Большинство ныне живущих людей представляют себе случайность, как полную противоположность необходимости. То, что подчиняется нашей воле и желаниям - понимается как необходимость, а то, что не зависит от нашей воли и желания, принимается за случайность или "злой рок".
Но, если случайность и необходимость представляют собой два полюса, противоположных и противодействующих друг другу, мы можем представить их как две составляющие диалектического закона единства и борьбы противоположности.
На это указывал еще Ф.Энгельс: "Таким образом, то и другое существует в природе бок о бок; природа содержит в себе всякого рода предметы и процессы, из которых одни случайны, другие необходимы, ... Так, например, принимают решающие видовые признаки за необходимые, считая остальные различия у индивидов одного и того же вида случайными;... А затем объявляют необходимое единственно достойным научного интереса, а случайное - безразличным для науки. Это означает следующее: то, что можно подвести под законы, что следовательно знают, то интересно, а то, чего нельзя подвести под законы, чего, следовательно, не знают, то безразлично, тем можно пренебречь. ... Это значит: что можно подвести под всеобщие законы, то считается необходимым, а чего нельзя подвести, то считается случайным". ("Случайность и необходимость" Ф.Энгельс "Диалектика природы" Государственное издательство политической литературы, 1950 г. 172с.)
И дальнейшие рассуждения приводят Энгельса к Гегелевскому выводу "...что случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно, но точно также и не имеет основания, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость (Логика, кн.II, отд. III, гл.2 "Действительность")" (там же 174 с.)
То, что я, например, считаю случайностью может быть проявлением чьей-то воли или желания (являясь для того человека или физического процесса - необходимостью).
Таким образом формируется окружающая нас реальность, как пересечение и сплетение всех необходимостей. Корректируя проявления свободной воли каждого индивида абсолютной необходимостью, необходимостью, о существовании которой мы даже не подозреваем, потому что не знаем ее законов. Эта абсолютная необходимость, как закон диалектического развития, нам представляется случайностью.
И что самое удивительное, получается, случайностью можно управлять (ведь она является для кого-то необходимостью).
Можно сказать даже больше. Наши предки умели это делать.
Вспомните героя русских сказок, выходящего победителем из безвыходных ситуаций и из битв, выиграть в которых, казалось-бы невозможно. Иван-Дурак получил такое прозвище благодаря нелогичности принимаемых им решений (с посторонней точки зрения), но именно действия Ивана, учитывающие желания и волю противника и окружающих (так баба-Яга оказывает ему помощь, несмотря на все свое злое прошлое) приводят Дурака к результату недоступному для умных братьев.
Именно в тот момент, когда логичные действия ведут к поражению или смерти, надежда "на русский на авось" проводит героя "между Сциллой и Харибдой".
Отсюда (с тех времен, когда наши предки пользовались случайностью, как законом) и пошла молва про русскую удаль и презрение к смерти. На самом деле - это единственный выход в безвыходной ситуации. Мы развили в себе такое уменье потому, что жизнь загоняет нас в такие ситуации часто и густо. Потому этот навык не используется в народах, где жизнь идет по накатанной, без стрессов и смертельной опасности, где нет необходимости идти по горящим углям.