Тульчинский Л. : другие произведения.

Самиздат, как проза жизни. Литобзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заточка зрения








   
   
   
   " Составляя опись пороков и добродетелей, 
   собирая важнейшие случаи проявления страстей,
   создавая типы путем соединения отдельных 
   черт многочисленных однородных характеров,
   может,думалось мне, я смогу в конце концов
   написать историю  нравов." 
   
                 Бальзак." Человеческая комедия". 
   
   


       Сейчас,  для того, чтобы перебелить,  отшлифовать 
   непонравившийся   абзац, уже  не  нужно  переписывать 
   всю страницу.  Компъютер превратил тяжкий прозаический 
   труд в удовольствие, а  Интернет  до предела  упростил
   публикацию.    Однако технический прогресс не отменяет
   главного - Самиздат    имеет  смысл, когда  его читают.
   Что же читают в Самиздате? 
   
      Когда открываешь новый для себя текст,а имя автора
   ничего не говорит,всё имеет значение: название,аннота-
   ция, форматирование , первое предложение, произвольно
   выбранный диалог,любая случайно попавшая на глаза фраза: 
   
       "...Прошлое постоянно вмешивалось в их разговор, не 
   давая  возможности расслабиться, почувствовать себя рас-
   кованно, радостно... " 

   или: 
   
   " По оживающему постепенно лесу никуда не спеша движется серое
   пятно,лавируя между кустами, деревьями,остатками упавших когда-
   то давным-давно стволов." 
   
   или: 
   
   " Говорят,что женщинам достаточно девяти секунд,чтобы определить,
  будет ли она вступать в интимные отношения с данным мужчиной.
  О достоверности  такого определения говорит..." 
   
   Остальное читается с трулом или вообще не читается. Не так уж
   много в Самиздате откровенно слабых текстов, но они есть, они 
  чувствительны,поэтому,чтобы восстановить зрение и слух, по пять 
  раз в году перечитываешь " Записки охотника." : 
   
   " Я сидел и глядел вокруг и слушал. Листья чуть шумели у меня
  над головой;по одному их шуму можно было определить какое тогда
  стояло время года. То был не веселый,смеющийся трепет весны, не
  мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное ле-
  петание поздней осени, а едва слышимая, дремотная болтовня." 
                  
                                          И. Тургенев "Свидание." 
   
   И снова читаешь: 
   
   "В. тоже нельзя было назвать красавицей: чуть более правильные
   черты лица да волосы погуще... ", 
   
   И  споткнулся на этом. Может быть, зря. Может, это всего лишь 
   небрежность.  Чтение, потребовавшее в самом начале некоторого
   усилия,порой оправдывает себя. 
   
   
   Ручейковая драматургия А. Ширвина ( " Облицовщики") поначалу
   едва зацепила: 
   
   
   " Маркс и Энгельс." 
   
   Братья, Маркс и Энгельс, в отличие от Климентия, были профес-
   сиональными облицовщиками.Класть плитку их научили еще в ПТУ.
   На свет они появились лет тридцать назад в результате деления
   маминой  яйцеклетки на две  одинаковые  части.   Различить их
   можно было только по одежде, инструменту, музыке, которую они
   слушали на своих маленьких китайских магнитолах и составу 
   раствора,  который они замешивали в своих бадьях..." 
   
   но вчитался : 
   
   " Клим." 

      Вообще то у Климентия была другая, основная профессия. На
   визитках,которые  он оставлял  клиентам, жирным шрифтом было
   написано слово - "ВРАЧ", далее, более мелким значилось - "Об-
   лицовка. Электромонтаж". 
   Потом следовали:номер домашнего телефона и пейджер.Мобильная
   связь в то время была непомерно дорога,телефоны стоили очень
   много и весили столько же. " 
   
      и разглядел  отчетливый, глубокий  слепок обыденной жизни,
   оценил простой,выразительный стиль повествования. 
   
   
    Что,кроме хорошего стиля, заслуживает внимания? Самобытность
   взгляда и достоверность высказывания: 
   
   
    " Здравствуйте, я - Жуэл.  Простой Жуэл из простой какаовой
   деревни. Какаовой, потому  что рядом какаовая плантация, а я
   работаю на ней с другими, такими, как я  , не писателями , в
   общем. Почему пишу,  спросите? Надо значит. Объясню ниже. " 
  
                      "Банальная история" от Квинто Крыся. 
   
