русь. По берегам чухломского озера, на которых и сейчас стоит город, появились селения первобытных людей, согласно археологическим находкам, еще в первом тысячелетии до нашей эры. В начале нашей эры племена, проживающие по берегам чухломского озера, стали называться 'чудь'. Предположительно отсюда и пошло название города Чухлома, когда озеро, у которого расположилось 'чудское городище', называлось 'чудским озером', а впоследствии видоизменилось до 'чухломского озера', отчего и берет свое название древний город Чухлома.
    Славяне в эти лесные края, богатые рыбой, дичью и пушниной начали добираться только в конце IX века. Это были новгородцы-христиане, а местная чудь идолопоклонниками-язычниками. В это время и начала происходить ассимиляция местных жителей со славянами. С тех давних времен сохранилась память о древних племенах чуди, которая звучит порой странными для слуха русского человека древними названиями рек и местностей, такими, как Вёкса, Вига, Яхромша, Едомша, Возега, Морега и т.д.
    К официальной дате основания Чухломы относится и возникновение и основание известного древнего чухломского монастыря - середина XIV века. Сподвижник Сергия Радонежского Авраамий пришел в эти малозаселенные лесные края и увидел, что среди местного населения еще много некрещеных язычников - потомков племена чуди, и решил основать монастырь 'в урочище Чухломе на городище', с миссионерской целью в том числе. Так появился этот мужской монастырь на противоположном берегу , который действует с тех давних пор и до нашего времени, названный в честь ученика Сергия Радонежского Авраамиево-Городецким, который находится в 7 км по озеру и 11 км вокруг по берегу, рядом с селом Ножкино.
    К середине XIV века относится и присоединение Чухломы к Государству Московскому, после чего Чухлома начинает упоминаться в исторических летописях и документах того времени. Средневековые источники доносят, в основном, сведения о 'бедах и скорбях' в этих краях: тут не раз случалась то моровая язва, косившая почти полностью все население Чухломы, то настигал страшный голод вследствие неурожая из-за засухи. Чухлома и окрестные деревни вымирали частично, а то и целиком, иногда случались набеги и нападения воинственных соседей - черемис и татар. Младший сын Дмитрия Донского - Юрий, который владел Галичским уделом, в состав которого входила и Чухлома, принимал защитные меры от набегов врагов путем постройки различных крепостей. Подобная деревянная крепость в начале XV века была воздвигнута в городе Чухломе. В годы правления Ивана Грозного Чухлома взята в опричнину, поступив в 'их царев обиход'. С 1780 года город застраивается по новому утверждённому плану, который в своем хоть немного и видоизмененном виде - расширенном и дополненном, но существует до сих пор. Нынче в Чухломе проживает, согласно последней переписи, 5 106 человек - немного, поскольку молодежь уезжает учиться в соседние Кострому и Ярославль, в северную столицу Санкт-Петербург или в саму Златоглавую и большинство там и остается. В Чухлому возвращаются те, кто всем сердцем привязан к своей малой Родине, кто видит свое будущее в Чухломе, а еще жители среднего и старшего возраста, которые привыкли к неспешному ритму жизни в отдалении от суетных мегаполисов и не собирается менять его на другой.
    Как и в прошлых веках, почти поголовно все мужское население занято в сфере строительства. И не просто строительства, а именно в деревянном зодчестве: чухломские мастера рубят срубы домов и срубы бань, застраивая деревянными домами не только столицы России - Москву и Питер, но и весь центральный регион страны, порой включая и южный с благодатным Краснодарским краем и Ростовской областью. Самые предприимчивые и энергичные чухломские бизнесмены уже нацелились осваивать строительный рынок Крыма и ждут с нетерпением открытие Керченского моста, поскольку пока затруднена доставка пиломатериала со срубами через паром. Но можно быть уверенными в том, что стоит открыть надежную дорогу на Крым, как пойдет поток тяжеловозов со срубами в сторону Симферополя, Севастополя и Ялты из Чухломы.
    Традиции деревянного зодчества в Чухломе уходят корнями глубоко в древность, когда наши предки на Руси застраивали избами свои поселения. Недаром предки чухломичей с незапамятных времен освоили территории у большого озера, богатого не только рыбой, полюбив рыбный промысел, но и лесами, строя свои деревянные дома и бани из того стройматериала, который в обилии произрастал и произрастает до сих пор в окрестностях Чухломы.
    Исстари древняя Чухлома застраивалась деревянными домами и теремами. Примером тому служит сохранившийся до наших времен архитектурный памятник деревянного зодчества XIX века - деревянный терем под Чухломой, удивительной красоты и необычной архитектуры в 'ориентализированном' русском стиле, как манифестация неповторимости отечественной культуры.
    Со времен Петра пошла традиция чухломских отходников выезжать за пределы города на строительство деревянных домов в северную столицу России - Санкт-Петербург . В 1700 году Петр I объявил о наборе в Чухломском уезде крестьян на строительство столицы, требовались, в-основном, плотники. Так и продолжается эта традиция отходничества в Чухломе, начатая больше 300 лет назад.
    В прошлых веках отходники уходили на работу, преимущественно, в Питер. Уезжали надолго, иногда на годы, но семьи свои не забывали, постоянно слали родным посылки и денежные переводы. Согласно статистике, до Первой Мировой войны ежегодно отходниками высылалось более миллиона рублей ежегодно, приходило от 100 до 300 пудов посылок на почту ежедневно. Все это шло на пользу семьям в глубинке, увеличивало рост благополучия семей. В Петербурге даже был свой трактир у чухломских отходников под названием 'Чухлома', который располагался на улице Разъезжей в районе Лиговки. В этом трактире коротали свободное время чухломичи-земляки за чашкой чая или чем покрепче, делились новостями с малой родины, обсуждали события, которые происходили там. По количеству отходников в Костромской губернии Чухломский уезд находился на первом месте: на 100 мужчин 57 находилось в отходничестве.
