Так получилось, что на последних занятиях по разговорному английскому, мы разбирали две песни - "Hotel California" (песня в представлении не нуждается), и "Me and my monkey" Робби Вильямса. Стоит сразу оговориться, что смысл этих разборов заключался в том, что обе песни насыщены идиоматическими выражениями, присущими англо-американской культуре. Кроме того, el maestro - американец с русскими корнями.
Уверен, что не ошибусь, если скажу, что песни являются отражениями культуры и субкультур. Впрочем, это не открытие, я лишь повторяю давно избитое мнение. Но все же, мне хотелось бы заострить внимание на содержании песен, и провести некоторые параллели с литературой и кино.
Мне не часто приходиться переводить песни, большинство из тех, что попадались под руку - лирические, романтические. Однако эти две песни с уверенностью можно отнести к эзотерическим.
"Отель" является одной из самых популярных иностранных песен в России (а ранее - в СССР). Ее нередко включают в многочисленные сборники популярной музыки, нередко можно встретить - в романтических подборках. Мне не раз приходилось слышать о том, что "Отель" является чьей-нибудь "песней первой ночи" или "семейной песней". У большинства она ассоциируется с любовью. Но...
Если абстрагироваться от музыки как таковой и переделать стихи в прозу, то первым впечатлением будет, что это очередной сценарий фильма Дэвида Линча, продолжение "Маллхоланд Драйв", настолько сюрреалистичной оказывается песня. А может она написана по черновикам Эдгара Алана По? Не знаю. По крайней мере, впечатления именно такие...
Уставший водитель, посреди пустыни, когда дорогу освещает только звезды и луна, и вдруг - Она. А впереди Отель, девиз которого "Здесь вы найдете что угодно". И он ходит по ирреальному зданию, пьет вино 69-го года, танцует. А затем попадает на пир, где все гости - застывшие статуи с ножами. Все выглядит ирреальным. И он бежит, пытаясь покинуть отель, вот только не может, затерявшись в собственном сне, иллюзии, ином мире? Голова кружится, словно ты пьян, и кажется, что на этом еще ничего не закончено...
Вторая песня несколько иная, и не так хорошо знакома российскому слушателю, однако, несомненно заслуживает внимание. Общее с "Отелем" у нее в одном - сюрреализм.
Сначала не понимаешь, о какой же "обезьяне" поет главный герой - она разговаривает, влюбляется, спит, заказывает проституток, любуется с балкона панорамой Лас-Вегаса. Друг? Брат? Отец? Нет.
"Monkey in your bag" означает иметь какой-нибудь порок, недостаток. И в данном случае, это наркотики, зависимость от них. Хотя эту ситуацию можно рассмотреть и с другой точки зрения. Альтер-эго, второе Я, темное и чуждое, которое мы не можем признать своей частью, а потому отделяем от себя.
Почему жанр "сюрреализма", мистики, и просто сказки вновь завладел нашими душами? Просмотрите афишу кинотеатра! В ближайшие два месяца репертуар на 70% состоит из сказок, мистики и ужасов. Загляните в книжный магазин. Что первое бросается в глаза? Фэнтези, фантастика, огромный ряд книг Стивена Кинга, "Ночной Дозор" Лукьяненко, эпические саги Перумова.
Что это? Попытка убежать от окружающей реальности, спрятаться, чтобы не видеть ужасов действительности, не принимать ее и не понимать, желание стать ребенком, вечно молодым Питером Пэном - гениальным персонажем XX века? Мне приходилось видеть людей, живущих иллюзиями. Вся их жизнь напоминает сон. И когда они просыпаются - то, что они видят, хотят ли этого или же нет, "ломает" психику. Ранее добрые, веселые и жизнерадостные превращаются они в злобных и ужасных монстров.
Или все-таки это стремление нашей души вырваться за пределы мира, принять в себя больше того, что нас окружает? Может быть, узость нашего восприятия вынуждает придумывать образы и материализовывать идеи, не имея возможности познать через разум, чтобы расширить наше сознание посредством бессознательного, в котором они рождаются? Подтверждение своих слов я нашел у Юнга: "Поскольку же в высшей степени вероятно, что мы пока еще довольно далеки от того, чтобы достичь вершины абсолютной сознательности, постольку любой человек еще способен на более широкую сознательность. Это и дает возможность предположить, что бессознательные процессы постоянно и повсеместно подводят к сознанию такие содержания, которые, будучи познанными, увеличивают объем сознания. Рассматриваемое таким образом, бессознательное выступает в качестве источника опыта, не определенного по объему" В ином случае, "творческий процесс был бы замкнут в сознании, а все новое было бы не чем иным, как сознательным изобретением и измышлением"
Правда, есть и третье предположение, что это обыкновенная потребность нашего Разума материализовывать идеи, не позволяя последним разрушать нас изнутри. Она создает некий образ, отвечающий состоянию сознания, который и принимается нами за творческое видение.
Впрочем, каждый вправе думать, как пожелает...
Но мне почему-то ближе второй вариант. Мне нравится смотреть за игрой моих альтер-эго на экране в виде строчек и знаков препинания. И если подумать, то способность видеть в символах и байтах персонажей, страны, и целые миры, отношения, чувства и эмоции - поистине уникальна, даже божественна. И, наверное, будет неправильным сводить ее к простому бегству от реальности...
Как бы то ни было, расставаться с иллюзиями всегда тяжело. И этот случай не исключение.
Но надеюсь, что мы не заблудимся и всегда сможем найти дорогу сквозь иллюзии к свету.