В данном философском натюрморте мы рассмотрим тексты с точки зрения их формы. Как нам представляется, на сегодняшний день существует четыре типа текстов по отношению к читателю.
1-й тип: Троянский Конь.
2-й тип: Скрижаль.
3-й тип: Репейник.
4-й тип: Зеркало.
Троянский Конь. Это тексты-загадки. В частности, настоящее стихотворение всегда представляет из себя некоего Троянского Коня. Пример: "Аленушка" Берггольц, написанная в 1940-м году.
Скрижаль. Классический пример скрижали: Нестор-летописец с его "мирно бысть" или пушкинское "мороз и солнце - день чудесный..." Скрижали скупо и сочно фиксируют внешнее, не привнося в него ничего от пишущего (или почти ничего).
Репейник. Это все рекламные тексты (тщащиеся изображать из себя литературу), тексты-агитки, а также оккультные тексты. Примеры нерекламного липучего текста щедро предоставил Серебряный Век (Розариум Иванова, в котором ему изменило чувство меры, а всякому читающему становится дурно от изобилия текстуальных роз - один из таковых примеров). Репейники навязывают себя читателю.
Зеркало. Это золотой век Русской Классики, богатой на зеркальные произведения, т.е. на такие, в которых читатель видит сам себя (Гоголь - Тургенев - Толстой - Достоевский - Бунин - Набоков). Писатель, беря читателя за руку, вводит его в текст, говоря: смотри и действуй.
Мы полагаем, что литература будущего, а для нас это Литература Нового Средневековья, будет преимущественно творить смешанный тип текстов под названием Зеркальная Скрижаль, где отрешенность писателя будет совмещаться с любовью к читателю.
Итак: заглянем в Зеркало Скрижалей: ибо только там виден завтрашний день!