Аннотация: рассказ о Выборгском Фестивале Средневековья (июль 2005г.)
Живое Средневековье
1.
Давно слышал о ежегодном Фестивале Средневековья, что проходит в Выборге в конце июля (официальное название "Рыцарский Замок"), и наконец-таки собрался и поехал на это действо. Девушки в старинных костюмах цвета Рдяной Розы стали встречаться уже на Финбане (Финляндском вокзале); по мере приближения к старинному замку Выборга (построили шведы в XIII-ом веке) количество старинных персонажей стало возрастать в геометрической прогрессии. Вот крестоносец с белым щитом и красным крестом, а вот девушка в рогатом чепчике; за ней красно-черный менестрель с длинными вытянутыми, как нос Буратино, носками...
У входа в замок выстроилась очередь желающих прикоснуться к Дышащей Медиевистике, Живому Средневековью, Золотой Середине Человеческой Истории, явно превышающая количество зрительских (стоячих и сидячих) мест.
На сторожевой будке (она же кассирная), раскрашенной в стиле а-ля Павел Первый, красовалось объявление: "Мясо на углях и всевозможные напитки. В атмосфере Средневековья, на верхнем дворе замка, у башни "Святого Олофа".
Стремился в Средневековье... а попал в советскую эпоху с ее диалогами типа:
- Двести рублей! Вчера вдвое дешевле было.
- А 3 года назад - вообще бесплатно.
Впрочем, совдепию напоминали не только диалоги, но и очередь, растянувшаяся на метров 300, которая через пару часов вовсе перестала двигаться. В очереди тут же вспыхнули переклички:
- Билеты продавать не будут.
- Нет будут, но сначала выпустят, а потом впустят.
Последняя реплика относилась к толпе выходящих с полуденного представления (вечернее же должо было начаться в пять пополудни).
Осознав за 15 минут до начала представления, что обыденным очередным порядком проникнуть в Средние Века мне не удастся, и заодно распрощавшись с мечтами обогатить тощую кассу Выборгского музея двумя сотнями, я (была не была!) шагнул под шлагбаум... и очутился в XIII веке. Итак, я оказался в Средневековье без платы и очереди.
2.
Какое обилие Средневековья!
Встав в другую очередь (короткую, за пивом), я очутился между девушкой в умопомрачительной красоты бархатном эннене образца поздней осени 1453 года (это такой женский колпак со шлейфом из Бургундии - глаз не оторвать) и босым монахом-доминиканцем, опоясанным веревкой с болтающейся кружкой для сбора подаяний.
Представление началось в пять ровно со старинных танцев под живую музыку, которые сменил конный турнир, открывшийся появлением перед публикой Королевы Турнира Натали, женщины средних лет с тонкими нервными чертами лица, одетой в сшитое вручную бархатно-вишневое платье XIV века, с серебряными пуговицами, которая грациозно гарцевала на бесподобном коне с хрустально-снежными пятнами. Это она (!) обучила рыцарей умению держаться в седле. Браво! Впервые увидел Живую Королеву, которая носит этот титул по праву. Стали представлять участников конного ристалища (даю не всех, по памяти): Владислав Литовский, шляхтич благородных кровей, Шотландский представитель Ордена Святой Марии Тевтонской (это им Александр Невский в свое время рога посшибал), рыцарь Ордена Храма, мессир Тома де Круа, и на закуску - шлемоблещущий (так и было по Гомеру, объявлено) воевода Петр Васин. Впрочем, невзирая на импортные титулы, все участники - безобидные русские люди. Конное состязание состояло из: Сарацина (упражнение с железным истуканом), Квентины (поднятие колец), Капусты (ее рубки), поднятия шарфов и платков копьем с земли (в порыве эротической экзальтации на песок был выброшен и черный лифчик - и этим, помимо прочего, Новое Средневековье отличается от Старого) и, конечно, конной сшибки (каждое соприкосновение копья и щита публика встречала воплями восторга). Как ни странно, наиболее трудными были для рыцарей были Квентина и Капуста. Победителем конного турнира по праву стал воевода Русской Дружины Петр Васин, стоявший у истоков фестиваля (в этом году десятый по счету).