   Всего лишь в нескольких фразах: 
   
   " Я чувствовал её везде, видел её везде, только уже наяву,
   предугадывал каждое движение  её руки, каждое её слово. Я
   вынимал из сердца моего и выращивал для неё невообразимые
   растения, цветы, которые я видел в её мечтах и её глазами.
     А ей всё было мало..." 
   
    правдивая  история любви, которыми, собственно говоря, и
   очерчена жизнь каждого человека. 
   
   
     Жизнь многообразна. все в ней перемешано - и счастье, и
  любовь и смерть, и   "Мокрая трава, больная луна, недобрый,
  страшный взгляд Кобы - будто  сквозь толщу  тьмы прожектор
  осветил разверзшуюся пропасть. Недобрый, нехороший взгляд - 
  он снова подумал о том, что ему, вероятно,показалось.Коба
  всегда так смотрит. " 
 
          Клебанова Виктория "Одна ночь Николая Ивановича." 
   
     Вроде бы, что нового можно рассказать о том, что очень
  хорошо известно всем? Это зависит от того,кто рассказывает.
  Вчитываешься не сразу,но постепенно начинаешь понимать,что
  натолкнулся на стоящую вещь. 
   
   
     Таких находок множество,потому что среди тех,кто выбрал
  для  публикации своих  текстов  Библиотеку  Мошкова  много
  одаренных людей. Кто знает, что именно предопределяет этот
  выбор,но абсолютно ясно:случайного в этом мало.Ибо у каждо-
  го сайта есть свое неповторимое лицо, индивидуальный почерк,
  особый литературный ландшафт. 
   
    Во многом это зависит от тех,кто поднимает общий уровень,
  устанавливает планку-от тех,чьи имена на слуху. Их не чита-
  ешь, то есть не замечаешь что  читаешь. Чтение  не требует
  усилий, это вообще не чтение, а погружение  в  создаваемый
  Мастером образный   мир. Он шелушит слова, проникает в
  самое их ядро, заставляет  звучать  по-новому,   по-новому
  взаимодействовать, и незаметно  включается какое-то особое
  внутреннее зрение:ты уже  не  просто сопереживаешь, живешь
  этим: 
   
  "Вторым и, может быть, главным смыслом проживания последних,
  отмеренных  самому себе дней были воспоминания. Зуев словно
  теребил память ослабевшими пальцами,смакуя отзвуки прошлого,
  двигаясь по вершинам повторяющегося и никогда не повторяюще-
  гося пятиугольника. 
   В один день рассматривал фотографии  на стенах, листал аль-
  бомы и  перекладывал коробки с карточками.  Во второй читал
  письма, смотрел школьные рисунки и  тетрадки сына. В третий
  перебирал старые вещи,детскую одежду,  любимую чашку своего
  парня, незатейливые игрушки, дешевые украшения жены.  В чет-
  вертый  день понемногу продирался через бурьян по бывшей де-
  ревне, ходил по двору или дому,трогал  стволы деревьев,упав-
  шие калитки, угадывал в зарослях крапивы  погибающие яблони,
  называл по именам хозяев разрушенных домов.
   В пятый сидел на  обломке полусгнившего бревна у вздрагива-
  ющего зеркальца затененного  родника и думал. Сегодня опять
  смотрел фотографии. Безымянный  кот презрительно поглядывал
  с подоконника, где-то рядом  куковала кукушка, предсказывая
  совершеннейшую чушь,а он рассматривал лица давно ушедших лю-
  дей и плакал. Иногда со слезами, иногда без слез..." 
  
                 Малицкий Сергей. "Рвущаяся нить." 
   
   Прочёл  и долгое время  находишься под впечатлением, перети-
  раешь в памяти банальную,казалось бы, житейскую историю и то,
  как потрясающе она рассказана: 
   
   " - Ты вообще  хоть знаешь, что такое  женщина?  С женщиной
  так нельзя! Молчать нельзя!Уходить нельзя!Стрелять в женщину
  нельзя! По буеракам водить босую нельзя! Да стой же!.. 
   
   -А подарок? Что ж ты, мужик? Не обижай! 

   Зуев вытащил из кармана кулак и разжал в ее ладонь.Звякнули
  друг об друга желтая гильза и серая пуля. 
   -Зуев! - закричала она вслед. - Это  не твой подарок, Зуев!
  Не твой это подарок! " 
  
   
   Такое же потрясение было,когда открыл для себя Врочека Шимуна: 
   
   " Три мертвых бога." 
   
