Положение о благотворности всеобщего образования не есть аксиома.
Более того: между уровнем произведений искусства и всеобщей грамотностью существует обратная зависимость, то есть: чем гениальнее произведение, тем темнее масса; и наоборот, чем бездарнее произведения интеллектуально-художестенной элиты, тем просвещеннее толпа.
2.
Происходит это потому, что источники современной культуры пьют грязную воду неразборчивости.
Вспомним так называемый "Золотой Век" Русской Литературы (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев). Ими написанное - лучшее из созданного в отечественной словесности за последние два века. Как им это удалось? Они были дворянами и писали для дворян.
3.
Таким образом, в субстанции любого выдающегося творения заложен закон перехода качества в количество (то есть гениальность произведения умножается на количество умов просвещенных читателей). Этой субстанцией и обладал Золотой Век Русской Литературы.
4.
Что произошло потом?
На ниву словописательства пришли разночинцы, модернисты, оборванцы. Как следствие (и это в первую очередь относится к советской литературе) произведения стали массовыми, то есть бездарными.
5.
Мера
Весь серебряный век пробежит между коленками Толстого. Сам Толстой поместится в кармане Данте. А если измерить самого Данте Крестом Христовым? - кто тогда найдет эту песчинку на берегу морском?
6.
Но по крайней мере у литераторов Средневековья хватало ума - и сердца - не жить литературой (и потому получались непревзойденные образцы). Они были в первую очередь христианами, то есть жили Христом, а потом уже литераторами.
7.
Все вышесказанное дает нам право с оптимизмом относится к 1) уничтожению массового читателя; 2) концентрации просвещения исключительно в Москве и Петербурге; 3) распаду литературного пространства на многочисленные секты - ибо это означает, что наша литература вернулась в естественное ей состояние, когда масса не хочет просвещаться, а разбегающаяся элита этим заниматься не желает.
8.
Но это также означает и новую точку отсчета для отечественной культуры. Универсальными книжниками нового времени, просветителями забытого народа станут пишущие и читающие одиночки, которые будут в совершенстве знать три книги: Евангелие, Часослов, Псалтирь.
9.
Предрассветный час самый темный.
Это следует помнить тем, кого смущает разгул рубля и бюстгалтера сегодняшних книжных страниц.