Тропин Борис Евгеньевич : другие произведения.

Медвежья фамилия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Медвежья фамилия
  В Билингве аншлаг.
  В рамках VII Бьеннале поэтов впервые на одной площадке выступают пять из семи лауреатов Национальной премии "Поэт".
  Ведущий Сергей Чупринин.
  
  Поскольку в России каждый разговор начинается с телевизора, то и Чупринин, человек хоть и известный в литературном мире, а нарушить традицию оказался не в состоянии:
  "Рассуждают две ведущие, - рассказал он.
  - Хочется, чтобы на телеканале "Культура" было побольше современных поэтов, - говорит одна.
  - А разве есть современные поэты? - удивляется другая.
  - Ну как же! Помнишь, есть такой Воденников?
  - Да, - говорит, - Воденников.
  - Ещё поэтесса, боюсь, фамилию перепутала, Полозкова, кажется...
  И тут они сошлись на том, что счастье настанет, когда по телевизору можно будет слушать и видеть поэта Орлушу.
  
  Не могу сказать ничего дурного ни о Полозковой, ни об Орлуше, ни о Воденникове, ни о других модных именах, но бремя поэта рассчитано никак не на медийную моду, - продолжил Чупринин. - Мы радуемся, когда поэты выступают на телевидении, по радио, когда они пишут в газетах, но для нас не это является главным.
  
  Идеи создать из поэтов медийный коллектив у нас нет. Но было бы неплохо составить отборный список современных русских поэтов, знание о которых совершенно непременно для любого читающего человека. В идеале я бы завел в старших классах средней школы спецкурс, какой-нибудь факультатив, потому что, мне кажется, нельзя чувствовать себя принадлежащим к образованному сословию в нашей стране, если ты не знаешь этих стихов.
  
  Их не обязательно любить. Поэты, которые входят в эту великолепную семёрку очень разные. И когда жюри принимает решение, мы ищем консенсус. Главное, чтобы поэт, принадлежал к высшей лиге современного стихотворчества.
  
  Разумеется, не только эти семь человек заслуживают всяческого внимания, уважения и самое главное - знания. Есть и другие поэты в наших лонг и шот листах. Это люди, начиная где-то с сорока лет. По крайней мере, есть 5-6 человек верных кандидатов на эту премию. Вопрос только, в какой очерёдности они станут её лауреатами. Мы премируем деятельность поэта в течение всей его жизни. Эта премия по совокупности заслуг перед русской поэзией.
  
  К великому сожалению сегодня в этом зале нет двух поэтов лауреатов Инны Львовны Лиснянской и Виктора Александровича Соснора.
  Здесь пять поэтов. Никому в голову, я надеюсь, не придёт решать вопрос, кто крупнее Фет или Баратынский, Тютчев или Лермонтов. Точно так же и здесь. Они равны. Поэтому будут читать по алфавиту".
  
  Сергей Гандлевский
  Когда много лет назад тонкий юноша азартно и ярко обозначился на фоне тогда еще советской, но уже не советской поэзии, его стихи стали открытием для многих.
  Читал быстро, взахлёб, скороговоркой, и нужно было здорово поднапрячься, чтобы ничего не пропустить, чтобы удержать ту невиданную и неслыханную поэтическую радугу. Тогда он уже на несколько десятилетий опережал своих сверстников, и многих других товарищей и недругов по цеху.
  Сегодня Сергей Гандлевский мэтр.
  Монументальный в белом свитере он внятно читает свои стихи. Интересно и приятно отслеживать изощренную игру аллюзий, ассоциаций и антитез, оценивать повороты мысли и ажурные мостики перехода от мира реального в литературный и обратно.
  Возникло ощущение, что человек и поэт в его лице пришли к консенсусу и застабилизировались в некоем устойчивом состоянии, и теперь заслуженно, что называется, пожинают лавры.
  Имеют право!
  Стихи Сергея по-прежнему хороши, не утратили свежести и привлекательности. Но стали гораздо спокойнее. Как и автор. Слишком силён был тот творческий импульс юности, которого хватило на долгие годы.
  
   "Старость по двору идет,
   детство за руку ведет,
   а заносчивая молодость
   вино в беседке пьет.
   Поодаль зрелые мужчины,
   Лаиса с персиком
   в перстах.
   И для полноты картины
   рояль виднеется в кустах.
   Кто в курсе дела,
   вряд ли станет
   стыдиться
   наших пустяков,
   зане метаморфозой занят:
   жил человек - и был таков.
   А я в свои лета, приятель
   и побратим по мандражу,
   на черный этот
   выключатель
   почти без робости гляжу.
   Чик-трак - и мрак.
   И все же тайна
   заходит с четырех сторон,
   где светит месяц
   made in China
   и спальный серебрит район,
   где непременно в эту пору,
   лишь стоит
   отодвинуть штору,
   напротив каждого окна -
   звезда тщеты,
   вот и она".
  
