Принципиальное отличие русского менталитета от западного связано с двойственностью естества (натуры, природы) человека. Одна его сторона - первобытное (первородное) естество - включает в себя материальные (физические) потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания обмена веществ - важнейшего атрибута жизни, а значит и для сохранения её самой. Это потребности в воздухе, пище, воде и пр. Сюда же следует отнести и по крайней мере одну, хотя нематериальную, потребность ума - любопытство.1 Все или отдельные из перечисленных потребностей присущи и другим - низшим - организмам.2 Именно на родство с ними указывает использованное выше определение данной стороны человеческого естества как первобытного.
Другая сторона естества человека представляет собой духовные потребности, появившиеся в результате социального развития человека в процессе его жизни в обществе.
Примечание
Духовная сфера человека, как и телесная, обусловлена проявлением свойств биополимеров, поэтому тоже причастна естеству.3
"Духовные потребности - это высшие потребности идеального (нематериального) характера: эстетические, познавательные, религиозные. К духовным потребностям относятся: стремление к познанию себя и окружающего мира в их взаимосвязи, поиск и реализация смысла своей жизни, стремление к нравственному совершенству, потребность в вере и др.".4
Вместе с тем некоторые потребности нематериального характера могут быть низменными, порочными. Так, ещё в древнем Риме толпа наряду с хлебом требовала зрелищ, в первую очередь кровавых: схваток людей с дикими животными и гладиаторских боёв. И несмотря на развитие цивилизации низменные потребности человека не только продолжают существовать, но становятся разнообразней и изощрённей.
Западный менталитет абсолютизирует и даже фетишизирует первобытную ипостась человеческой природы, которая признаётся данностью, константой и даже оптимальной конструкцией и потому безусловным благом. "Что естественно, то не безобразно". Вот почему максимальное удовлетворение материальных физических потребностей и приравниваемых к ним нематериальных низменных5 для западного человека является приоритетной задачей. Прямым следствием такой жизненной концепции стало потребительство,6 превратившее западное общество в общество потребления.
Как сказано выше, к первобытным потребностям человека относятся нужды не только плоти, но и некоторые специфические запросы ума. Сначала это было примитивное любопытство, свойственное и многим животным, а потом более сложная форма - любознательность, т.е. присущее исключительно человеку стремление к приобретению новых знаний. Л ю б ы х. Даже сулящих опасность, не говоря уже о не востребованных жизнью. Знаний ради них самих. От таких ум тащится сильнее всего. Но и этого кайфа ему мало. Ум стремится приспособить к чему-нибудь добытые новые знания, внедрить их в жизнь, вследствие чего технический прогресс, некогда бывший процессом появления н е о б х о д и м о г о нового, превратился в процесс появления и з л и ш н е г о нового, процесс стимуляции материальных потребностей людей.
Данное свойство ума у западного человека выражено в значительно большей степени, чем у человека русского. Потому ч р е з м е р н ы й технический прогресс является порождением исключительно западной культуры. Здесь мы всегда шли позади, а немногие наши достижения на этом пути были сделаны людьми, испытавшими на себе её сильное влияние, т.е. ментально не вполне русскими.7
Две стороны человеческой природы по отношению друг к другу не нейтральны. Наоборот, в каждом из нас они всё время борются, стремясь к первенству. Победить может и та, и другая. И взявшая верх будет в основном определять менталитет человека.
Если согласиться с определением жизни как проявления свойств биополимеров,3 то можно предположить, что различия менталитетов западного и русского человека обусловлены генетическими причинами. Нет, хромосомы по общему набору генов у нас, видимо, одинаковые или очень близкие, но вот составы а к т и в н ы х генов, а значит и кодируемых ими белков, участвующих во внутриклеточных биохимических процессах, могут отличаться. Эта разница менталитетов хорошо видна в светской и религиозной культуре. Сравнить хотя бы русскую литературу с европейской и американской. Поиски смысла жизни, душевные метания и страдания от сознания своей никчёмности человека, материально вполне благополучного, вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" - важнейшие темы нашей литературы. Есть ли что-нибудь подобное в западной? То же и с религией. И мы, и Запад - христиане. Однако наше православие и их католичество и протестантство разделяет пропасть. Православный человек благоговеет перед Богом, а западное христианство хочет превратить Его в подручного в своих земных делах, приспособить Христову церковь под мирские нужды.
Судьба русского человека - умеренность, записанная в его геноме. Мы не можем, даже если захотим и будем стараться, догнать Запад в греховном чрезмерном прогрессе, потому что н а з н а ч е н ы к д р у г о м у. Сказано: "Москва - третий Рим, первые два Рима погибли, а четвёртому не бывать".8 Наша миссия - сохранить в человеке образ Божий. Это не удалось обеим Римским империям. Русские - Его последняя надежда, и мы не вправе её не оправдать.
____________
1 Любопытство - стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (см. "Словарь русского языка С.И. Ожегова")
2 Организм - живое целое (растение, животное, человек) с его согласованно действующими органами (см. там же)
3 См. "Этюд о жизни" в моих "Репликах по поводу 44" - А.У.
4 См. https://spiritual_culture.academic.ru/751/Духовные_потребности
5 На Западе низменные потребности людей не отвергаются безоговорочно, а пользуются пониманием и снисходительностью
6 Потребительство - совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступают стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений, ...отказ от требований умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским общественным мнением (см. dic.academic.ru. Словари и энциклопедии на Академике. Словарь по этике. Потребительство)
7 Эту характеристику можно отнести даже к М.В. Ломоносову, считающемуся первым великим русским учёным-естествоиспытателем мирового уровня (см. Википедию)
8 Высказывание, приписываемое монаху псковского Елеазарова монастыря Филофею (см. Википедию)