МЫСЛИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ
О славе
Люди стремятся к славе по недомыслию, ибо вместе со славой приходят сопровождающие ее издержки: зависть окружающих, подлость подлецов, гнусность отдельных журналистов, измена клянущихся в любви друзей.
Ахматова говорила: я испытала подлое бесславие и истинную славу, и, в конце концов, поняла, что это - практически одно и то же.
Кстати, 'это' понимают все именно 'в конце концов': уже пройдя весь этот путь.
Поэтому слава была, есть и будет (вместе с фанатичной увлеченностью) движущей силой всех видов прогресса человечества.
О национальности
Издавна укоренилось мнение, что национальность человека определяется кровью предков. Однако мнение это базируется исключительно на древности именно такого подхода к определению национальности. К тому же в основной массе случаев такой подход отражает истину.
Но такой подход не имеет критического осмысления.
Достаточно взглянуть на младенцев, волею случая воспитывавшихся в среде чужой, - относительно его крови - нации, которая, по мере формирования личности, становилась родной ему нацией.
А как определить национальность людей, в генетическом древе которых понамешено множество национальностей.
Видимо, дело здесь не в генах, не в крови, а исключительно в национальной среде формирования личности. Видимо, дело в том, какую нацию сам человек считает родной. За судьбу какой нации болит душа. Сопричастность к какой нации ощущает сам человек.
Видимо, это и есть главный критерий причисления человека к той или иной нации.
Поэтому нет ничего противоестественного, когда человек явно, например, не русской внешности называет себя русским.
О Боге
Если это понятие определить как субъективное представление человека о существовании сверхъестественных сил, способных влиять на его жизнедеятельность, способных определять его судьбу, способных облегчать, - при правильном общении с этими силами, - его участь, - то, вне всякого сомнения, такой Бог существует.
Если же под Богом понимать наличие объективных (независимых от субъективного сознания) сверхъестественных силы, общение с которыми способно изменить судьбу человека, - то нет фактов, опираясь на которые можно было бы утверждать, что такой Бог существует.
Без претензий на истину в последней инстанции, склонен полагать, что необходимость в Боге, и отсутствие такой необходимости определяется врожденной (генетической) предрасположенностью человека либо решать все проблемы жизни посредством собственного интеллекта, либо доверить делать это кому-то, а самому следовать за избранным.
Люди, доверившиеся избранным - верующие люди - вовсе не являются интеллектуально ущербными людьми. Это люди с особой интеллектуально-психической специализацией, которая рождает большие таланты особенно в сфере различного рода искусств. Среди них, - как показывает жизнь, - были и есть весьма достойные люди, и даже выдающиеся умы.
Среди избранных, - как показывает та же жизнь, - кого только ни было: начиная с Богов, признаваемых тремя основными религиями, Богов, признаваемых различными ответвлениями от этих религий, Богов, пропагандируемых огромнейшим количеством различного рода сект, и кончая живыми Богами и откровенными проходимцами и авантюристами.
Но что следует признать, так это то, что все избранники имели или имеют способности вести за собой нуждающихся в вере людей.
Понятно, способности Богов, живших столетия или тысячелетия тому назад, обросли красочными легендами, 'историческими фактами чудотворчества', мощной поддержкой административного религиозного аппарата, дорогостоящей материальной базой в виде церквей, мечетей, буддистских храмов. Современным богам приходится опираться только на свои способности и небольшие группы поддержки.
Кстати, наблюдая за современными живыми Богами, не трудно заметить, что это - люди имеют такую же интеллектуально-психическую специализацию, что и ведомые ими люди. Разница лишь в том, что ведомые верят в Бога, а Бог верит в то, что он рожден вести и спасти неспособных идти самостоятельно.
С Богом жить, видимо, проще. С Богом можно поговорить, покаяться, попросить прощения.
А если в душе одна только болезненно обнажённая совесть. У неё прощения не попросишь. Она безжалостна.
Единственное, пожалуй, преимущество самостоятельно идущих по жизни людей - это малая вероятность попасться в сети шарлатанов и авантюристов.
Эвтаназия
Однозначно недопустима эвтаназия в форме убийства больного кем-либо: палачом-ли, которого обязывают сделать это, или палачом, изъявляющим желание сделать это.
Думаю, в этой части вопрос можно считать решенным.
Что касается эвтаназии в форме предоставления возможности больному прекратить свои страдания посредством самоубийства, то вопрос заключается в следующем: имеет ли кто-либо моральное право в такой ситуации навязывать больному свое виденье этой проблемы.
На мой взгляд, в такой ситуации навязывать невыносимо страдающему человеку свое понимание проблемы, - если он об этом не просит, - абсолютно безнравственно.
Настолько же безнравственным является навязывание больному в такой ситуации понятий Бога и греха.
У каждого человека свой Бог в голове, и со своим Богом каждый должен разбираться самостоятельно, если, опять же, больной не имеет иной просьбы.
Никто не имеет морального права лезть человеку в душу вообще, а в такой ситуации, тем более.
Никто не имеет морального права в такой ситуации удерживать человека от самоубийства.
Таким образом, в этой части вопрос тоже решается однозначно - эвтаназия в форме предоставления больному возможности самостоятельно уйти из жизни допустима, и в плане высокой нравственности, и в плане необходимого сострадания.
Выступающие против эвтаназии, думаю, заботятся, прежде всего, о собственном имидже, не утруждая себя тем, чтобы представить себя в положении бесконечно страдающего человека.
Корректировка некоторых афоризмов
'Философия начинается там, где кончаются эмоции'
Там, где кончаются эмоции, наступает смерть. Ибо эмоции являются движущей силой жизни вообще и мысли в частности.
Философия начинается там, где кончается проявление эмоций в форме видимых реакций, где вся энергия эмоций направляется на работу мозга, осмысляющего породившую эмоции ситуацию.
'Всякий народ имеет такого правителя, которого заслуживает'.
Образец недиалектического мышления. То же, что и моментальная фотография летящей стрелы.
Процесс демократизации развивается не за счет благородства правителей, дарующих народу частицы своей власти, а за счет отвоевывания народом у правителей частиц их власти.
Всякий народ заслуживает лучшего правителя, даже если имеет хорошего.
'Революции начинают романтики, осуществляют прагматики, а ее плодами пользуются подлецы'
Дореволюционная подлость, однако, в основном, хуже послереволюционной - в этом и заключается смысл всех революций.
'Демократия как форма управления обществом далека от совершенства, но ничего более совершенного человечество не придумало.'
Демократия это саморазвивающаяся, самосовершенствующаяся форма управления обществам, движущей силой развития которой является творчество и активность членов общества.
Нет предела совершенствования демократии.
Никакая иная форма управления обществом не имеет таких перспектив совершенствования, как демократия.
Демократия - самая совершенная форма управления обществом.
'Никакая идея не стоит жизни даже одного младенца'
Мысль, достойная лозунга, но не руководства к действию, ибо именно идеи являются движущей силой всех форм прогресса человеческого общества, в том числе и в вопросах спасения жизни миллионов младенцев.
Удел глупца путать простоту решения с примитивностью, а вычурность рассуждений с глубокой научностью.
Мой единственный стишок
Любовь: мечта иль умопомраченье,
Физиологии ль влеченье -
Загадка тысяч лет,
И всё разгадки нет.
Источник жизни, вдохновенья,
Страстей, трагедий, упоенья,
Источник творчества для гениев великих:
Наградою она была для них.
А что, коль нет её - пустыня, ночь,
Холодный черный космос, и вдохневенье прочь.
Пуста, уныла та душа, что не любила страстно,
Великое ей неподвластно.
|