  Тимур Кибиров
  Несколько лет назад его стихи показались мне интересными лишь фрагментарно. На этот раз в Билингве он предстал, пожалуй, самым современным и актуальным автором. Стихи Тимура Кибирова - это наблюдения проницательного человека, фиксирующего и анализирующего отклонения от Божьего промысла в умах и поведении современников. Наблюдения стойкого оловянного солдатика, не скрывающего своего неодобрения этими шатаниями, несмотря на их массовый характер, и не желающего присоединяться к общему хору. Стилистическая адекватность сегодняшним деформациям русского языка делает эти стихи остро цепляющими, не проскакивающими мимо ушей.
  
  С необщим выраженьем рожи
  Я скромно кланяюсь прохожим.
  Но сложное понятней им.
  А мы... ничем мы не блестим.
  
  Понятней сложное, приятней
  Им площадная новизна,
  Ребяческая крутизна
  И велемудрая невнятность.
  Cие опять прельщает их.
  А мы-ста будем из простых.
  
  Мораль из моды вышла ныне,
  А православие вошло,
  Уж так вошло, что все едино -
  Писать об этом западло.
  Пристойней славить смерть и зло.
  
  Не зло - так боль, не смерть - так блядство
  Пристойней и прикольней петь.
  Пристойней тайное злорадство,
  Что нам Врага не одолеть
  И что исчезнул, как туман,
  Нас возвышающий обман.
  Что совести и смысла нету,
  А низких истин - тьмы и тьмы,
  И что достойнее поэту
  Восславить царствие Чумы...
  
  Но романтический поэт,
  Безумец, подрывает снова
  Благопристойности основы,
  Клеймит он снова хладный свет!
  Noblesse oblige и volens-nolens,
  Такая уж досталась доля,
  Такой закон поэту дан -
  Он эпатирует мещан
  Враждебным словом отрицанья,
  Не принимая во вниманье,
  Пропал он нынче или пан!
  
  Вот почему нравоученья
  И катехизиса азы
  Во вдохновенном исступленье
  Лепечет грешный мой язык.
  
  Дрожа в нервическом припадке,
  Я вопию, что все в порядке,
  Что смысл и выход все же есть
  Из безнадежных общих мест,
  Что дважды два еще четыре,
  Пою я городу и миру!
  
  Есть упоение в говне,
  В нытье со страхом и упреком.
  Но в этом я не вижу проку
  И это не по вкусу мне.
  И спорить о подобных вкусах
  Готов я до потери пульса!
  
  (Неточность рифмы знаменует,
  Что автор не шутя психует
  И сознает, насколько он
  Атавистичен и смешон).
  
  Что ж, веселитесь... Стих железный,
  Облитый злобой... bla-bla-bla...
  В надежде славы и добра
  Мне с вами склочничать невместно.
  
  И пусть умру я под забором,
  Как Блок велел мне умирать,
  Но петь не стану в этом хоре,
  Под эту дудку танцевать.
  
  Грешно мне было б. Не велит
  Мне Богородица такого.
  К тому же - пусть Она простит -
  Мне скучно, бес, пуститься снова
  В пучину юношеских врак,
  В унылый пубертатный мрак.
  
  Александр Кушнер давно и хорошо известен. Он первым получил Национальную премию "Поэт" и поныне уважаем, несмотря на "красавицу и симпатягу". Первое стихотворение, которое он прочел, не вызвало отклика. А вот второе завоевало, пожалуй, самые громкие и продолжительные аплодисменты с криками одобрения. Узнаём себя!
  
  "Не люблю французов с их прижимистостью и эгоизмом,
  Не люблю арабов с их маслянистым взором и фанатизмом,
  Не люблю евреев с их нахальством и самоуверенностью,
  Англичан с их снобизмом, скукой и благонамеренностью,
  Немцев с их жестокостью и грубостью,
  Итальянцев с плутовством и глупостью,
  Русских с окаянством, хамством и пьянством,
  Не люблю испанцев, с тупостью их и чванством,
  Северные не люблю народности
  По причине их профессиональной непригодности,
  И южные, пребывающие в оцепенении,
  Переводчик, не переводи это стихотворение,
  Барабаны, бубны не люблю, африканские маски, турецкие сабли,
  Неужели вам нравятся фольклорные ансамбли,
  Фет на вопрос, к какому бы он хотел принадлежать народу,
  Отвечал: ни к какому. Любил природу".
  
  Не успел ведущий объявить следующего выступающего, как откуда-то из глубин зала раздался громкий и требовательный крик:
  - Это всё проза! А когда стихи начнутся?
  Вот тебе и поэты лауреаты!
  Оказывается, есть и лучше!
  И они здесь в зале!
  И кто же это?
  
  Возникло некоторое замешательство. Но Сергей Чупринин напомнил, что выступают лучшие поэты России, и, начав с "Испанских писем", чтение продолжила Олеся Николаева:
  
  "Дорогой! Я живу все блаженнее, то есть - бездумней, чудесней:
  не копаюсь в себе, а беру что ни попадя, с края,
  говорю невпопад и ни к месту, испанские песни
  на ходу напевая...
  
  Дорогой! Испания - это сухая, выработанная земля.
  Вспыхивает от каждой спички. Чадит, дымится.
  Никого не чтит, даже испанского короля,
  а при этом ищет, кому бы ей поклониться...
  