Конный Турнир сменили бои рыцарей-меченосцев (меч-меч, без щита), причем соперники колотили друг друга по шлемам мечами совсем не по-бутафорски. Сражение закончилось всеобщей поразительно красивой мини-битвой, в которой смешались алебарды, мечи, каски, копья и пики... как будто медное чудовище, скрежеща чешуей, передвигалось по замку, крича на сто голосов. Это было последнее, что я увидел, ибо последняя питерская электричка звала меня своим рожком в путь. Выходя из замка около 9 вечера, я видел людей, покупающих билеты! - и это несмотря на закат представления.
География участников впечатляла, тем более что все прибыли в Выборг за свой счет (даю опять-таки не всех, а кого запомнил): Объединенная команда из Сибири и Дальнего Востока; клуб "Золотой Грифон" из Петербурга (любящий Англию XV века), Ростов-на-Дону, Оренбург, Карелия, "Бранденбургская марка" из Москвы (возлюбившая век XIV-ый), еще москвичи-пятнадцатистолетние англичане, Белгород, Тула, Ставрополь (Русь), Рига, Елец, разумеется Выборг, и даже тамплиеры из Белоруссии (куда батька смотрел?). Гостей представляла счастливая хозяйка шведского замка Светлана Александровна Абдуллина в неотразимом платье испанской донны XVI-го века.
3.
Вряд ли бы этот фестиваль заслуживал столь пристального внимания, если бы не два момента:
1) он имеет подлинно живой характер, ибо проводится без государственной поддержки;
2) он имеет будущее, ибо люди инстинктивно тянутся к иным, не современным ценностям.
Что заставляет здоровых мужиков и их хрупких спутниц преодолевать дальние расстояния? Полагаем, что не только тяга к романтике (иначе это сборище было бы лишь очередным скоплением ряженых - и не более), но и тоска по высоким идеалам, которых нет в современной культуре, тогда как в культуре Средневековья они были.
Проще говоря, люди устали от козлиных плясок современности и ищут в Средневековье (и правильно делают) настоящих идеалов. Честь и хвала им за это. Более того: описанный нами Фестиваль - один из очагов того движения, которое мы называем Новым Средневековьем... И потому у него блестящее будущее.
Чем вообще Человек Средневековья отличался от нас, грешных? Многим, но в первую очередь тем, что в центре его мира стоял Творец Вселенной, а в центре наших мирков, похожих на мышиные норы, мы сами. И произведения-то у нас мышиные! Это касается не только литературы, но и культуры в целом, включая и архитектуру.
Так, Архитектура Средних Веков, с ее безыскусственностью, прямотой и строгостью линий, красотой гениальной простоты - достигнув Нового Времени, стала тяготеть к вычурности и громоздким изяществам. Возьмем, к примеру, Псковский Кремлевский собор Святой Троицы и Петропавловский собор Петербурга. Да, Дух дышит, где хочет, и Царствие Божие внутрь нас есть, но вряд ли мы погрешим против истины, если скажем, что формы Средневековой культуры более способствовали созерцанию Творца, нежели формы культуры Нового Времени. Именно так: Средневековая Культура была средством к созерцанию Божества, современная служит средством обожествления человека. Культура Средневековья выросла из проповеди, современная из похоти. Искусство Средневековья было подножием к Храму, современное пьедесталом для человека. В первом мы видели купол, в последнем - комнату кривых зеркал. Иными словами, нашу культура есть культура веселящегося скота, ибо ее главный лозунг, обращенный к человеку, таков: "Веселись, скотина!"
Новое Средневековье, взяв от старого Формы, наполнит его новым, современным содержанием, впрочем, старым, как мир (ибо в нем нет ничего нового), ибо главное в этом мире - как спастись (то есть попасть в Царствие Небесное) и не просто вообще, а как спастись сейчас? (а не что купить - как нас убеждает современная культура).
P.S. По странному стечению обстоятельств накануне в Петербургских дворах Капеллы я лицезрел непревзойденные готические танцы XV-го века (в рамках фестиваля старинной музыки), а после, на Невском проспекте, случайно увидел русский брейк-дэнс. Какой разительный контраст! Как между человеком и обезъяной.