   " Мне сорок три года. Я родился двадцать семь лет назад, со
  дня же моей смерти прошло около семнадцати веков...    
     Атака легиона - это всегда страшно.Иногда,проверяя выучку
  центурий, я встаю перед строем и приказываю младшему: шагом -
  на меня. Строем, без дротиков,молча...Озноб продирает хребет,
  скулы сами собой твердеют- кажется,я снова на улицах Скироса,
  и снова сверкающая змея легиона  глотает улицу стадий за ста-
  дием... 
    Я кричу: подтянись, левый край, не говно месишь! 
    Я говорю: четче шаг, сукины дети! " 

   Тексты  Шимуна - неоспоримое свидетельство существования па-
  ралельных  миров, основанных  на тех же материях, что и твой
  собственный-тот же  алфавит,та же пунктуация,те же  знакомые
  всем слова. Но они таким  образом  выстроены, подобраны, так
  взаимодействуют, что поневоле ловишь себя на мысли:это  иной
  мир.

   Дело не в содержании,точнее, не только в нём,- в настроении,
  которым пропитаны тексты и которое неуловимо передается тебе.
  Проза - как очень хорошая поэзия,

   Ощущение-сродни тому, которое внезапно испытал  после долго-
  го блуждания по" Русскому музею".  Бесконечная череда портре-
  тов,лубочные пейзажи, натюрморты,потом,внезапно, - несколько  
  небольших картин Левитана.И все  - полное погружение, грусть
  и печаль,тоска, и надежда.   Все разом. Так и В.Шимун. 
   
   Самобытные, яркие таланты. Ни тебе избитой банальности, ни
  убогой риторики. Бог,действительно, живет в деталях, а не в
  мелочах. Талантливая проза тем и отличается от графоманской,
  что достоверна. Ей претят витиеватость и  украшательство.По-
  этому   читаешь её, и перечитываешь. 
   
   
   Как это: 
   
   "Но с другой стороны - колли. Я в них души не чаял. У меня
  в детстве была собака, похожая на колли, помесь, полукровка.
  На эту морду я мог глядеть часами.А тут настоящий.Насколько
  я помнил, они бывают рыжие,голубые и черные-я  больше всего
  любил черных. Они напоминали  мне  послов  собачьего мира -
  этакие дипломаты в смокингах. " 
 
                        Ю. Бригадир . "Сердце Анубиса." 
   
    Повторяюсь:много таких находок в Самиздате,гораздо больше,
  чем в других аналогичных ресурсах. 
   
    Еще одна верная примета талантливой прозы - ненавязчивый,
  глубинный юмор: 
   
   
   
     "Тракторист Петрович неторопливо шёл по раздолбанной до
   полной потери функциональности  грунтовой дороге в направ-
  лении собственного дома. Колея на дороге была глубокой и,к
  тому же,заполненной после недавнего дождика мутной водицей
  в радужных бензиновых разводах. По   своему горькому опыту
  Петрович знал, что если влезешь в эту водицу, то окажешься
  в грязи  до  колена, а в  иных местах и исподнее промочишь
  вплоть до панамы. Вот на тракторе-благодать. Трактор нигде
  не застрянет,если только не пытаться лезть в колею. Мужики
  говорили, что когда в районе   соседнего колхоза проходили
  военные учения, какой-то  супернавороченный   танк-амфибия
  вертикального взлёта и посадки  так сел в грязь посреди до-
  роги,что извлекали его потом с помощью грузового вертолёта
  и роты стройбатовцев... 
   
     Центр композиции занимал полузатонувший в грязи комбайн,
  исковерканный так,  словно на его крышу пришёлся очередной
  семимильный шаг в светлое будущее.История умалчивает о том,
  как невинный сельскохозяйственный  агрегат умудрился в мир-
  ное время  получить несовместимые с жизнью увечья, но злые
  языки поговаривают,что сия безвозвратная санитарная потеря
  произошла по причине учинённой в состоянии  крайнего подпи-
  тия председателем колхоза Николаем  Филипповичем  охоты на
  зайца. 
    Особо злые языки также подробно расписывали торчавшую из
  кабины бородатую физиономию товарища председателя, который
  с истошным криком: "Зайца не видали??!!!" нарезал круги по
  картофельному полю пытаясь зацепить  гипотетическую добычу
  вращающимся    мотовилом. " 
 
                                    А.Кич. " Патриоты." 
   
    Пожалуй, не без погрешностей:  "  Пейзаж, простиравшийся
  вокруг тракториста, никоим образом не претендовал на кисть
  социалистически реалистического художника,потому  как, во-
  первых, его серо-коричневые тона абсолютно не претендовали
  на оптимистическую палитру...",  но, главное, очень талант-
  ливо и самобытно.    
   
           Незабываемого всем нам чтения ! 


     

 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"