  Все это пишут в местных газетах. Но -
  как ты ни пробуй прижиться, врасти искусно -
  иезуитом здесь быть противно,
  шутом - грешно,
  аристократом - сомнительно,
  чернью - гнусно.
  
  Любопытно, что те - из кидальщиков, шулеров и катал,
  выходцы из низов, а некоторые, отмотавшие здесь по сроку,
  то есть те, которые первоначальный делали капитал
  рэкетом - детей воспитывают уже по доктору Споку.
  
  Отдают в классические гимназии - грызть гранит,
  сокрушать латынь,
  узнавать, кто такие стоики,
  читать Писанье,
  учить на нескольких языках "Отче наш" и "Господь простит",
  выправлять генотип золотою печатью знанья.
  То есть попросту - выходить в дворяне..."
  
  "Олег Чухонцев принадлежит к поколению шестидесятников. Но на стадионах он не гремел, на выступлениях в Политехническом не замечен. Интонационно его стихи - очень тихие".
  Так о нём пишут.
  А так пишет он:
  
  "Жизнь - это высшая мера с отсрочкой, думаешь, перебирая марки:
  взрывы страстей и домов, банкротства, выигрыши, теракты,
  или вот в кляссер пинцетом вкладывать маленькие подарки
  и получить отдарок бумажный с диагнозом катаракты...
  . . .
  И не то, чтобы тайна сия велика
  или светит мне путь роковой,
  только я истекаю тщетой как река
  из последних своих рукавов".
  
  Действительно, сильные поэты. Не буду говорить о равенстве. Равных поэтов не бывает. Близкие по уровню качества и тематике. А в целом, некое обособившееся высокопрофессиональное поэтическое сообщество, во многом, самодостаточное, где свои писатели и свои читатели, подпитывающие друг друга благожелательным общением и аплодисментами. А будущие лауреаты уже известны на семь лет вперед. Неудивительно, что в стихах этих поэтов обнаруживается немало общего.
  
  Как изменился характер поэзии на рубеже веков! Сегодня поэт - это не глашатай, трибун и законодатель моды. Сегодня поэт - это наблюдатель, аналитик, ёрник и печальник на развалинах былой империи.
  
  В то же время где-то в глубинах и недрах зреет и ворочается что-то невнятное, неуклюжее, непрофессиональное, но отчаянно желающее вырваться к свету, к массам, к признанию, на баррикады.
  
  И едва Олег Чухонцев закончил чтение, как снова раздался крик. Какой-то странный человек кричал, что это он замечательный поэт, которого нужно читать в первую очередь. Что именно его стихи лучшие!
  - Читайте настоящего поэта! - кричал он на весь зал.
  - Отец, ну все в порядке, хватит! - пытался успокоить его охранник.
  - Не отец! - строго поправил тот. - Я Поэт!
  
  Все смешалось. Словно в этот корабль поэзии, торжественно идущий по волнам российского предгрозового безбрежья, вдруг вскочило что-то большое, лохматое и стало его раскачивать, нарушая слаженную работу команды.
  
  Но корабль продолжил свой путь. Замечательного поэта с медвежьей фамилией успокоили. И всё вернулось в благопристойные рамки. Однако стало интересно. А кто он такой, чтобы бросать вызов известным и признанным?
  И почему ему так желанно это звание - Поэт? Зачем? Ведь оно не приносит ни денег, ни счастья!
  Или российская действительность уже затребовала Поэта в том еще, старом понимании, а мы этого пока не ощутили?
  
  Я внял призыву. Стал искать замечательного поэта с медвежьей фамилией.
  А вот какой именно? Неужели забыл!
  Первое, что пришло в голову - Потапов. Искал-искал - нет, не то. И тут вспомнил - Топтыгин. Самая медвежья!
  
  Точно он. Бывший летчик в своих рифмованных текстах он крушит и правых, и левых, клокочет словно вулкан, выбрасывая в атмосферу обрывки из классики, взъерошенные эмоции, пытаясь высказать что-то своё и очень важное...
  
  А не так-то это просто!
  
  Беспокойный хаос бурлит в нём в поисках выхода и никак не отливается в драгоценный металл поэзии.
  И он такой не один! Нечто похожее, но гораздо моложе появилось и у нас на лито, и на разных сайтах. И у них есть читатели и почитатели.
  Новая мутная волна?
  Стихов ещё нет, но вырываются строчки, и кипит безудержное желание явиться городу и миру, как предвестье того, что уже приближаются другие времена, другие авторы и другие стихи. Наверное, они будут гораздо проще и понятнее массам, более традиционны по форме и менее связаны с литературной сокровищницей.
  
  А лауреаты?
  Весь этот признанный и достойный корабль поэзии?
  Или это уже не корабль?
  А прогулочный катер, на котором заслуженно отдыхают и пожинают лавры авторы, немало сделавшие на своём благородном поприще, а поэзия, некогда осенявшая их, ныне в полном согласии с деградацией населения и языка опускается в массы и становится более эмоциональной, примитивной и действенной?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"