    Время от времени отходники возвращались домой, привозили с собой новый опыт, накопленный от жизни в столице, новые впечатления, умения и навыки, делились с соплеменниками новой 'столичной' модой на все: от одежды и манер до новых веяний в деревянной архитектуре. Отходники, возвращаясь домой, строили уже у себя в Чухломе новые деревянные дома, применяя новый опыт и знания, который подчерпнули, находясь в отдалении на работе, строили свои дома с учетом новых веяний в деревянном зодчестве. Простые крестьяне строили свои дома по типу барских хором. До нашего времени сохранились деревянные дома отходников Ивана Поляшова в Погорелово и Мартьяна Сазонова в Осташово. К сожалению, уже нет многих крестьянских усадеб, построенных на манер барских особняков в Бешеново, Козинском, Назарово, Соколово и ещё десятках других деревень Чухломского уезда.
    В наше время плотники из Чухломы также на время покидают свои дома для работы, для строительства деревянных домов. Кое-что уже поменялось в их отхожем промысле по сравнению с прошлыми веками, а кое-какие традиции отходничеcтва так и сохранились. Как и в давние времена, отходники сегодня - небедные люди, поэтому большинство имеют не только собственные дома, но и автомобили, а то и по нескольку, на которых выезжают на заработки за пределы области. Сегодняшний чухломский плотник работает, в-основном, в Московском регионе, что на машине составляет несколько часов поездки. Бригада плотников-строителей выезжает для выполнения подряда и возвращается обратно домой, таким образом, не покидая надолго семью и место жительства. Да и современные средства связи, такие как мобильный телефон и компьютер с видеосвязью, не дают почувствовать человеку, что он живет в отрыве от семьи и дома. Как и в стародавние времена, строительство деревянных домов на загородных участках жителей столицы продолжает пользоваться спросом. Нынче плотники из Чухломы возводят срубы деревянных домов не только из бревна, но и из бруса, что проще и быстрее. Деревянные дома из бруса значительно дешевле, чем дома из бревна ручной рубки, поэтому строительство загородных домов происходит, чаще всего, из разного вида бруса. Брус довольно удобный в строительстве материал, благодаря своей ровной геометрической форме, что позволяет возводить невероятно красивые деревянные дома с разными архитектурными формами и решениями. Кроме Москвы и Подмосковья, чухломские плотники выезжают на строительство деревянных домов в другие регионы средней полосы России, а также в южные регионы. Северная столица - Санкт-Петербург, теперь на втором месте после Москвы по частоте выездов у чухломских плотников.
    В Чухломе существуют целые семьи плотников, династии мастеров, которые годами, десятилетиями заняты изготовлением срубов, строительством деревянных домов. Знания и опыт передаются от старшего члена семьи к младшим, от отцов к сыновьям. Таким образом, традиции деревянного зодчества сохраняются и приумножаются за счет прирастания новым опытом в строительстве от молодых плотников, которые не стесняются использовать и применять современные инструменты и технологии в возведении деревянных домов.
    Современная Чухлома живет и прирастает молодыми жителями и новыми деревянными домами за счет лесной промышленности. Как и прежде, эти места богаты лесом, который обступает со всех сторон небольшой городок на берегу необъятного озера с монастырем на противоположном берегу. Пенсионеры и старики тут уважают летнюю и зимнюю рыбалку на озере. Женщины после основной работы в городских учреждениях любят покопаться на грядках своих приусадебных участков, выращивая не только изумительные помидоры, огурцы и др. зелень разных видов и сортов, но и великолепные цветники. По столичной моде, многие увлекаются ландшафтным дизайном, облагораживая свои и без того красивые деревянные дома разными скульптурами, обустраивают бассейны и фонтаны в своих владениях, строят беседки - легкие деревянные конструкции для приятного летнего времяпрепровождения. Большинство мужчин - от молодых ребят до людей преклонного возраста, так или иначе заняты в лесной промышленности: на заготовке леса, рубке срубов, производством пиломатериала в цеху, работает в бригаде плотников на выезде или просто предприниматель, который организовывает весь процесс строительства деревянных домов в Москве, Подмосковье и других регионах страны.
    Сегодняшняя Чухлома, как и сотни лет назад - это город деревянного зодчества, которая строит деревянные дома не только в других областях и местностях, но и сама активно застраивается новыми деревянными домами. Каждый хозяин, строя свой дом, имеет уже богатый опыт за плечами в возведении деревянных домов, поэтому щедро использует свои умения в построении собственного дома, не жалея средств и сил, стараясь, чтоб у него получилось не хуже, чем у других или соседа. Так и растет деревянная Чухлома, расширяясь новыми площадями. Недаром ведь, появившуюся уже в XXI веке территорию новостройки деревянных домов, прозвали в народе Царское Село, где строятся и поселяются самые преуспевающие в лесозаготовительном производстве и строительстве чухломичи.
    Сколько в Чухломе будет стоять лес - кормилец горожан, столько будет и стоять Чухлома.
    Сколько в Чухломе будет стоять лес - кормилец горожан, столько будет и стоять Чухлома.
Источник
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"